Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методы и приемы активизации познавательной
деятельности обучающихся 5-х классов
на уроках математики 

Латышева Мария Александровна,
учитель ГБОУ СОШ № 347 Санкт-Петербурга
 Основной задачей обучения математике в школе является осознанное овладение учащимися системой математических знаний и качественное их применение в повседневной жизни и трудовой деятельности. 
Математика является одной из самых сложных дисциплин, изучаемых в школе, и вызывает трудности у многих обучающихся. Каждый учитель должен ответит на вопросы:  как мотивировать учеников к изучению данного предмета и как разработать урок, чтобы он был доступным и понятным для каждого.  Решение заключается в активном внедрении в образовательный процесс новых современных образовательных технологий.
Одним из важнейших условий успешного обучения математике является активизации мыслительной деятельности учеников. Учеба направлена не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения школьников к познавательной деятельности. Тем самым обучение происходит более эффективно и дает более успешные и качественные результаты, если у учащихся имеется желание действовать активно, преодолевать трудности при решении примеров и задач. Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – стараться его мотивировать, организовывать и консультировать. И задача учителя математики состоит в развитии у обучающихся познавательного интереса, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному добыванию знаний и умений и  применению их в своей практической деятельности.
Существуют три уровня познавательной активности: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая.
Воспроизводящий уровень заключается в том, что обучающийся должен научиться воспроизводить полученные знания или умения. При интерпретирующем уровне необходимо научиться интерпретировать умения в новых учебных условиях, применяя привычные образцы. Творческий уровень характерен для учащихся, которые пытаются найти для достижения цели новый способ решения.
Выбор метода обучения зависит от необходимого результата. От обучающихся требуется уметь применять полученные знания в практической деятельности. Степень продуктивности освоения материала во многом зависит от  активности деятельности самого учащегося.  Чем активнее происходит этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат.
 Главным мотивом активизации учеников является интерес. Конечно же этот аспект необходимо учитывать при формировании учебного материала.  Интерес у учащегося возникает, если материал содержит проблемы, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. И его познавательная активность будет направлена на исследование данной проблемы, изучения опыта её решения.
Мощным стимулом к познанию является творческий характер учебно-познавательной деятельности. Пробудить творческий интерес позволяет исследовательский характер учебно-познавательной деятельности.
Состязательность также способствует активной деятельности учащихся. Каждый ученик стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать лучший уровень своих знаний и способностей. Состязательность особенно проявляется на занятиях, проводимых в игровой форме.  Каждый ее участник начинает действовать.
Различный подход к занятиям у обучающихся вызовет интерес к урокам, при этом ученики будут с радостью идти на уроки, так как невозможно предугадать, что придумает учитель на уроке. Тем самым активизируется деятельность учащихся.
Целью учителя является организация системно-деятельностного подхода в обучении математике: научить не знаниям, а работе. Также необходимо воспитывать личность ребенка как субъекта жизнедеятельности, умеющего ставить перед собой цели, решать задачи для достижения данной цели и отвечать за полученные результаты.
Одними из лучших способов активизации познавательной деятельности, которые можно применять на уроках, являются:
1. Создание атмосферы заинтересованности в получении новых знаний.
2. Пробуждение интереса к диалогу.
3. Побуждение обучающихся находить несколько решений. 
4. Смена форм деятельности (устная работа, работа всем классом, самостоятельная работа, работа в парах, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы).
5. Сильный ученик опрашивает слабого (чаще используется при доказательстве теорем).
6. План урока составляется таким образом, чтобы каждый ребенок был занят.
7. Использование в уроке разноуровневых заданий.
Также можно применять средства, активизирующие познавательные интересы обучающихся:
  • занимательные задания;
  • исторические справки;
  • игровой материал;
  • кроссворды;
  • рефераты;
  • конкурсы;
  • соревнования;
  • викторины.
Различные формы проведения урока позволяют разнообразить учебный процесс. Дети охотно включаются в работу и с удовольствием решают задачи, играя, соревнуясь.
Список используемой литературы:
1. В. Н. Янушевский. Методика и организация деятельности обучающихся в школе. 5-9 классы. Методическое пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2015.
2. Л. П. Баданина. Психология познавательных процессов. – М.: Флинта, 2017.
3. Скуратова А. Н. Уровневая дифференциация как условие личностно-ориентированного подхода в организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. // Учитель в школе. – 2011.
4. Кулагина И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения. // Наука и школа, 2010.
5. Ситникова Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 – 6 классах. // Математика в школе, 1993.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»