Творить, пробовать, искать, развиваться
Хисматуллина Наталья Пемкуловна
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Я рада приветствовать вас на мастер – классе. Хочу всем участникам конкурса пожелать удачи.
Кто из нас не сталкивался с проблемой переизбытка информации, которую мы должны донести до наших учеников за очень малый промежуток времени?
Кроме того, в последнее время в образовании стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся. Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость ?
Задавались ли вы вопросом:
Как можно в современных условиях исправить сложившуюся ситуацию? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы?
Технология РКМ известна достаточно давно, разработчиками являются американские педагоги Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл, а в России –ученые и практики А.Бутенко, Е.Ходос. Выготский. Применение данной технологии актуально в современном образовании, что позволяет сделать процесс обучения более приближенным к современным реалиям.
Структура этой технологии стройна и логична.
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.
Исходя из определения, мы можем сделать вывод, что использование технологии приводит к следующим результатам:
- Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
- Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими, передавать другим авторскую информацию, уметь ее анализировать и подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
- Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
Я остановлюсь на применении кластеров на уроках математики для активизации мыслительной деятельности. Сам термин КЛАСТЕР в переводе означает «созвездие» или «пучок».
Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.
Прием кластеров универсален. Он может применяться для урочной и внеурочной деятельности на любом этапе урока или занятия: для актуализации и систематизации знаний, постановки проблемы, для фиксирования новой информации, для установления логической связи между понятиями, на стадии рефлексии. При изучении учебного материала многие учащиеся не могут самостоятельно проанализировать текст, понять и запомнить формулировки теорем, определений, свойств. Так как память детей неустойчива, это быстро приводит к забыванию изученного.
- Форма работы при использовании данного приема может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую.
- Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделять основное.
- И конечно! требует дополнительной подготовки учителя.
Кластер составлялся на этапе «открытия» новых знаний (этапе вызова). Чертим на доске овал, пишем в центре «Прямоугольный треугольник», можно разгадать ребус или можно предложить прочитать текст, который несет информацию о треугольниках и предлагаем учащимся вспомнить все, что они знают о прямоугольном треугольнике. Вся эта информация оформляется учителем (или учеником) на доске. Получается первичный кластер.
Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к актуализации знаний, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».
На этапе осмысления учащиеся осуществляют контакт с новой информацией.
Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.
Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Окончательный вариант кластер приобретает на этапе обобщения и систематизации знаний (рефлексии учебной деятельности). Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения . Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как свои собственные. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.
Кластер можно создать за один урок по ходу изучения материала, а иногда на протяжении изучения большой темы.
Дети любят рисовать, поэтому метод составления кластеров нравится ученикам.
Метод позволяет охватить значительно больший объем учебного материала,
вовлекает всех учеников в обучающий процесс. Организует творческую деятельность, обеспечивает поле фантазии. Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение. Использование кластеров дает возможность оценить свои знания по изучаемому материалу, развивает память.
При определении результативности применения данной технологии мною был использован диагностический метод мотивации учения. Результаты проведённого исследования показывают рост познавательной активности учащихся 6-8 ых классов в течение трех учебных лет, что подтверждает эффективность применения технологии критического мышления.
Общая успеваемость учащихся за все 3 года составляет 100%, качество знаний учащихся составляет 45,3 %
Результаты успеваемости учащихся за последние 3 года:
Учебный год, класс | Кол-во обучающихся в классе | Успеваемость по предмету (в %) |
Качество по предмету (%) |
2018-2019 (6 класс) | 60 | 100 | 43 |
2019-2020 (7 класс) | 60 | 100 | 45 |
2020-2021 (8 класс) | 58 | 100 | 48 |
100 | 45,3 |
В современном обществе на первое место выходит способность и готовность оценивать ситуацию самостоятельно, без предубеждения, распознавать приемы психологического манипулирования в медийном пространстве, для каждого человека становится необходимостью уметь ориентироваться в условиях переизбытка разнообразной информации.
- Используя в образовательном процессе приемы технологии критического мышления, я имею возможность оперировать информацией для дальнейшей трансформации, делая упор на проблемность и открытость обсуждения вопросов.
- Ученики же в свою очередь оттачивают умение формулировать задачи, задавать и планировать свою деятельность, выдвигать предположения, делать анализ ситуации, высказывать альтернативную точку зрения, сравнивать, вычленять главное.
- Таким образом, происходит конструирование учениками собственной информации и знаний.
- Для меня важно, чтобы мои ученики научились задумываться, размышлять над событиями, не принимать всё « с ходу ».
- Важно, чтобы позиция была продумана, вывод аргументирован .
В завершении
- Я хочу пожелать Вам проблем. Проблем интересных, решение которых заставит Вас увидеть жизнь с другой стороны, любите свои проблемы — это единственное, что может заставить Вас двигаться быстрее. Как можно в старом году оставить свой главный двигатель?
- Желаю невыполнимых целей Ярких, больших, которые бы тащили Вас вперед, зажигали и приносили настоящую радость жизни. Желаю, чтобы Вы научились их достигать и жить дальше.
- Критики : Конструктивная критика полезна для того, чтобы препятствовать постоянности ошибочных действий и их разрастанию.