Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование межпредметных связей
на уроках математики в основном звене

Качанова Ольга Владимировна,
учитель математики ГБОУ СОШ № 585
Кировского района Санкт-Петербурга
Интеграция – одна из основных идей новых ФГОС. Начальной ступенью интеграции являются межпредметные связи - важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов. Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между понятиями из различных дисциплин. Таким образом, межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую.
Методологическая функция выражена в том, что на основе межпредметности у учащихся формируется целостная картина мира. 
 Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель математики формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития математических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в усилении воспитательного потенциала урока.  Учитель математики, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Приемы, ориентированные на установление межпредметных связей: домашние задания по другим предметам; включение в изложение учителя учебного материала другого предмета; рРешение количественных и качественных задач межпредметного характера; интегрированные уроки; сообщения учащихся по материалам другого предмета; применение ИКТ.
         Мною разработаны три урока : «Решение задач на проценты», «Отыскание целого по его части и части от целого» 5класс с применением межпредметных связей по краеведению и «Арифметическая и геометрическая прогрессии» 9 класс межпредметная связь с экономикой.
Я остановлюсь на  уроке  «Решение задач на проценты» 5 класс.
Разрабатывая урок в 5 классе, я использовала материал природоохранного характера, связанного с государственным заказником «Былина», который расположен не только на территории Подосиновского района, но  и соседнего Опаринского и граничит с Вологодской областью. Содержание материала нацелено на формирование одной из базовых ценностей «Природа», заложенных в новых образовательных стандартах.  Она связана с родной землей, заповедной природой. Этим я попыталась изменить в сознании школьников и отношение к математике, как «сухой науке», и отношение к окружающей природе, а  также раскрыть практическую значимость  изучаемого материала.
На этапе мотивации был показан видеосюжет, и прозвучало стихотворение местной поэтессы Надежды Мохиной о государственном природном заказнике «Былина».
                Необъятная даль. Первозданная  глушь.
                Речка Кая. Багульник, Осока. Камыш.
                Над болотным простором рассветная синь.
                 Легкий шепот осин.
                   Необъятная даль.    Первозданная тишь.
 Мною преследовалась цель привлечения внимания детей к теме урока, мотивации их деятельности.
      Школьники были объединены в группы с равными учебными возможностями. Каждой группе были предложены три задачи на каждый из рассмотренных типов, и каждая группа работала по определенному болотному сообществу.   Для составления задач были использованы книги о заказнике. Для содержания  задач выбран материал, связанный с площадью заказника, площадью болотных сообществ, являющихся памятниками природы, количеством видов растений, произрастающих на них.
         Задачи  демонстрировали применение сформированных понятий, но содержали более сложный числовой аппарат в отличие от задач учебника.
 Во время групповой работы ребята обсуждали задачу, определяли ее тип, намечали пути ее решения, реализовали их на практике и наконец, представляли совместный результат, поэтому на данном этапе я применила частично-поисковый метод. Данный метод был реализован через самостоятельную работу в группах. 
С помощью групповой формы было получено  большое количество информации по заказнику «Былина».    В результате решения задач ребята одновременно с математическими знаниями получили определенный запас знаний по краеведению. 
               Формирование  опыта эмоционально-ценностного отношения к жизни прослеживалось в использовании краеведческого содержания задач, через опору на  жизненный опыт ученика, когда речь шла об охране природы.
     Наиболее эффективным способом подведения итогов урока выбрала заполнение карт-характеристик по каждому, из трех  болотных  сообществ, природного заказника «Былина», используя опорный конспект. Учащиеся внесли результаты своих задач и свои предложения по охране окружающей среды. Вот, например, результаты работы 1группы.  Таким образом,  использование краеведческого материала расширило кругозор учащихся, ребята увидели и почувствовали практическую значимость учебного материала.
      Таким образом, использование межпредметных связей  на уроках способствует повышению мотивации изучаемого предмета и мотивации познавательной деятельности  в целом.
      Вопрос о путях установления межпредметных связей является одним из важнейших в проблеме совершенствования методов обучения. Наличие глубоких межпредметных связей в школьном курсе математики активизирует педагогов разных школьных дисциплин к сотрудничеству, к поиску совместных творческих проектов.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»