Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Задачи учителя при системно-деятельном
подходе в обучении математике

Котова Наталья Николаевна

В настоящее время школа ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека-исполнителя, тогда как сегодняшнее информационное общество запрашивает человека способного самостоятельно учиться и иногда переучиваться. А для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накопленных знаний впрок, а проявление и возможность использовать не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Математика – это фундаментальная наука. Основа математической грамотности закладывается в школе. Фраза «изучить математику» не означает вызубрить правила, формулы и алгоритмы. Даже зная их и не имея представления, где их применить, любого приведет к затруднениям при решении примеров и задач.

Мы хотим привлечь интерес большего количества учеников к своему предмету? Хотим, чтобы они полюбили наш предмет и шли к нам на урок как на праздник, а не со словами «опять эта математика»? Для этого у нас есть возможность строить уроки в соответствии с требованиями ФГОС на основании системно-деятельстного подхода.

Какие требования предъявляет ФГОС ООО к школьному курсу математики?

Следствием внешних и внутренних тенденций в развитии общества и образования явилась разработка стандартов второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Содержательный компонент программы («Чему учить?) существенно не меняется. Второй вопрос- как учить? «Если действовать не будешь, ни к чему ума палата,» - писал Шота Руставели.

  • Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен для реализации нового социального заказа. Ясно также, что новые подходы к обучению не должны быть противопоставлены опыту традиционной школы в передаче молодому поколению системы культурных ценностей.

  • Технология «деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством к.п.н. профессора Людмилы Георгиевны Петерсон, получила наибольшее распространение. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

 

Объяснительно-иллюстративный и деятельностный способы обучения в организации учебного процесса. Сравним

Средства- способы осуществления деятельности.

 

Совместный с учащимися выбор.

Инвариантные, предесмотренные учителем.

Действия- основной элемент деятельности.

Вариативные, возможность индивидуального выбора.

Уровень усвоения знаний.

Результат- конечный продукт.

Позитивные внутренние личностные изменения.

Сравнение результативности с эталонами.

Оценка-критерий достижения цели.

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения

  • Принцип деятельности предполагает, что новые понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде, а добываются ими самими в процессе собственной учебной деятельности. Как организовать такое обучение?

  • Очевидно, что любая деятельность начинается с осознания человеком потребности в этой деятельности, личностного отношения к ней. Поэтому вначале важно обеспечить самоопределение детей к деятельности на уроке и подготовить их мышление к построению нового знания. После этого учитель подводит учащихся к постановке перед собой цели деятельности и организует самостоятельный поиск ими и «открытие» нового знания. Таким образом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Структура урока по технологии деятельностного метода.

1. Самоопределение деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка учебной проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7.Включение в систему знаний .

8. Рефлексия деятельности.

Самое трудное для педагога-это подбор заданий для проблемных ситуаций. Подготовка проблемного урока занятие непростое, но во многих образовательных моделях проблемная технология уже заложена.

Уже есть учебники математики, которые выстроены так, что обеспечивают открытие знаний учащимися. Методические рекомендации для учителей предполагают готовые разработки проблемных уроков. От педагога требуется точно понять и грамотно воплотить авторский замысел.

  • Основные особенности курса математики.

1 .Ориентация на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. (Задания типа: «придумай», «найди», «составь», «выбери», «нарисуй» , «сравни» и т.д).

  1. Связь с практикой, с реальными проблемами окружающего нас мира.

  • Математическое моделирование (от количества к цифре);

  • Внутремодельное исследование (сложение и вычитание однозначных чисел, таблица , сложение, операции над двузначными числами);

  • Приложение полученных результатов к реальному миру (решение , составление текстовых задач)

  1. Реализация приемственности содержания между начальной и средней школой.

  2. Формирование стиля мышления, необходимого для успешного использования электронных средств.

  • Расширению и углублению математических представление учащихся средней школы способствует их участие во внеурочной деятельности (кружки, факультативы и проектная деятельность).

Наиболее удачной с точки зрения поставленных целей формой работы на занятиях и уроках является групповая работа , так как она позволяет :

А) детям:

  • Получить эмоциональную содержательную поддержку , без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер;

  • Попробовать свои силы в ситуации , где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;

  • Приобрести опыт выполнения важнейших функций , составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование;

Б) учителю:

  • Использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;

  • Сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;

  • Вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формирование учебного сотрудничества в классе.

Такую педагогическую задачу можно решать с помощью проектных задач.

Все основные особенности можно свести к самому главному – к уроку.

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

 

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Самое важное - мы должны создать условия для развития каждого ученика. Таким условием относится урок, требования к его проведению.

Многие особенности преподавания математики будут зависеть от требований к результатам , к структуре, к условиям ООП. По каким УМК будет вестись преподавание и от самого педагога.

Мир стремительно меняется, третье тысячелетие человечество встречает как эру информационных технологий. Теперь компьютер и глобальная связь становятся неотъемлемыми атрибутами повседневной жизни. Неоспоримый факт, что каждое новое поколение отличается от предыдущих. Вместе с этим меняется и школьный мир. С каждым днем учителю все сложнее и сложнее становится удержать внимание учеников с помощью мела и доски. Ученики не представляют себе жизнь без информационных технологий. И именно поэтому каждый учитель должен уверенно чувствовать себя в этом прогрессе. Ведь только учитель, идущий в ногу со временем, будет пользоваться, куда большим почетом и уважением у учеников.

Заключение.
В силу новизны для школы вероятностно-статистического материала и отсутствия методических традиций возможна вариативность при его структурировании. Начало изучения соответствующего материала может быть отнесено к 7–9 классам. Кроме того, его изложение возможно как в рамках курса алгебры, так и в виде отдельного модуля. Последний вариант может быть реализован только при условии увеличения числа часов на математику по сравнению с инвариантной частью Базисного учебного (образовательного) плана.

Литература:

1. В новое тысячелетие. Всемирный доклад ЮНЕСКО [Электронный ресурс] URL: http://www.unesco.org/new/en/unesco/.

2. Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира птоломеевской и коперниковой. - М.-Л., 1948.

3.  Хинчин А.Я. О развивающем эффекте уроков математики /Математика в школе. – 1962. – № 3. – С. 30–44.

4. Стандарты второго поколения: примерные программы по учебным предметам. Математика 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2011.

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»