Применение системно-деятельностного
подхода на уроках математики
Мареева Галина Юрьевна
Л.Н. Толстой говорил: “Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений”В современной жизни молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным действовать в различных проблемных ситуациях.
Результаты же российских школьников в международных исследованиях показывают хорошее владение предметными знаниями только на уровне их воспроизведения или применения в учебной ситуации.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению.
Нам всем хорошо известны результаты исследований немецких ученых. Пирамида Блума показывает, что только при включенности в реальную деятельность, при самостоятельном добывании знаний люди запоминают 90% сделанного и сказанного ими по поводу их действий и в результате они способны анализировать, разрабатывать, создавать, оценивать, а не только воспроизводить.
Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход.
Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
● Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
● Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
● Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
● Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
● Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
● Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
● Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Для реализации деятельностного подхода на уроках необходимо
-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность;
- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- использование активных и интерактивных методик;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности.
Осуществляя деятельностный подход, необходимо организовать работу на уроках так, чтобы обучающиеся были субъектами собственной деятельности:
-сами осознали и вычленили проблему;
- поставили цель изучения;
- сформулировали задачи;
- решили их;
- сумели применить полученные знания на практике;
- смогли, преобразовывая их, получить новые знания.
Этому способствует применение современных технологий.
Рассмотрим на примере применения проблемно-диалогической технологии
Цель которой – обучить самостоятельному решению проблем, средство – открытие знаний вместе с детьми.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Среди интерактивных подходов можно выделить следующие:
1. Творческие задания. Это задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, так как задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. И это помогает получить метапредметные результаты при обучении математике: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий Например, в 9 классе при изучении темы «Наглядное представление статистической информации» учащиеся определяют самостоятельно график питания учащихся класса, рацион питания семьи, меню школьной столовой , стоят диаграммы и графики, приходят к выводу о неправильной организации питания, что, скорее всего, сказывается на их учебе.
2. Работа в малых группах дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия) Особенно важно при этом обращать внимание на развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, умение правильно распределять свое время. В своей практике работу в группах я использую при выполнении практических работ, задаю групповые творческие домашние задания. Это вырабатывает у школьников коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, умения применять теоретические знания предмета на практике.
3.Самостоятельные работы. Обучающие и проверочные самостоятельные работы по степени самостоятельности учащихся я подразделяю на виды:
-самостоятельные работы по образцу;
-самостоятельные работы с указанием по их выполнению;
-самостоятельные работы вариативного характера;
-самостоятельные работы повышенной сложности. Кроме того, провожу и нестандартные самостоятельные работы.
4. Обучающие игры. Проявлению себя как личности способствует учебная игра, это одна из разновидностей интерактивных технологий. Игра – самое большое и чудесное поле для свободного творчества. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире, мире смыслов и ценностей, и в тоже время они исследуют, экспериментируют, обучаются.
5. Социальные проекты и другие внеурочные методы обучения. Данный прием можно широко использовать во внеурочной деятельности по предмету.
6. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, «ученик в роли учителя»). На уроках используется работа с наглядными пособиями, мультимедиа материалы (которые иногда выполняют сами учащиеся), презентации, созданные учащимися об известных ученых-математиках, о достижениях в науке. Это не только развивает творчески школьников, но и создает убежденность в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, развивает отношение к математике как элементу общечеловеческой культуры.
7. Тренинг по совершенствованию вычислительных навыков. Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. Устные упражнения используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, законов, а также для закрепления и повторения изученного. В устном счете развивается память учащихся, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, наблюдать, проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений. Материал отбирается в виде перехода от упражнения к упражнению. При обдумывании системы заданий и форм организации устного счета не исключаю учет индивидуальной подготовки учащихся, склонностей и способностей к устным вычислениям. Для организации устного счета активно привлекаю заинтересованных учащихся для составления «Цепочек» по различным темам.
8. Решение прикладных задач. Практика показывает, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. Учащиеся с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму. К прикладной задаче предъявляю следующие требования:
- в содержании прикладных задач должны отражаться математические и нематематические проблемы и их взаимная связь;
-задачи должны соответствовать программе курса, служить достижению цели обучения;
- способы и методы решения задачи должны быть приближены к практическим приемам и методам;
- прикладная часть задачи не должна покрывать ее математическую сущность.
Прикладные задачи могут быть заинтересовать или мотивировать, развивать умственную деятельность. Подбор прикладных задач, дело не простое. Решение прикладной задачи тогда эффективно, когда учащиеся встречались с описываемой ситуацией в реальной действительности: в быту, при изучении других предметов.
9. Организация домашней работы
Проблема эффективного обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Домашнее задание направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. Развить способность к суждению у всех учащихся класса- неблагодарное и нереальное занятие. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры. Главное назначение домашнего задания- воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности, формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей, формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т.д.).
Организация процесса обучения через деятельность обучающихся может служить основой для формирования у них творческого мышления.
Повышению качества обучения математики способствует такое обучение, при котором на первый план выступает не сам процесс обучения, а овладение учащимися общей структурой деятельности: теоретическим способом действия, состоящим из трех взаимосвязанных компонентов: анализа, планирования (внутреннего плана действия) и рефлексии.
Применение деятельностного подхода в обучении математике обеспечивает развитие у школьников основной школы высокого уровня знаний, умений, приемов мышления, которые в свою очередь способствуют повышению качества обучения предмету.