Развитие функциональной грамотности на уроках математики
Милющина Ирина Викторовна,
учитель математики ГБОУ СОШ № 38
Приморскоко района Санкт-Петербурга
учитель математики ГБОУ СОШ № 38
Приморскоко района Санкт-Петербурга
В рамках исследования PISA-2022 будет использоваться следующее определение:
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических
контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке».
Изменения в системе школьного образования, ориентация на практическую направленность познавательной деятельности обучающихся, смещение ожидаемых результатов от ЗУН-ов к компетенциям поставило ряд вопросов, требующих разработки методической системы, обеспечивающей формирование различных типов компетенций.
Формирования метапредметных компетенций предполагает овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивной, коммуникативной, познавательной. Освоение учащимися указанных учебных действий требует разработки методики и технологии на различных этапах обучения математики. В этой связи возникает практическая направленность в обучении – это ориентация содержания и методов обучения на решение задач и упражнений, на формирование у учащихся самостоятельной деятельности математического характера. Очевидно, что последнее можно реализовать через обучение решению практико-ориентированных задач. [2]
Можно выделить два типа требований к практико-ориентированным задачам: требования к тексту задачи (стилистические) и требования к организации её решения (организационные).
Текст задачи должен описывать реально существующую ситуацию. Следовательно, как и описание любой жизненной ситуации, задачный текст должен быть избыточен, то есть иметь ряд подробностей, не относящихся к основному требованию задачи. Но текст задачи не должен указывать на способы и средства ее решения. Проблема или ситуация должны быть адаптированы к возрастным и психологическим особенностям школьника, мотивировать его познавательный интерес.
Не менее важно соблюдать и организационные требования. Задача должна содержать открытую цепочку последовательных заданий. Каждое отдельное задание общей задачи должно содержать требование и набор необходимых (и избыточных) данных. Часть данных может располагаться в преамбуле задачи. Предложенные задания должны быть связаны между собой (не обязательно, линейно – последующее с предыдущим).
При решении практико-ориентированных задач необходимо:
- определить место задачи на уроке, в теме;
- определить направление задачи – метапредметное или практическое;
- определить в каком виде представлена информация- текст, график, таблица;
- определить в каком виде надо дать ответ.
- Аналитические (определение и анализ цели, выбор и анализ условий и способов решений);
- Организационно-подготовительные;
- Оценочно-коррекционные. [ 1]
- У учащихся в этот период преобладает образная память. Запоминание идёт лучше, если опираться на наглядный материал.
- В этот возрастной период у них увеличивается стремление к самостоятельной деятельности, вырабатывается воля к достижению цели в обучении, деятельность становится осмысленной. Задачи с практическим применением могут вызывать затруднение. Трудности могут быть у каждого свои. Обучение должно быть личностно-ориентированным.
- В силу своих возрастных особенностей учащимся сложно сосредоточится на однотонной и малопривлекательной деятельности. Им приходится прилагать усилия для удержания внимания на интеллектуальных задачах. Для решения этой проблемы целесообразно менять периодически вид деятельности.
- Лучше всего ученик запоминает то, что он понимает. При решении практических задач встречается термины незнакомые учащимся, поэтому необходимы дополнительные объяснения.
Учащихся необходимо подготовить к решению практических задач.
В подготовку входит несколько этапов:
I – мотивационный этап. Каждый обучающийся должен ощутить потребность в овладении методом.
II – подготовительный этап. На этом этапе происходит накопление методов решения задач одного и того же типа, создает условия для самостоятельного выделения учащимися обобщенного метода решения задач данного типа.
III – методологический этап. В это время происходит выделение и усвоение обобщенного метода.
IV этап- обучение учащихся составлению метода решения конкретной задачи с опорой на обобщенный метод.
V этап — полностью самостоятельное решение конкретных практически значимых задач.
В литературе выделены три основных типа практико-ориентированных задач:
- Задачи для введения новых понятий;
- Несложные задачи для закрепления первичных знаний;
- Более сложные задачи.
Можно выделить три уровня сложности практико-ориентированных задач и их связь с уровнем математической компетентности (см. таблица 1). [3]
Таблица 1
Уровни сложности практико-ориентированных задач
Уровень | Практико-ориентированная задача | Соответствие уровню компетентности |
1 уровень | Для решения требуется один теоретический факт при разрешении практической ситуации. | 1 уровень – уровень воспроизведения |
2 уровень | Для решения требуется комбинация нескольких математических идей при разрешении практической ситуации, применяются знания из разных разделов математики, личные наблюдения. | 2 уровень – уровень связи |
3 уровень | Для решения требуется исследовательский подход при построении математической модели ситуации, изучении нового материала, поиска нескольких способов решения одной задачи. | 3 уровень – уровень размышления |
Практико-ориентированные задачи можно взять готовые из литературы или сконструировать. Для конструирования задачи можно преобразовать математическую задачу или составить новую практико-ориентированную задачу. Преобразовать математическую задачу это значить подобрать ситуацию из жизни или какого-нибудь вида деятельности.
Математические задачи являются одним из главных составляющих математического образования, а их решение -это основная деятельность при обучении.
Задачи с практико-ориентированным содержанием вызывают интерес учащихся, способствуют развитию творческой активности и способствуют более прочному усвоению учебного материала
Список литературы.
- Егупова М.В. Методическая система подготовки учителя к практико-ориентированному обучению математике: дис…..др-ра пед.наук . -М., 2014.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2009. – №2. – С. 58–64.
- Электронный ресурс. http://festival.1september.ru/articles/642510/Малышева С.Ю., Орлова Л.В. Статья «Практико-ориентированные задачи: структура, уровни сложности и алгоритм составления.