Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Профилактика неуспеваемости на уроках математики

Гулыда Ирина Валерьевна
Актуальность и постановка проблемы.
Проблема неуспеваемости на уроках математики актуальна не только для педагогов и родителей, но и для самих обучающихся. Безусловно, нет ребят, которые хотят быть неуспешными. Каждый хочет чувствовать себя не хуже других. И тем не менее, с каждым годом становится больше школьников, испытывающих трудности по предмету «математика».
Говоря о предмете «математика» необходимо говорить именно о профилактике неуспеваемости. Это связано с тем, что каждая тема взаимосвязана с предыдущей. Одна непонятая тема влечет за собой ряд проблем, нарастающих как снежный ком. Именно поэтому важно вовремя заметить и предотвратить неуспеваемость.
Появление неуспевающих учеников происходит по ряду причин. Рассмотрим некоторые из них.
1.Большая наполняемость классов. Разноуровневая подготовка.
2. Меняющееся мышление. Клиповое мышление.
3. Мотивация
Остановимся подробнее на данных причинах, сформулируем возможные пути решения.
Во-первых, большая наполняемость классов. Для многих обучающихся трудно полностью погружаться в урок, когда в классе 30-35 человек. Для полного усвоения материала нужно обладать высокой степенью самоорганизации, что свойственно далеко не всем школьникам. Особенно тяжело тем детям, которые сидят за последними партами и более повержены отвлекающим факторам. Однако, данная проблема не решается педагогом. Учитель работает с классом, а не формирует его.
Что касается разноуровневой подготовки — это также проблема, но у нее есть решение. Дифференцированный подход к обучению, разноуровневые задания: базового, повышенного и так далее. При этом данное решение проблемы требует от педагога огромной подготовки, учета индивидуальных особенностей ребят. Хороший результат дает деление класса на подгруппы, одна из которых работает самостоятельно, другая продолжает работать с учителем. Например, более сильные получают карточку с заданием (номера в учебнике и т.д.), в то время как слабоуспевающие по цепочке продолжают работу у доски. Такая форма позволит учителю добиться от каждого ученика базового уровня, одновременно давая возможность сильным проявить себя. Возможно построить урок ровно наоборот. Слабоуспевающим обучающимся выдать карточки с заданиями базового уровня, разрешив пользоваться учебником, советоваться с товарищем и т.п., у доски продолжить работу с сильными, сосредоточившись на разборе более трудных, возможно нестандартных заданий.
Вторая причина более глобальна и связана с изменениями в мышлении школьников. В настоящее время все больше и чаще говорят об изменении мышления современных детей, о так называемом клиповом мышлении. Что же такое клиповое мышление и чем оно характеризуется? Клиповое мышление — это особый тип восприятия мира с помощью ярких коротких образов, фрагментов. Такой тип мышления ведет к тому, что ребенок просто не может освоить большой объем информации, часто плохо понимает логические связи. Клиповое мышление отражается на всех сферах жизни, важна скорость, частая смена информации, яркость образов. В обучении это часто ведет к желанию поскорее отделаться от уроков, списать, не думая. Ребята не способны сопоставить полученный результат с реальностью, критически осмыслить, проанализировать. Ухудшается свойство памяти. Мозг работает по принципу: «Увидел и забыл». Ребенку хочется получить яркий образ, а не информацию к размышлению. Таким образом, у обучающихся формируется набор каких-то разрозненных знаний, часто не связанных между собой. В школе реже задумываются над вопросом «Почему так?», над причинно-следственными связями.
В связи с этим, первоочередной задачей становится с одной стороны сделать материал понятным, удобоваримым для школьников, с другой способствовать развитию логики, способности к рассуждению, развитию памяти, и как следствие -освоению предмета «математика».  Задача учителя спланировать урок таким образом, чтобы с одной стороны, не потерять внимание обучающихся, а с другой, добиться освоения предметных знаний, развития межпредметных компетенций. На своих уроках учитель должен использовать различные формы работы, постоянно получать обратную связь, особое внимание уделять слабоуспевающим ребятам: вызывать к доске, задавать вопросы. Важно твердо убедиться, что обучающиеся освоили материал как минимум на базовом уровне. Для привлечения внимания можно использовать яркие презентации, обернув слабые стороны мышления в сильные, тем самым сконцентрировать внимание обучающихся на предметы знаниях. Многократное повторение так или иначе приведет к тому, что количество перейдет в качество. Можно циклично организовывать пятиминутки по пройденным темам.
Третья составляющая-мотивация. Мотивы возможного применения знаний в будущем свойственны далеко не каждому школьнику, особенно когда речь заходит об отдельно взятом предмете. Математика не исключение. Многие педагоги сталкиваются с отторжением обучающихся. Ребята прямо заявляют о том, что математика не нужна в жизни, задают вопросы о возможности применить знания предмета в реальной жизни. Это происходит потому, что ребята не видят сиюминутного применения полученных знаний. Если в 5 классе, как правило, дети соглашаются с необходимостью получения вычислительных навыков, то в 9, когда математика выходит за рамки просто вычислений, «полезность» уже не очевидна.
Поэтому на первый план в формировании мотивации на уроках математики выходит обозначение практического применения знаний и навыков. При чем эта практичность не выражается необходимостью «сдать ОГЭ» (хотя это тоже мотивация), а показывает, где реально можно применить полученные знания. В этом контексте важно добавлять в структуру урока практико-ориентированные задачи. Тем более, умение решать такие задачи является одним из приоритетных направлений по ФГОС. Для 5 класса это могут быть задачи на вычисление, но при погружении в реальные ситуации: расчеты в магазине, проезд в транспорте, расписание, планирование времени, поездки на машине, поезде и т.д.
Мой личный опыт говорит о том, что часто дети не ориентируются в таких казалось бы обыденных понятиях, как масса, килограмм, грамм и т.д.. Я предложила в качестве домашнего задания взвесить в обычном магазине килограмм разных овощей. (картофель, лук, морковь) и записать, сколько штук в килограмме. Такое задание было дано не случайно. При обсуждении задачи, я задала вопрос на эту тему.  Некоторые ребята не смогли дать ответ, некоторые ответы были шокирующими: 30-40 штук картофеля составляли килограмм. Поэтому я предложила провести данный эксперимент. После выполнения такого задания, математика стала более близка, мы сравнивали результаты, обсуждали от чего они зависели, дети с большим пониманием стали относиться к задачам, связанным со взвешиванием, стали интересоваться другими измерениями веса, просить приводить примеры, что сколько весит.
 Более старшим школьникам будет интересна тема принципов кредитных займов, ипотек, личного и семейного бюджета, скидок, акций. Важно предлагать реальные ситуации. Более того, приобщать ребят к составлению задач, тем самым держа руку на пульсе их интересов.
Следующий важный момент в формировании мотивации-успешность.  Каждый ребенок хочет почувствовать себя успешным. Поэтому задача для каждого обучающегося должна находиться в зоне ближайшего развития. То есть она не должна быть для него очень простой (на этом мотивация как правило теряется), но должна быть выполнима при определенном усилии, либо небольшой помощи.
Хорошим помощником в формировании мотивации будет являться оценка. Хоть это и внешняя мотивация. Однако каждому ребенку, подростку хочется, чтобы его старания заметили, оценили. В 5 классе, особенно в начале года во время периода адаптации можно использовать даже механизмы начальной школы, небольшие наклеечки, записи «Молодец», «Отличная работа». Важно отмечать рост ребенка над самим собой, отмечать его даже маленький успех. В более старших классах можно ввести систему поощрений, дополнительные баллы к самостоятельной работе, освобождение от домашнего задания и т.д. Главное, чтобы эти поощрения были за реально проделанную работу. Кроме того, действовали для всех.
Таким образом, эти три составляющие (практическое применение, успешность, оценка) могут существенно повысить мотивацию на уроках математики.
Безусловно, профилактика с неуспеваемости на уроках математики требует огромных энергозатрат от педагога, родителей и самих обучающихся. Однако, предотвратить проблему в данном случае гораздо проще, чем ее решать.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»