Формы и методы самостоятельной работы на уроках математики
Петренко Светлана Вячеславовна
На современном этапе развития образования России меняются роль и задачи школьного математического образования в связи с переходом общества к рыночной экономике. Выпускник школы должен стать сформированной личностью, способной к самоопределению, самообразованию и самовоспитанию, поэтому тема по самообразованию «Формы и методы самостоятельной работы на уроках математики» для меня актуальна.В процессе обучения математике ставлю перед собой задачи, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, и чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся.
Под самостоятельной работой обычно понимаем работу, выполняемую без активной помощи «извне» когда выполняющий работу для достижения поставленной цели сам определяет последовательность своих действий. Самостоятельная работа приобретает особое значение, во-первых, как в связи с повышением требований к общеобразовательной подготовке учащихся, так и в связи с усилением внимания к формированию у школьников активной жизненной позиции, серьезного отношения к труду.
Психологи и практикующие преподаватели отмечают, что без самостоятельной работы учеников в обучении практически невозможно получить глубоко усвоенные знания. Учащиеся, смогут и в будущем успешно решить любые поставленные перед ними задачи, если будут уметь самостоятельно изучать новые материалы, выбирать основные идеи в изученном и правильно применять эти новые теоретические знания при решении заданий на практике. Знания, которые ученик добывает самостоятельно, запоминаются лучше, чем те, которые он получает при объяснении учителя.
Самостоятельная работа - активный метод обучения. Основные признаки самостоятельной работы на уроках математики - это наличие задания учителя, самостоятельность учащихся, руководство учителя, выполнение задания без непосредственного участия педагога, активность и усилие учащихся, специальное время для выполнения задания, которое всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно.
Существует 4 типа самостоятельных работ:
• по образцу;
• творческая;
• вариативная;
• реконструктивная.
В своей практике на уроках математики применяю самостоятельные работы с опорой на образец. Например: Тема: «Квадратный трехчлен и его корни». 9 класс. Решите уравнения по образцу: а)10x2+5x=0 5x (2x+1)=0 5x=0 2x+1=0 2x= -1 x= -0,5 Ответ: -0,5; 0
б) 2х2-8=0 2х2=8 х2=4 х=2 х= -2 Ответ: -2; 2
в) 3x2 +5x-2=0 D=25-4*3*(-2)=49 корень из D=7 х1=(-5+7)/2*3=1/3 х2=(-5-7)/2*3 =-2 Ответ: -2; 1/3
Задания для самостоятельного решения: а) x2 -10x=0; б) 4x2 -12=0 в) х2-4х+3=0
Эта работа дается на повторение, перед изучением новой темы. В ней есть и полные и неполные (два случая) квадратные уравнения. Решение этих заданий по образцу предотвращает путаницу, с которой ученики часто сталкиваются.
Использую самостоятельную работу по образцу – при составлении плана решения задачи, таблицы к задачам на нахождение расстояния, скорости, времени движения или работе с величинами.
Творческую самостоятельную работу можно использовать при закреплении изученного материала; при составлении задач, уравнений, схем, графиков; при изучении нового материала. Творческие работы использую в проектной деятельности. Вариативную самостоятельную работу можно организовывать при обучении решению задач разными способами, нахождению значений выражений удобными способами.
В курсе математике встречаются задания, при решении которых можно изпользовать различные подходы. Например: между какими числами заключено число квадратный корень из 56. При решении данного задания проще всего использовать варианты предложенных ответов, соответственно данное задание можно решить устно, однако многоие школьники выбирают более сложный путь решения, извлекая из квадратного корня из 56 приближенное значение. При вариативных самостоятельных работах, при выполнении работы над ошибками рассматриваю все возможные способы решения, определяя при этом более простой.
Особенность реконструктивных самостоятельных работ состоит в том, что уже в самом задании обязательно сообщается принцип решения, а обучающийся должен применительно к условиям задания найти способ решения. В ходе выполнения этих работ у учеников отмечаются изменения в логическом рассуждении. Они учатся преобразовывать идеи решения в конкретный способ действия.
Использую в своей работе устные реконструктивные самостоятельные задания такие как: Определите график, какой функции изображен на рисунке. Подобные задания позволяют быстро находить решение, школьники видят и применяют опорные знания и умения. Конечно, для этого необходима система подготовительных знаний. Только система целесообразно подобранных подготовительных вопросов и заданий позволит организовать самостоятельную работу данного вида. Одна из основных форм самостоятельной работы учащихся – это работа с учебником. Работу с учебником организую по-разному, в зависимости от цели работы, сложности и значения материала. Самостоятельная работа с книгой позволяет приобрести новые знания и выработать навыки и умение работать с учебником. Другая форма самостоятельной работы- с целью применения полученных знаний – это заполнение таблиц, построение и чтение графиков, составление и решение кроссвордов, решение задач, примеров, тестовые задания, математические диктанты с целью запоминания определений, теорем, аксиом, формул и т.д..
Также одной из форм самостоятельной работы являются практические и лабораторные работы исследовательского характера. Практические задачи вызывают у школьников большой интерес. Первых пять заданий ОГЭ по математике – это задания практтической направленности. Уроки, на которых рассматривается решение таких задач, проходят интересно. Школьники спорят, выходят к доске, рисуют, доказывают. В целях повышения интереса к предмету, развития познавательной активности, творческой самостоятельности, мыслительных способностей учащихся применяю и осваиваю инновационные педагогические технологии, совершенствую свое мастерство в преподавании математики. Основными методами самостоятельной работы на уроках математики являются следующие: - игровая деятельность; - коллективный метод работы; - обсуждения-дискуссии, рассуждения;
-вопрос-ответ.
Коллективный метод самостоятельной работы учащихся на уроках математики предусматривает:
- работа в парах очень эффективна при составлении и ответах на кроссворды, заполнении таблиц, написании синквейнов. Эта форма работы позволяет учащимся работать вместе, обсуждать правильность ответов. - работа в микрогуппах. Группа делится на микрогруппы по 4-5 человек.- многие учащиеся не могут самостоятельно и активно работать с разными источниками знаний (учебником, периодическими изданиями и т.д.). С целью выработки умений и навыков, а также развития познавательных способностей учащихся, использую рефератный метод занятий как метод семинара, игры в виде математического диктанта. Данный метод помогает привлечь внимание к содержанию материала, дает полезный навык «вычерпывания» информации.
Часто в своей работе сталкиваюсь с проблемой неусвоения учебного материала.. Школьники не воспринимают объяснения нового материала, не могут решить простейших примеров по новой и предыдущим темам.
Опыт показывает, что применение обучающих карточек в течение 3-4 недель помогает освоить ранее не понятый материал и хорошо воспринять новые темы. Затем школьники включаются в общий режим учебного процесса. Поэтому, даннау форму работы часто применяю на уроках математики.
Хочется отметить воспитывающую функцию данного метода. Когда каждый ученик на уроке занят посильным делом, проблема дисциплины снимается сама собой.
Самостоятельная работа может быть классной и домашней. Главная функция классной работы – контролирующая, а домашней – закрепляющая. Правильно организованная классная, самостоятельная работа развивает произвольное внимание детей, собственное мышление, формирует самостоятельность как черту характера. Поэтому на каждом уроке использую возможности для ее организации. Использую проверочные, подготовительные, учебные и другие самостоятельные работы.