Преемственность в преподавании математики
между начальной и средней школой
Петренко Светлана Вячеславовна
Подготовка к работе в 5 классе учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Хорошо бы познакомиться со своим будущим классом, полезно побывать на уроках, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем составить и провести итоговую работу и при необходимости наметить коррекционные мероприятия. К сожалению это не всегда осуществляется, что и приводит к определенным проблемам адаптации.В таблице перечислены проблемы, с которыми я столкнулась в работе с пятиклассниками, названы возможные пути их решения и коррекции.
Проблема | Возможности разрешения |
Наличие у детей «психологического барьера»- ожидание трудностей обучения в 5 классе | Знакомство родителей и детей со своими будущими учителями в 4 классе, проведение мероприятий, родительских собраний совместно с учителем 5 класса |
Привычка получать оценку за любое самое малое действие | Добиваюсь развёрнутых, полных ответов, чёткой и грамотной речи; не допускаю выставления необоснованно высоких оценок за неполные ответы. |
Недостаточная техника чтения, проблемы в понимании текста, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его | Предлагаю задания на проверку знания и понимания математических терминов, чтение вслух и анализ условия задачи |
Неустойчивость внимания, слаборазвитая оперативная память | Предлагаю вычисления, упражнения на тренировку внимания и памяти |
Недостаточная тренированность долговременной механической памяти | Практикую письменный опрос, проведение математических диктантов на знание правил |
Недостаточные умения устных вычислений | Проведение устного счёта |
Ошибки в письменном делении и умножении многозначных чисел | Регулярное повторение алгоритма выполнения действий, включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление |
Проблемы в решении текстовых задач | Предлагаю представить ситуацию, о которой идёт речь в задаче, изобразить её на рисунке или схеме |
Организационно-психологические проблемы
1. Недостаточная наполняемость урока материалом, неоправданно медленный темп урока, отсутствие материалов для «сильного» ученика, перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю работу. | Возможности разрешения: уменьшение доли фронтальных бесед и других малоэффективных методов работы на уроке, использование печатных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей. |
2. Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного (сверх отведенных 45 мин.) времени на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать. | Возможности разрешения: приучать начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок также со звонком с урока. |
3. Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ. | Возможности разрешения: разъяснения родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности при выполнении домашних заданий. |
4. Бедность и однообразие используемых материалов обучения, несоответствие методического багажа учителя реальным учебным возможностям детей. | Возможности разрешения: распространение опыта успешного обучения детей в современных условиях (школьным методическим объединениям учителей начальных классов и математики полезно знакомиться с лучшим опытом). |
5. Пассивность большинства учащихся в процессе обучения. | Возможности разрешения: использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы. |
6. Несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математике. | Возможности разрешения: учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке. |
7. Привычка у детей получать отметки за любое (самое малое) действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы. | Возможности разрешения: добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи, не допускать выставления необоснованно высоких оценок за неполные ответы. |
Общеучебные умения и навыки
1. Недостаточная техника чтения, большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его. | Возможности разрешения: постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач, рекомендовать и родителям проводить такую работу с детьми при выполнении заданий по математике. |
2. Недостаточная скорость письма у значительной части детей. | Возможности разрешения: рекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, за верным положением ручки. |
3. Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей. | Возможности разрешения: на уроках предлагать цепочные вычисления, дома – специальные упражнения на тренировку внимания и памяти. |
4. Недостаточная тренированность долговременной механической памяти. | Возможности разрешения: практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты. |
5. Отсутствие у учащихся умения и привычки обращаться к энциклопедиям, справочникам, словарям, научно-популярной и дополнительной литературе. | Возможности разрешения: рекомендовать иметь в классе справочные издания, предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями. |
1. Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах до ста учащиеся должны выполнять устно). | Возможности разрешения: постоянное подкрепление знаний таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета. |
2. Ошибки в письменном делении многозначных чисел и письменном умножении многозначных чисел. | Возможности разрешения: регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления и умножения, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание. |
3. Слабое знание правил порядка действий (в том числе и в выражениях со скобками). | Возможности разрешения: после записи вычислительных примеров начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действий. |
5. Недостаточное развитие графических умений. | Возможности разрешения: регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку, так и на нелинованной бумаге, построение фигур по командам |
6. Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения. | Возможности разрешения: большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождение значения выражения с переменной. |
7. Недостаточно грамотная математическая речь учащихся. | Возможности разрешения: учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах. |
Чтобы пятиклассникам было легче адаптироваться к новым условиям, использую такие формы и методы:
- чередование видов деятельности на уроке;
- игровые моменты ;
- физкультминутки (общие-в стихотворной форме или с учетом темы урока);
- парная, групповая, самостоятельная работа;
- знакомство с историческими фактами;
- дифференцированное домашнее задание (задания повышенной трудности, которые оцениваются отдельной оценкой)
- использование презентаций ( на каждом уроке изучения новой темы, для устной работы)
- рефлексия (уч-ся нравится делать выводы в конце урока: Я узнал… Мне понравилось… Я научился… Меня удивило…
Организация внеклассной работы способствует формированию интереса к предмету и улучшению качества образования.
1. С интересом большинство детей знакомятся с материалом внеурочных занятий, ведутся тетради для записи новых понятий и решения некоторых задач, которые являются образцом для решения следующих задач. Однако успешно справляются с заданиями единицы.
2. Со второй четверти предложила учащимся дополнительно решать занимательные задачи (примерно 10 задач за неделю), которые я проверяю, пишу замечания, советы, оцениваю и выставляю оценки.
3. Последние уроки в 1 и 2 четвертях были посвящены решению занимательных задач, которые готовили сам ученики, такая работа им очень нравится.
4.Стараюсь привлечь учащихся к участию в интернет - конкурсах и олимпиадах. Я, конечно, понимаю, что здесь возможна помощь родителей, но при правильном подходе польза все же есть.
Для более легкой адаптации индивидуальные занятия по математике пятиклассникам все же необходимы.
Родители учащихся ознакомлены с рекомендациями по подготовке домашних заданий и результатами дополнительной работы по математике.