Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока 

Решение логарифмических уравнений и неравенств

Колосова Ирина Сергеевна,
учитель математики ГБОУ гимназия № 406
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.                                  
Предмет: математика
Класс: 10
УМК: Ш.А.Алимов  «Алгебра и начала математического анализа. 10 -11 классы.  М. – Просвещение. 2010 г.
 
Цели урока:
  • Образовательные:
- Закрепить понятие логарифма числа.
- Повторить основные свойства логарифма.
- Закрепить умения применять эти свойства и понятия при решении логарифмических уравнений.
- Повторить основные способы решения логарифмических уравнений.
- Акцентировать внимание на особенностях решения логарифмических уравнений и неравенств.
- Систематизация и обобщение знаний по теме.
  • Воспитательные: Формирование навыков и потребностей умственного труда, убежденности в научных методах исследования, воспитание чувства ответственности и инициативности.  
  • Развивающие: Развитие познавательного интереса к предмету. Формирование ключевых и предметных компетентностей. Расширение кругозора.
Задачи урока
  • Тренировать способность уметь решать логарифмические уравнения;
  • Повышать вычислительную культуру обучающихся;
  • Развивать активную познавательную деятельность обучающихся, интерес к математике, умения преодолевать трудности при решении математических задач.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, самостоятельность, аккуратность.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: при формировании положительной мотивации, развития коммуникативных умений, демонстрации значимости математических знаний обучающиеся повторят методы решения логарифмических уравнений.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество; выявление, идентификация проблемы, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль,  коррекция, оценка, саморегуляция.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом,  между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Основные понятия: определение и свойства логарифма, область определения логарифма, логарифмическое уравнение, методы решения логарифмических уравнений, логарифмическое неравенство.
Межпредметные связи: биология, физика, физиология.
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, документ-камера, презентация, доска.   
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы урока Содержание учебного материала.
Деятельность преподавателя
Деятельность
учащихся
Формирование УУД Комментарий, примечание
Организационный
(1 мин.)
Приветствие. Настрой на работу. Садятся за парты, проверяют свою готовность к уроку. Самоопределение и настройка  на урок Преподаватель приветствует и проверяет готовность класса к уроку
Мотивационный
(2  мин.)
Слова из стихотворения Виктории Шемякиной
  •  
будут эпиграфом нашего урока. (Слайд 1).
Объявление темы урока. Слайд 1.
Постановка целей урока. Мы должны сегодня повторить понятие логарифма и его свойства, а также способы решения логарифмических уравнений.
Слушают  обращение учителя,  настраиваются  на продуктивную работу.
 

 
Формирование положительной мотивации.
Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и одноклассниками.

 
 
Актуализация знаний обучающихся (3 мин) Вспомним определение логарифма. Слайд 2.
При каких значениях переменных имеет смысл логарифм? Какие значения может принимать логарифм?
Формулируют определение логарифма, условия существования логарифма.
 
Формирование умения
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; саморегуляция.
Фронтальная работа
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

 
Устный счет (5 мин) Найти, при каких значениях переменной имеет смысл логарифм? Слайды 3-4.





 
Ожидаемые ответы учащихся:

 
 
 
 

 
Актуализация учебного содержания и мыслительных операции.
Коррекция знаний учащихся.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 
Зафиксировать все понятия и алгоритмы, выявить индивидуальное затруднение в деятельности.
За правильный ответ- 1 балл.
Актуализация знаний по теме "Логарифмические уравнения". Закрепление знаний.
(12 мин)
О чем нужно помнить при решении логарифмических уравнений?
Давайте вспомним способы решения логарифмических уравнений.
Слайд 5.
На экране 7 уравнений. Соотнесите их со способами решения.

 
После определения способов решения уравнений каждый ряд учащихся решает по одному уравнению самостоятельно в тетради. Последнее уравнение решает учащийся у доски.
После, решения уравнений проверяются с помощью документ-камеры..
Учащиеся вспоминают, что при решении логарифмических уравнений  необходимо условие (*) или проверка, перечисляют основные способы решения логарифмических уравнений.
Для каждого уравнения определяют способ его решения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Решают по одному уравнению, проверяют решения остальных уравнений на доске, задают вопросы, комментируют решения.
Формирование умения  самостоятельно выполнять действия по алгоритму с достаточной полнотой, умения контролировать свои действия, умения анализировать решения других учащихся, умения находить ошибки и исправлять их, умение при возникновении ситуации затруднения регулировать ход мысли.
Развитие коммуникационных способностей.
Учащиеся применяют полученные знания в процессе индивидуальной работы.
Контролируют правильность выполнения заданий и  уровень  усвоения материала.
Отработка вычислительных навыков
Физкультминутка.
(4 мин.)
Учащимся предлагается на слух принять информацию, мысленно обработать (вычислить значение логарифма) и дать устно ответ.






 
Все задания учащиеся выполняют с закрытыми глазами, чтобы дать им отдых.
 







После вычислений учащиеся встают около своих парт, поднимают руки вверх и потягиваются. Затем опускают руки, встряхивают их. Садятся на места.
Умение удерживать внимание при восприятии информации, умение оперировать понятиями, здоровье сбережение, объективно оценивать результаты своей деятельности. Физкульт минутка позволяет учащимся снять мышечное напряжение и усталость глаз.
Включение новых знаний в систему знаний.
Расширение кругозора учащихся. (5 мин)
Слайды 6-8.
Знакомство с информацией о связи слуха и других чувств человека с логарифмами, закон Вебера-Фехнера.
Учащиеся знакомятся с новой информацией.
 
 

 
Формирование положительной мотивации, расширение кругозора учащихся. Устно воспринимают информацию.
Создание проблемной ситуации. Формулирование новых способов действия при решении логарифмических неравенств (10 мин.) О чем необходимо помнить при решении логарифмических неравенств?
Слайд 9.

Предлагается решить логарифмическое неравенство, сначала заметив его схожесть с соответствующим логарифмическим уравнением, и проговорив способ его решения.

После всего решение неравенства проверяется на экране.

 
Учащиеся формулируют особенности решения логарифмических неравенств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Каждый учащийся решает неравенство самостоятельно.
У первых шести учащихся проверяется решение и ответ, выставляется оценка. Им выдается карточка с дополнительным неравенством.

 
Формирование умения постановки и формулирования проблемы, умение при возникновении ситуации затруднения регулировать ход мысли.
 
 
 
 
 
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Формирование умения выделять необходимую информацию, умения планировать свою деятельность, прогнозировать результат.

 
Повторяются основные моменты, на которые необходимо обращать внимание при решении логарифмических неравенств
 
 
 
 
Письменная самостоятельная работа учащихся, с последующей проверкой.
Домашнее задание
(1 мин.)
Преподаватель комментирует домашнее задание, на следующий урок.
 
Учащиеся записывают домашнее задание.
 
Умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное, умение самоорганизации и самоконтроля. №396(1-4), 402
Подведение итогов (2 мин.) Еще раз формулируются важные моменты, на которые надо обращать внимание при решении логарифмических уравнений и неравенств, отмечается значимость логарифмов в жизни человека. Во фронтальной работе учащиеся формулируются важные моменты, на которые надо обращать внимание при решении логарифмических уравнений и неравенств. Вступать в диалог с учителем, сотрудничать  при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме Актуализируются знания, необходимые для выполнения домашнего задания.
Рефлексия (1 мин.) Определите уровень своих знаний и умений на данный момент по теме "Логарифмы". Каждый учащийся на магнитной доске выставляет магнит, определяя свой уровень знаний и умений по теме, на одной из ступеней: низкий, средний, высокий. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. По полученной картине выставленных магнитов можно судить об умении учащихся к самооценке.
Логическое завершение урока (1 мин.) Преподаватель благодарит учащихся за плодотворную  совместную работу на уроке:
Окончен урок. Всем спасибо за работу.
Психологический настрой на подведение итогов урока Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений. Учащиеся покидают кабинет.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»