Современные формы организации учебно-познавательной
деятельности на уроках математики
Толкачева Лариса Викторовна
Сегодня общество запрашивает человека обучаемого,способного самостоятельно учитьсяи многократно переучиваться в течение жизни,готового к самостоятельным действиям и принятию решений.Зачем учить? В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» прозвучало, что школа должна «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать», то есть сформировать самостоятельную личность.
В основе умения учиться лежат универсальные учебные действия (УУД). Именно они и обеспечиваютсаморазвитие и самосовершенствованиепутём сознательного и активногоприсвоения нового социального опыта.
Теоретико-методологическим основанием формирования универсальных учебных действий служитсистемно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина.
Новые требования к выпускнику школы требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Как показывают исследования ученых, для того, чтобы обучение дало развивающий эффект, необходимо создать условия, при которых ученик вовлекается в активную деятельность и общение.
К сожалению, традиционная форма проведения урока не всегда позволяет организовать эффективно самостоятельную деятельность учеников: время такой работы составляет 15-20% от всего времени занятия. Таким образом, возникает проблема несоответствия современных целей школьного образования (умение учиться на протяжении всей жизни) и тех форм организации учебно-познавательной деятельности, которые должны привести к их достижению.
Можно предположить, что осознанный отбор форм организации учебно-познавательной работы учащихся будет способствовать развитию УУД как основы умения учиться. При этом необходимо учитывать не только богатый отечественный, но и передовой зарубежный опыт.
Для решения данной проблемы предстояло решить ряд задач:
1. Изучить формы организации учебно-познавательной деятельности и возможности их применения на практике
Как учить? Эффективность и успешность достижения цели заключается не столько в том, что именно усваивается, сколько в том, как это усваивается. Процесс усвоения может быть выражен индивидуальной, групповой или коллективной формой. От их оптимального сочетания зависит, в конечном счете, успешность решения задач и достижения целей обучения. Наиболее эффективной формой организации обучения, отвечающей требованию интерактивности, является групповая. Отечественный ученый Ю.К. Бабанский подразделяет групповые формы на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые и дифференцированно-групповые.Из трудов зарубежных ученых актуальными для данной темы являются те, в которых представлен опыт организации смешанного обучения (blendedlearning), предполагающий применение комплекса организационных форм, сочетающих групповую, индивидуальную, реальную и виртуальную работу обучающихся. Под смешанным обучением понимается комбинация очного традиционного обучения с элементами онлайн-обучения и дистанционных форм, а также в рамках обычной классно-урочной системы смены форматов. Учитель с помощью новых методик и технических средств одновременно является и организатором деятельности учеников в реальном режиме, и координатором. Внедряя смешанное обучение, учитель должен уметь не только работать в классе и оценивать достижения детей, но и планировать. Иначе обучение превращается просто в использование электронных ресурсов.
В рамках школьного образования удобно применять модели смешанного обучения группы «Ротация»: «Смена рабочих зон» и «Перевернутый класс». Общим для этих моделей является то, что обучение в рамках одного предмета и класса, подразумевает чередование прямого личного общения учителя и обучающихся с взаимодействием участников образовательного процесса, опосредованным телекоммуникационными технологиями.
Успешной организации групповой формы работы способствует создание проблемных ситуаций на уроках.
2. Апробировать современные формы организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивающие эффективное формирование УУД при обучении математике
1. Реализуя модель «Перевернутый класс», учитель готовит видеоматериал или иной ресурс, который посылает своим ученикам через электронный дневник или делает рассылку по электронной почте. Особенность состоит в том, что в данном электронном ресурсе учитель не объясняет новую тему, а формулирует домашнее задание в виде проблемной задачи с практическим содержанием. Чаще всего такие задачи имеют междисциплинарный, метапредметный характер и требуют знания других предметных областей. Для апробации модели «Перевернутый класс» созданы 10 видеороликов для учеников 11 класса по геометрии к разделам «Тела вращения» и «Объемы тел», которые рассылаются учащимся перед уроком новой темы.
Для успешного решения проблемы учащимся необходимо найти новую для себя информацию в учебнике, в интернете или в любом другом источнике, самостоятельно ее проанализировать и сделать выводы. При такой работе возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик, таких как активность, ответственность, инициативность. В школе в начале следующего урока учитель проверяет, насколько хорошо учащиеся справились с домашним заданием, и делит детей на группы в зависимости от уровня усвоения материала. Те ученики, которые поняли новый материал в полном объеме, работают самостоятельно, учащиеся, которые испытывают трудности – вместе с учителем, остальные - в группе, сообща. Для каждой группы учащихся разрабатываются задания, направленные на решение разноуровневых задач, организуется практическая деятельность по отработке знаний и умений.
2. При использовании модели «Смена рабочих зон» класс делится на 3 группы по 5-7 человек. Каждый ученик в течение урока посещает 3 зоны: зону работы с учителем, зону работы с электронным ресурсом, зону работы в группе.
В зоне работы с учителем ученик может получить индивидуальную консультацию учителя, а учитель имеет возможность опросить устно и уделить внимание каждому ученику.
В зонеработы с электронным ресурсом применяется обычно индивидуальная или парная форма работа учащихся. При этом возможно использование контролирующей или обучающей компьютерной программы (для этого применяется тестовая оболочка Кnowing), создание учениками презентации по теме урока, поиск дополнительной информации в интернете.
В зоне работы в группе учащимся для совместного решения могут быть предложены разработанные учителем проблемные ситуации, задачи с практическим содержанием (разработан раздаточный материал для проведения уроков геометрии в 10 классе по разделу «Многогранники»), практические работы, мини-проекты.
3. При кооперировано-групповой форме работы класс делится на группы, каждая из которых получает свое задание, которое должно носить проблемный характер и быть направлено на формирование новых знаний. По окончании групповой работы, представители каждой группы выступают со своими выводами, презентуют результаты своей работы, в результате чего возникает целостная картина, таким образом, все знания учащиеся добывают самостоятельно и делятся ими со своими одноклассниками. Такую групповую форму работы удобно применять при изучении новой темы. При этом формируются коммуникативные навыки учащихся, умение работать в группе, четко и грамотно излагать свою позицию, умение выдвигать гипотезы и делать выводы.
Применение описанных моделей позволяют развивать различные УУД, эта информация представлена на слайдах.
Чтобы избежать трудностей при организации групповой работы советуем:
– научить учащихся работать в группах;
– при реализации модели «Перевернутый класс» делить учащихся на группы по результатам выполнения ими домашней работы, при этом группы могут быть неодинаковыми по количественному составу, а в модели «Смена рабочих зон» и при организации кооперировано-групповой формы работы деление на группы производить самому учителю по желанию учеников, по алфавиту, по цвету глаз, но состав групп менять от урока к уроку.
Из своей практики выявлено, что для достижения результативности, уроки с применением данных моделей необходимо проводить не реже 2 раза в месяц, в зависимости от количества часов учителя-предметника. На изучение геометрии отводится мало часов, поэтому применение модели «Перевернутый класс» позволяет экономить время на уроке. На уроках формирования новых знаний выгодно использовать кооперировано-групповую форму работы, а на занятиях подготовки к ЕГЭ – применять модель «Смена рабочих зон».
В следующем учебном году планирую разработать по этим схемам уроки для 8 класса.
Литература
- Андреев А .А. Введение в Интернет-образование. –М.: Логос, 2003.
- Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебнойдеятельности. – М., 1981.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственноеразвитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985.
- Дьяченко В. К. Коллективная структура учебногопроцесса и ее развитие. – М., 1989.
- Епишева О.Б. Технология обучения математике наосноведеятельностного подхода.- М.:Просвещениее, 2002.
- Зильберберг Н. И. Урок математики: Подготовка ипроведение. – М.: росвещение, 1995.
- Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий: Кн. Дляучителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989.
- Манвелов С..Г. Конструирование современногоурока математики.- М.: Просвещениее, 2002.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательнойдеятельности учащихся. – М.: Знание, 1983.