О самостоятельной работе учащихся на уроке
Филиппова Наиля Михайловна
У каждого учителя своя система преподавания предмета. Часто прихлдится слышать отвнт на вопрос о способе преподавания : " Обучаю, в основном, традиционным способом".Что значит " традиционным"? Как правило, речь идет о способе, при котором учитель ставит ученика в положение объекта, которому информация передается извне. Если эта система в работе, то такая постановка образовательного процесса будет искусственно задерживать развитие познавательной активности ученика и даже наносить ему вред в интеллектуальном и нравственном отношении.Поэтому смысл работы учителя можно, наверное, определить известными высказываниями Л.Н. Толстого " Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью" и А. Дистервега" Плохой учитель сообщает истину, хороший учмит её находить". Решить эту непростую задачу можно через самостоятельную деятельность учащихся на уроке.
Под самостоятельной деятельностью подразумеватся организованная учителем работа, направленная на выполнение поставленной цели за определённое время.
Такую работу можно организовать на различных уровнях: от воспроизведения действий по образцу и узнавания объктов путём их сравнения с известным образом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях.
При соствлении заданий для самостоятельной работы нужно учитывать слдующее:1) содержание работы, форма и время выполнения должны отвечать основным целям обучения данной темы на данном этапе; 2) степень сложности - образовательным возможностям детей.
В зависимости от целей самостоятельная работа может быть: 1) обучающая; 2)тренировочная; 3) закрепляющая; 4) повторительно- обобщающая; 5) развивающая; 6) творческая; 7) контрольная.
1, обучающие
в ходе объяснения нового материала,задания должны носить репродуктивный характер.
2.тренировочные
распознаваниеразличных объектов и их свойств, однотипные задания, содержащие существенные признаки и свойства данного определения.ю правила
3. закрепляющие
комбинированное применение различных правил и теорем, использование дидактических материалов
4. повторительно - обощающие
демонстрация предыдущих знаний, обзорные и тематические работы.
5.развивающие
задачи исседовательского характера, домашнее задание( доклады, сочинения, подготовка к олимпиадам, научно- практическим конференциям,)
6. творческие
открытие новых сторон имеющихся знаний, проекты, задания на поиск нескольких способов решения одной задачи.
7. контрольные
достижение планируемых результатов, задания долдны быть равноценные по содержанию и объёму и соответсьвовать целям обучения , в том числе и минимальным.
Классификации самостоятельной работы по различным основаниям
по форме задания | узнавание, воспроизведение, преобразование, творческие, на выбор |
по оформлению ответов | устные, письменные, графические, практические |
по месту в процессе обучения | на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обощения и систематизации, контроля |
по месту выполнения | на уроке, вне урока |
по охвату учащихся | весь класс, группа или группы учащихся, один ученик |
Этапы урока | Виды самостоятельной работы |
Подготовка к восприятию | Предварительные наблюдения, чтение книги Просмотр рисунков, картин, иллюстраций Подготовка ответов на вопросы |
Открытие новых знаний | Составление плана, конспекта, опорного конспекта, тезисов, графическоне изображение Работа с учебником( выделить главное, определение понятия, отбор материала по прблеме, проведение сравнительного анализа, поиск ответов на вопросы учителя) Работа с использованием дополнительных источников Наблюдения и опыты |
Применение знаний | Упражения от выполнения по образцу к более высокому уровню решения и составления задач Сочинения, презентации, проекты, доклады |
Обощение и систематизация знаний | Составление сводных тематических таблиц, схем, диаграмм Выводы Подготовка текстов, обощённых характеристик |
Проверка знаний, умений и навыков | Работы ( письменные, графические, практические) Тесты Ответы на вопросы на сравнение, объяснение, доказательство, обоснование; на вопросы, требующие характеристики, оценки предметов, фактов; или вопросы, требующие анализа и синтеза данных. |
Урок изучения нового материала
Время | Формы организации деятельности | |
с 10 по 15 мин | Фронтальная работа | |
с 15 по 20 мин | Самостоятельная работа для группы сильных учащихся | Работа групп средних и слабых учащихся с учителем |
с 20 по 30 мин | Работы группы с учителем | Разноуровневая самостоятельная работа( для средних и слабых) |
с 30 по 35 мин | Фронтальная работа |
с 15 по 25 мин | Самостоятельная работа первой группы | Работа с учителем второй и третьей группы |
с 25 по 35 мин | Работа с учителем | Самостоятельная работа по выполнению разноуровненвых заданий |
с 35 по 40 мин | Групповая работа ( групп разноуровненвого состава) повыполнению равнозначных заданий |
1 | Планирование разных вариантов в системе уроков по теме |
2 | Наличие сфоррмированных умений и навыков |
3 | Посильность заданий( постепенное нарастание самостоятельности), их разнообразие |
4 | Соотненсение объёма и сложности работы с темпом выполнения |
5 | Осознание учеником цели и появления желания к её достижения |
6 | Применение различных форм деятельности для достижения поставленной цели: а) фронтальнвя работа( все ученики выполняют одно и тоже) б) коллективная деятельность( каждый ученик выполняет какую-то часть общего задания) в) групповая работа(выполнение однотипных и разноуровненвых звдвний) г) индивидуальная работа( каждый ученик выполняет особое задание) |
7 | Осознание учащимися результатов своих достижений |
8 | Накопление разнообразного дидактического материала |
Злоупотребление самостоятельной работой, как и её недооценка, вредны. Если учитель включил самостоятельную работу в урок без " особой" надобности , не продумав её содержание и форму организации, то резулььаты будут плачевными: дети не готовы выполнить задание, не хватило времении др. В результате время урока потеряно зря.
А ещё настрой самого учителя оказывает огромное влияние на успехи учеников. От мнения учителя о возможностях ребят зависят их последующие достижения.