Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Технология интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся

(из опыта работы)

Баричева Т.И.,
учитель математики
Павлухина Т.М.,
учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ № 506 Кировского района Санкт-Петербурга

 

 В современной школе, как перед учеником, так и перед учителем, ставится много задач, от решения которых зависит сформированность базовых компетенций уча­щихся. В условиях быстро меняющихся требований к уровню образования ученик должен не только владеть зна­ниями, полученными на конкретных уроках, но и уметь применять полученные умения и навыки в ходе изучения других предметов школьной программы. Фундаментальное образование всегда считалось сильной стороной отечественной педагогики. Фундаментальность достигалась не столько количеством школьных предметов, сколько единообразием методики обучения, прочными метапредметными связями. Когда история «работает» на математику, математика, на физику, физика на географию, география снова на историю – в голове ученика возникает не мозаика знаний, а живая сеть, которая легко может обрасти любыми новыми знаниями.  

 В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Образовательные стандарты рассматривают метапредметные результаты большей частью как развитые универсальные учебные действия, вместе с тем, не отрицая некой интегративной составляющей содержания образования, имеющей отношение ко многим предметам на уровне понятий».[1]

«В каждом учебном предмете реально или потенциально содержатся ключевые и предметные компетенции – то есть нормы, освоение которых позволяет стать успешным в заданных областях. Через вхождение в метапредметные основы изучаемого урок помогает ученику увидеть корни происходящего, выстроить целостное знание и понимание изучаемых предметов…».[2]Умение учиться, т.е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.

Анализируя уроки, можно прийти к выводу о том, что учащиеся плохо владеют ситуацией применения метапредметных учебных действий. Обеспечение достижения учащимися метапредметных компетенций в предметном обучении является одной из ведущих задач современного учи­теля.

В настоящее время много говорят о модернизации школьного образования. Но инновационность в образовании нельзя сводить только к бесконечным тестам, репетициям ГИА и ЕГЭ, чисто механическому внедрению интерактивных досок и мультимедийных средств.

Интегрированный урок является одной из возможностей формирования метапредметных компетенций. В данной статье авторы делятся опытом, полученным на интегрированных уроках математики и истории и культуры Санкт-Петербурга. Данная технология разрабатывается в рамках школьной методической темы «Обеспечение достижения учащимися надпредметных компетенций в предметном обучении».
            Технология, над которой работают авторы, развивает идею погружения преподавания матема­тики и истории и культуры Санкт-Петербурга на интегрированных уроках. Основной замысел – преломление через призму математики изучения исторической среды города путем решения математических задач по городским объектам, относящимся к конкретной эпохе. Такой подход, по мнению авторов, прививает не только тактильное ощущение городских объектов (высота и длина дворцов, храмов, колонн, площадей городских пространств и т.д.),  воспринимать метрику (способа измерения пространства), свойственного той или иной эпохе, но и позволяет ощутить многогранность  культурного наследия Санкт-Петербурга как части  всемирного культурного наследия.

К целям данной технологии можно отнести следующие:

·                    Систематизация  знаний  по объектам культурного наследия города;

·                    Систематизация умений, знаний и навыков при решении  математических задач, которые  «привязаны» к изучаемому историко-архитектурному объекту.

·                    Умение учащихся  находить эти объекты  на карте-схеме;

·                    Расширение кругозора, информативности учащихся  по объектам культурного наследия города, изучаемых в ходе урока;

·                    Накопление опыта освоения объектов городской среды;

·                    Формирование умения оценивать свою работу на уроке

Задачи, которые ставят перед собой авторы при реализации технологии, представлены в следующей таблице:

№ п/п

Задача

Формируемые умения и навыки

1.

Обучающие

-работать над повышением грамотности устной речи учащихся;

- способствовать  формированию у учащихся умения анализировать, сравнивать  объекты культурного наследия, делать выводы;

-формировать умения оценивать свою работу

 

 

2.

Развивающие

-  формирование навыков самоконтроля при работе с информацией (отбор );

- формирование  умения оформлять свои мысли в устной форме;

- способствовать формированию умения анализировать, сравнивать  и делать выводы  на основе информации  по теме урока;

- способствовать расширению кругозора учащихся по математике и истории и культуре Санкт-Петербурга, развитию памяти, воображения, логического мышления;

 

 

3.

Воспитывающие:

 

- воспитывать культуру общения (метод диалога, обратной связи «учитель-ученик»);

- способствовать развитию умения ясно и четко излагать свою мысль, аргументировать позицию, выступать перед аудиторией;

- способствовать формированию у учащихся осознанного отношения к  городским объектам, как к культурному наследию не только нашего города, но и как  всемирного культурного наследия.

 

 

         

 

 

     В рамках работы, проводимой авторами, создано несколько методических разработок в рамках рабочих программ по предмету, реализуемых  в школе. Для проведения таких интегрированных уроков рекомендуется  использование мультимедийного проектора для демонстрации фотографий, фрагментов архитектурных памятников, портретов и пр. и карты-схемы города, так как ученик должен «связать» в памяти адрес, визуальное восприятие объекта и его метрические составляющие.

Ниже приведены некоторые выдержки из интегрированных уроков, которые уже были проведены учителями в рамках реализации данной технологии.

 

1. Урок «Пышное барокко» (интегрированный урок из цикла «Математический Петербург») для 6 кл. Цель данного урока – знакомство с  одним из направлений в архитектуре, возникшим в эпоху Возрождения,  на примере архитектурных памятников Санкт-Петербурга, с последующей  интеграцией  полученных в ходе   урока знаний с математикой путем решения задач по выбранным объектам урока.   В ходе урока учащиеся не только  проанализировали и сравнили архитектурные памятники, выполненные в стиле «пышного барокко» (Эрмитаж, Смольный Собор, Николо-Богоявленский Морской Собор), но и  закрепили  умения  анализировать условие задачи и относить её к соответствующему типу,  навык выделения главного в условии задачи,  повторили  понятия «простая дробь», «проценты.

 2. «Прогулки по петровскому Петербургу» (интегрированный урок из цикла «Математический Петербург») для 7 класса.

В ходе урока решаются задачи по ранней истории Петербурга. Например,

«Длина Заячьего острова в 2 1/2 раза больше его ширины. Если бы остров был короче на 250 м. и на 140 м. шире, чем на самом деле, то длина и ширина острова сравнялись бы. Каковы размеры Заячьего острова?»[3]

При кажущейся простоте такого подхода, тематически подобранные задачи, дают ученикам возможность непосредственно почувствовать вкус той или иной эпохи. Например, для ранней истории Санкт-Петербурга присущ субъективно больший размер пространств, чем сейчас. Переправа через Неву была целым событием, которая могла занять целый день (в отсутствие мостов и сколько-нибудь мощных плавсредств). Размер Заячьего острова всего 360 на 750 метров – но тогда это казалось вполне достаточным для небольшого города! Строительство здания Двенадцати коллегий, сегодня кажущееся скромным, заняло несколько десятилетий, так как фасад протяженностью 400 метров был редкостью даже для Европы.

Предполагается, что в последующих уроках цикла через решение математических задач ученики почувствуют, как сужается масштаб пространственно-временного воспри­ятия по мере прогресса (появление мостов, новых видов транспорта, расширения площади города и т.д.).

3.Тематический урок «Нарвские триумфальные ворота», который может быть проведен и как урок по истории, культуре и краеведению, и как классный час.

В ходе занятия изучается история уникального памятника, являющегося символом Кировского района, решают математические задачи. Важной воспитательной целью занятия является привитие гордости учеников не только за свой город, но и за «малую родину» - Кировский район, с его увлекательной историей, культурным наследием и до сих пор сохраняющимися памятниками, иллюстрирующими 300-летнюю историю послепетровской России.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной (рассказ об истории Нарвских триумфальных ворот), математической мини-викторины, подведения итогов (награждение победителей, конспективное повторения основных фактов, дат, фамилий).

4. Проект «Математический Петербург: мультимедийный аудиопутеводитель».

Данный проект  на стыке математики и истории, развивает идеи метапредметных связей. В рамках этого проекта разработана карта и несколько маршрутов, охватывающих почти 30 «опорных точек». И в школе, и на «натурной» прогулке, можно послушать рассказ о деятельности выдающихся математиков: Л. Эйлера, П.Л. Чебышева, М.В. Остроградского, С.В. Ковалевской, А.А. Маркова, В.А. Крылова, Г.Я. Перельмана.

Идея наполнения преподавания математики «историческими ингредиентами» не нова.  Но  феномен «Математического Петербурга» в отличие от «Петербурга Достоевского» или «Пушкинского Петербурга» практически не изучен. При наличии большой информации о 300-летней истории нашего города, о биографии знаменитых математиков, научных и учебных заведениях, до сих пор нет серьезной работы по собиранию этой информации.       Поэтому прежде чем ученики приступают к поиску конкретного материала, полезно дать им представление об истории петербургской математики, логики и особенности ее развития.

 «Математический Петербург» - проект, в котором активная роль отводится прежде всего ученику, а учитель выступает в роли координатора проекта. Суть проекта – создание «базы данных» по персоналиям ученых-математиков, деятельность которых, так или иначе, связана с Петербургом. Как показывает опыт, школьники достаточно осознанно выбирают для себя интересную личность и с увлечением работают над выбранной темой.

Работая над личностью конкретного математика, ученик выявляет те  места (на карте - точки) , которые впоследствии будут нанесены на карту и станут основой мультимедийного путеводителя. Все потенциально интересные точки можно разделить на:

1) место жительства математика;

2) учебное или научное заведение, в котором математик преподавал и работал (попутно, к слову, ученики задумываются о будущем месте учебы);

3) места захоронения.

Результатом работы над личностью того или иного петербургского математика является описание тех мест, где он жил и работал в виде литературно оформленного текста, который впоследствии будет озвучен. Кроме того, ученики осваивают культуру работы с источниками (книги, Интернет), отбирают иллюстративный материал, который можно будет использовать в мультимедийной оболочке, изучают те городские объекты, здания, сооружения, их местоположение,  которые, по тем или иным причинам, не изучаются в  школьном курсе  программы по истории и культуре Санкт-Петербурга.

   Одним из результатов  реализации данной технологии является формирование общекультурной компетенции учащихся, то есть   способности ученика  ориентироваться в пространстве городской среды, многообразии  культурного наследия Санкт-Петербурга и его ценностной составляющей; формирование уважительного отношения к городским объектам  созданными представителями других культур и национальностей,  понимание значения  материальной и духовной культуры как формы человеческого существования. Также результатом предлагаемого подхода является преодоление в учениках «барьера неприятия» сразу к двум дисциплинам – истории и математике. Преломление исторического объекта сквозь призму математики дает возможность прямого, тактильного осязания любого городского сооружения.

 Вместе с тем такие интегрированные уроки способствуют формированию  таких компетенций учащихся, как

·         компетенции социального взаимодействия  (учитель – ученик, ученик-ученик);

·                     компетенции в общении: (развитие навыков владения устной, письменной  речью, восприятие текстовой информации как с электронного носителя, так и в тексте учебного пособия);

·                     компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; понимание учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, умение  оценивать результат и осуществлять рефлексию своей деятельности;

·                     компетенции деятельности: проектирование, моделирование,  исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

·                    компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование, создание проектных работ с применением информационных компьютерных технологий).

     Также результатом предлагаемого подхода является преодоление в учениках «барьера неприятия» сразу к двум дисциплинам – истории и математике. Преломление исторического объекта сквозь призму математики дает возможность прямого, тактильного осязания любого городского объекта.

      Таким образом, в рамках предложенной технологии интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средства можно говорить не об одной  изолированном  уроке, а о целой серии методических разработок. При разнообразии целей и форм занятий (плановые уроки, внеклассные часы, самостоятельная проектная работа учащихся) все они направлены на формирование общекультурной компетенции учащихся, усиливаемой синергетическим эффектом взаимодействия двух важнейших дисциплин: математики и истории.

 

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

1. Мультимедийный путеводитель «Математический Петербург»: опыт погружения математики в городскую среду. Журнал «Экстернат.РФ», 2012. http://xn--80ajonoehe5g.xn--p1ai/index.php/2011-03-29-09-03-14/95-maths/859--l-r-.html

2. Перли С.С., Перли Б.С. Блистательный Петербург на уроках математики. Необычный задачник для 6 класса. СПб., Издательский дом «Книжный мир, 2003.

3.  Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. // Ин-тернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №4. - 25 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm.

4. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm.

 



[1]Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации.// Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №4. - 25 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm.

 

[2] Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.
http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm.

[3] Перли С.С., Перли Б.С. Блистательный Петербург на уроках математики. Необычный задачник для 6-го класса. СПб.: Издательский дом «Книжный мир» 2003,стр. 137

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»