Проектная деятельность на уроках математики
Алексвндрова Татьяна Алексеевна
Если учащийся не переживает радости поиска и находок,
не ощущает живого процесса становления идей,
то ему редко удается достичь ясного понимания всех
обстоятельств, которые позволили избрать именно этот,
а не какой-нибудь другой путь.
А. Эйнштейн
Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться; почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу? Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня использование проектного обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.Если учащийся не переживает радости поиска и находок,
не ощущает живого процесса становления идей,
то ему редко удается достичь ясного понимания всех
обстоятельств, которые позволили избрать именно этот,
а не какой-нибудь другой путь.
А. Эйнштейн
Для чего нужен метод проектов? В чем состоит идея метода проектов?
Вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс, основанный на сотрудничестве; то, что не мог бы сделать один, в совместной деятельности оказывалось достижимым, причем на основе собственных, самостоятельных усилий.
Метод проектов предусматривает обучение в сотрудничестве. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта.
В основе метода проектов лежит:
Развитие познавательных навыков учащихся;
Умение самостоятельно конструировать свои знания;
Умение ориентироваться в информационном пространстве;
Умение анализировать полученную информацию;
Умение самостоятельно выдвигать гипотезы;
Умение принимать решения;
Развитие творческого мышления;
Умения исследовательской, творческой деятельности.
Древняя мудрость гласит: СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОМУ- И Я НАУЧУСЬ
Типы проектов:
По видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
По содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
По количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
По длительности проекта: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
По дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
Преимущество проектов:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ:
1. ПЛАН РАБОТЫ ВЫСТРАИВАЕТ САМ УЧЕНИК
2. ФОРМИРУЕТСЯ ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПОСКОЛЬКУ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ НЕГО
3. УЧАЩИЙСЯ ПРИОБРЕТАЕТ ОПЫТ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
4. ФОРМИРУЮТСЯ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ
ГРУППОВЫЕ:
1. ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
2. ПРОЕКТЫ БОЛЕЕ ГЛУБОКИЕ И РАЗНОСТОРОННИЕ
3. УЧАЩИЙСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СВОИХ СИЛЬНЫХ СТОРОН ВЫБИРАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЭТАП РАБОТЫ
4. МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ ВОЗНИКАЕТ СОРЕВНОВАТЕЛНЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Проект- это шесть П:
1. Проблема
2. Планирование
3. Поиск информации
4. Продукт
5. Презентация
6. Портфолио
1.Наличие проблемы.
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
2.Обязательное планирование действий.
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.
3.Поиск информации - обязательное условие каждого проекта.
Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
4.Результат работы – продукт.
Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
5. Презентация результатов - представление готового продукта.
Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.
6. Портфолио – создание методической копилки, распространение опыта, подключение новых учащихся.
Каждому из участников проекта ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является "пять". Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше. Благодарю учеников и обязательно их награждаю, на сегодняшний день продумываю иные формы поощрения (вручение дипломов разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д.)
В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения:
- Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?
- Что в работе над проектом было наиболее интересным?
- Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
- Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
Изменение приоритетов в обществе и в науке;
Недостаточное количество уроков математики в школе;
Оторванность содержания математического образования от жизни;
Малое воздействие на чувства и эмоции учащихся.
Примеры проектов: •
1. Краткосрочные:
Функции и их графики (7-9 кл.)
Координаты точки и координаты вектора (9 кл.)
Расстояние от точки до плоскости (10 кл.)
Угол между прямой и плоскостью (10 кл.)
Правильная пирамида (10 кл.)
Перпендикулярность прямых и плоскости (10 кл.)
Мир отрицательных чисел (6 кл.) •
2. Среднесрочные:
Решение уравнений 2, 3, 4-ой степени по формуле.
Односторонние пределы.
Как Архимед измерял объем шара.
Непрерывность функции. •
3. Долгосрочные:
Лента Мёбиуса и ее свойства
«Золотое сечение» и его применение в архитектуре.
Построение комплексных множеств на плоскости (комплексные числа).
Теорема Пифагора вне школьной программы.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Из исследований известно, что
учащиеся удерживают в памяти: - 10% от того, что они читают;
- 26% от того, что они слышат;
- 30% от того, что они видят;
- 50% от того, что они видят и слышат;
- 70% от того, что они обсуждают с другими;
- 80% от того, что основано на личном опыте;
- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
- 95% от того, чему они обучаются сами.
Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает.
И здесь можно пойти двумя путями:
1) создать собственную технологию;
2) перенять то, что открыто другими, и адаптировать для себя и своих учеников.
Оптимальным для меня представился второй путь.
«Математика + информатика + ИКТ = учебный проект». Такую формулу я пытаюсь воплотить на своих уроках. При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на информатике – умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (компетенции), научить жить (бытие), научить жить вместе.
В своей работе я использую групповые и индивидуальные, информационные и практико-ориентированные проекты. Также применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Метод проектов разрушает школьную рутину.
На вопрос: что же даёт детям применение проектной технологии на уроках математики, школьники отвечают:
-лучше усваивается материал - 73%,
-уроки стали интереснее - 68%,
-с желанием идем на урок - 53%,
-появилась возможность демонстрировать свои работы- 26%.
На вопрос: «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом", школьники отвечают:
-распределять правильно время - 32%,
-достигать поставленной цели - 17%,
-выступать перед аудиторией - 16%.
-добывать информацию - 14%,
готовить презентацию - 21%.
Мотивация обучения учащихся:
- интерес к предмету – 98%;
- к практическому материалу – 87%;
- к области знаний (шире школьного курса) – 42%;
-желание общаться с педагогом по предмету – 97,8%.
Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно-информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.
«Хоть выйди ты не в белый свет,
а в поле за околицей, -
Пока идешь за кем-то вслед, дорога не запомнится.
Зато, куда б ты не попал и по какой распутице,
Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется». .
Николай Рыленков.
а в поле за околицей, -
Пока идешь за кем-то вслед, дорога не запомнится.
Зато, куда б ты не попал и по какой распутице,
Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется». .
Николай Рыленков.