Урок математики во 2 классе по теме: «Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток». Закрепление пройденного.
(М.И.Моро, М.А.Бантова с.26)
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561
Калининского района Санкт- Петербурга
Учитель Яковенко А. А.
Учитель Петрова М.В
Цели: 1. Образовательная
· закреплять вычислительные навыки письменного сложения и вычитания;
· продолжить работу по подготовке к рассмотрению умножения;
· закрепить умение решать задачи;
2. Коррекционная
развивать внимание, мышление, математическую речь;
3. Воспитательная
воспитывать интерес к изучению математики, доброту и взаимопомощь.
Оборудование: Красная Шапочка, корзина с пирожками, таблицы для устного счета, экровизоры для обратной информации, картинки (4 пары носков и 3 пары варежек), картинки для сказки (лес, озеро, волк, лиса), аббак, 10 кружков.
Структура урока.
I. Орг. момент
II. Устный счет
III. Сообщение темы
IV Работа по теме
А)Письменные приемы сложения и вычитания
Б) Решение задачи
V. Физминутка
VI. Продолжение работы по теме
А) Решение задач
Б) Подготовка к ознакомлению с действием умножения
VII. Закрепление
VIII. Д/з
IX Итог урока
X. Орг. Конец
Ход урока:
I. Орг. момент
- Р., сегодня мы с вами попадем в сказку. Итак, сказка начинается.
Давным-давно жила-была на белом свете девочка. А звали ее Красная Шапочка. Жила она вместе со своей мамой далеко за лесом. Однажды у них заболела бабушка. Мама напекла пирожков и отправила Красную Шапочку отнести их больной бабушке.
II. Устный счет
- Р., давайте проверим, испеклись ли пирожки. Чтобы проверить их готовность надо решить верно примеры. Если решим правильно, то положим пирожок в корзину, значит они испеклись.
- Итак, испеклись ли пирожки с мясом?
1 слаг.
5
5
6
6
7
8
2 слаг.
7
8
8
9
9
9
сумма
12
13
14
15
16
17
- Проверим, испеклись ли пирожки с повидлом? Расставьте знаки "+" и "-" так, чтобы получилось верное равенство.
63 * 20 * 7 = 50
26* 30 * 8= 48
34 * 7 * 7 = 20
78 * 9 * 9 = 60
(уч-ся показывают свои ответы на экровизорах)
III. Сообщение темы
- Итак, пирожки испеклись, и Красная Шапочка отправилась в путь. Настроение у нее хорошее. Идет и песенку поет. Но вдруг на пути ей повстречалось озеро, которое никак не перейти, не обойти. Озеро говорит ей: «Чтобы перейти меня, нужно решить примеры правильно. Если решишь все верно, то через озеро перекинется мост.» И сегодня на уроке мы с вами будем решать примеры на сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. А сейчас
IV Работа по теме
А)Письменные приемы сложения и вычитания
- Р., давайте поможем Красной Шапочке.
- Откройте учебники на с. 26. Прочитайте задание №1
(вычислить, записывая решение столбиком)
1. вариант - 1 строчка
2. вариант - 2 строчка
(два ученика решают у доски)
- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте.
(взаимопроверка)
Б)Решение задачи
- Мост перекинулся через озеро, и Красная Шапочка пошла дальше. Но на пути у нее опять препятствие - неожиданно вырос дремучий лес.
- А Красной Шапочке надо спешить. Чтобы расколдовать лес, надо решить задачу.
- Посмотрите на задачу №2. Прочитайте.
- Какие слова возьмём для краткой записи?
- Что известно?
- Что надо узнать?
(на доске одновременно с разбором появляется краткая запись задачи)
Было- ?
Полили -5г. и З г.
Осталось - 4г.
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему?
- Можем ли мы узнать, сколько грядок полили? (да)
- Как?
- Зная сколько грядок полили и сколько осталось грядок, можем ли мы узнать сколько грядок должны были полить дети? (да)
- Как?
5+ 3+4= 12 (г.)
(учащаяся записывают решение и ответ задачи в тетрадь, а 1 ученик идет решать задачу за доску)
- Сверьте решение задачи.
- Прочитайте ответ.
V. Физминутка
- Наш лес расколдован. Путь свободен. Красная Шапочка может идти дальше. Давайте, проводим Красную Шапочку через лес и немножко отдохнем.
Только в лес мы все зашли
Появились комары.
Руки вверх - хлопок.
Руки вниз -хлопок.
1. Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем.
И в вразвалочку идем.
2. Вдруг мы видим из куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
VI. Продолжение работы по теме
А) Решение задач
- Красная Шапочка пошла дальше. Вдруг неожиданно выбегает навстречу волк и говорит: "Красная Шапочка, я тебя съем!" Красная Шапочка испугалась, заплакала, что же будет с ее больной бабушкой.
Волк подумал-подумал и решил: "Если разгадаешь мою загадку-задачку, то отпущу тебя, а если нет - то съем".
- Р., Красная Шапочка одна не справится, давайте поможем ей.
- Посмотрите и прочитайте задачу №3.
- Что известно?
- Что надо сделать?
(на доске появляется краткая запись задачи)
У Вити - 12ф.
У брата - ? на 6ф.>
1. Посмотрите на первое решение: 12 + 6.
2. Что узнаем, решив это выражение?
3. Придумайте вопрос, чтобы задача решалась так.
4. Посмотрите на второе решение: (12 + 6) + 12.
5. Что общего в этих выражениях?
6. Что изменилось?
7. Изменится ли вопрос задачи? (да).
8. Что мы узнаем, решив второе выражение?
(на доске в краткой записи появляется фигурная скобка)
У Вити - 12ф. ?
У брата - ? на 6ф.>
(ученики записывают второе решение в тетрадь)
Б) Подготовка к ознакомлению с действием умножения
- Мы справились с этим заданием, и волк отпустил Красную Шапочку.
Она угостила волка пирожками и пошла дальше. Идет, она идет, а на пути у нее опять препятствие. Это хитрая лиса. Она хочет съесть девочку. Лиса хитрая и вот что она придумала: "У меня есть 3 задания, если решишь, то не съем тебя, а если нет - то нет".
- Р., давайте еще раз поможем Красной Шапочке. Вот эти задания.
1 задание (с. 26 №4)
- Лиса купила своим братьям и сестрам носочки и рукавички. Но не знает она, хватит ли этого всего всем?
На доске:
4 пары носков
3 пары рукавичек
- Что значит пара носков? (Пара носков - это 2 носка)
- Сколько пар носков? (4)
- Как узнать сколько это всего носков? (Надо число 2 взять четыре раза: 2+2+2+2=8)
- Хватит ли всем? (да)
- Почему? (т.к. количество лис и количество пар носков совпадает)
- Сколько пар рукавичек? (3)
- Хватит ли всем? (нет)
- Почему? (т.к. количество лис больше, чем количество пар рукавичек)
2 задание: (с. 26 №5)
- Лиса пометила каждую свою территорию для охоты двумя кружками.
На доске: 00 / 00 / 00 / 00/ 00
- Сколько раз по 2 кружка она нарисовала? (5)
- Сколько всего кружков? Как считали?
3 задание: (с.26 №6)
- Нарисуйте в тетрадке по 3 кружка 4 раза.(1 ученик рисует за доской)
- Сколько всего кружков? Как считали?
- Чтобы узнать, сколько всего кружков, надо выполнить действие сложения, число 3 взять четыре раза: 3+3+3+3=12
VII. Закрепление
- Лиса видит, что ей не удалась ее хитрость. Пришлось лисе отпустить Красную Шапочку. Красная Шапочка угостила лису пирожками и пошла дальше. Путь свободен. И вот Красная Шапочка видит дом бабушки. Для бабушки пирожки целы. Красная Шапочка сберегла их.
- Но, оказывается эти пирожки не простые, а волшебные. Съев их бабушка выздоровит, но это произойдет лишь в том случае, если вы верно решите примеры.
На доске: + 34 - 80
1. 13
(учащиеся решают самостоятельно, несколько человек получают примеры, записанные на пирожках - эти решения проверяются - выборочная проверка)
- Мы задание выполнили, значит бабушка выздоровела.
VIII. Д/з: с. 26 №8.
IX. Итог урока
1. Как называются числа при сложении?
2. Как называются числа при вычитании?
3. Решите с объяснением: 48 + 14.
4. Решите с объяснением: 66 - 27.
5. Чем сегодня мы занимались на уроке?
X. Орг. конец