Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками

Давыдова Людмила Константиновна
6 класс
Цели урока:
-формирование представления об умножении чисел с одинаковыми и разными знаками;
– формирование умения применять правила умножения положительных и отрицательных чисел в простейших ситуациях;
– развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
– обучение учащихся поиску различных способов и методов решения практических задач.
Задачи урока:
Образовательные:
- изучить правила умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками ;
- отработать алгоритм умножения;
- совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающие:
- развивать мыслительные способности, умение классифицировать, сравнивать, выполнять по аналогии.
- развивать умение анализировать и систематизировать материал по данной теме.
развивать познавательный интерес;
развивать логическое мышление, память, внимание;
Расширять математический кругозор.
Воспитательные:
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, чувство сотрудничества.
-прививать у учащихся навыки взаимоконтроля;
-воспитывать настойчивость в достижении цели;
-воспитывать культуру труда и математической речи.
Планируемый результат:
в результате изучения данной темы, учащиеся должны усвоить смысл действия умножения, правило умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Приемы ТРКМ:
  • «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы».
  •  «Незаконченные предложения»
  • Стратегия ИНСЕРТ («Чтение с пометками»)
Формы организации взаимодействия на уроке: коллективная, индивидуальная, парная.
Методы обучения на уроке:
  • Исследовательский (работа с раздаточным материалом по поиску правила умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками);
  • Частично поисковый (эвристическая беседа, ведущая к составлению алгоритма умножения )
  • Наглядный
  • Методы контроля и самоконтроля
Технологии:
  • Системно-деятельностный подход.
  •  Технология развития критического мышления
  • Проблемное обучение.
  • Элементы здоровьесберегающих технологий.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование урока:
Н.Я. Виленкин. Учебник «Математика»
Текст  для работы  на этапе осмысления
 раздаточный материал: карточки с заданиями, табель активности, примеры для самостоятельного решения, алгоритм для слабых.
Ход урока:
I.Организационный момент
Урок  математики. Проверьте вашу готовность к уроку.
Сегодня нам предстоит работа в группах. Вспомните правила успешной работы в группе.
II.Актуализация знаний
Выполните  самостоятельно задание на карточке.
  • На улице сегодня – 4 С. К вечеру температура повысится на 2 С. Какой будет температура? ( -2 C).
  • Температура воздуха была -2 C. Какой стала температура воздуха ,когда она повысилась на 3 С,( 1 C), на 1 С, (-1 С ), понизилась на 5 С (-7 С )
Взаимопроверка.
-Кто справился с заданием?
-Прошу вас ответить на следующие вопросы:
Работа в группе.
  • Какие числа называются целыми? Пример?
  • Что такое модуль числа? Пример?
  • Чему равен модуль положительного числа?
  • Чему равен модуль отрицательного числа? Пример?
  • Как сложить числа с одинаковыми знаками? Пример?
Как сложить числа с разными знаками?
Трансляция ответов представителями от групп.
Устно:
1) Определите закономерность и продолжите ряд:
А) 2; 4; 8; 16; …
Б) – 2; – 4; – 8; – 16; …
2) Дан ряд чисел:
– 5; 3; 0; – 7; – 104; 104; 12; 19.
А) Назовите положительные числа.
Б) Назовите отрицательные числа.
В) Назовите все числа одним словом.
Обучающиеся отвечают.
1) А) каждое последующее число больше предыдущего в 2 раза.
Б) каждое последующее число меньше предыдущего в 2 раза.
2)А) 3; 104; 12; 19.
Б) –5; –7; –104.
В) целые.
Взаимопроверка.
III. Постановка проблемы. Стадия вызова
1)Игра «Верю – не верю».
Приём  "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"?
Возьмите карточку в конверте и самостоятельно заполните ее.

 
Высказывания Начало урока Заключение урока
1. Верите ли вы, что положительные числа – это числа, расположенные на числовой прямой правее нуля?    
2. Верите ли вы,  что при  умножении двух отрицательных чисел получается положительное число?    
3. Верите ли вы,  что произведение двух положительных чисел есть число положительное?    
4. Верите ли вы,  что числа, записанные со знаком «минус», называются отрицательными?
 
   
5. Верите ли вы,  что модули противоположных чисел равны?    
6. Верите ли вы,  что при умножении числа на нуль получается тоже самое число?    
7. Верите ли вы,  что сумма противоположных чисел равна нулю?    
-Какие математические понятия вы услышали в предложениях диктанта «Веришь – не веришь»? (термины «модуль» и «противоположные числа»)
Почему именно так вы ответили на поставленный вопрос?
(Вопрос задаётся после работы в первой графе).
Начинаем работу в тетрадях.
Создание проблемной ситуации.
Вычислите:
1) 6 х 3 = 
2) 3 х 5 =
3)  7 х ( – 2) =
4) –5 х (– 4) =
В чем возникло затруднение при выполнении этого задания?
Обсуждение в группе.
Вопросы:
1. Какое действие вы выполняли при решении этого задания?
2. Какие числа вы умеете умножать?
3. Знаете ли вы, как выполняется умножение чисел с разными знаками?
4. Знаете ли вы, как выполняется умножение двух отрицательных чисел?
Как вы думаете, над какой проблемой нам предстоит поработать на уроке?
 Попробуйте сформулировать тему и  цель нашего урока.
Чему вы хотели бы научиться на сегодняшнем уроке?
Что вам необходимо для этого знать?
IV.Открытие  нового знания. Стадия осмысления.

1) Стратегия ИНСЕРТ («Чтение с пометками»)
А теперь нам предстоит поработать с текстом.
Самостоятельно прочитайте текст.
Тема сегодняшнего урока - умножение и деление положительных и отрицательных чисел. О том, что числа бывают положительными и отрицательными вы узнали недавно. Но вы уже научились их складывать и вычитать и узнали, что такое модуль или абсолютная величина числа.
 А умеем ли мы умножать такие числа? Пока нет, но, думаю, к концу урока научимся. Запомните очень простое правило: При умножении положительных и отрицательных чисел
  1. Определяют знак произведения
  2. Находят произведение модулей
Со вторым пунктом не должно возникнуть проблем. Модуль, как вы помните, может быть только неотрицательным числом. А умножать положительные числа и 0 вы умеете. Значит проблема только в том, чтобы определить знак результата.
+ × + = +
+ × - = -
- × + = -
- × - = +
Таблица, которую вы сейчас видите, зрительно удобно и коротко дает возможность определения знака результата умножения. Условно ее можно прочитать так:
+ умножить на + дает в результате +
+ на – дает –
– на + дает –
– на – дает +
Математики средневековья учили своих учеников запоминать это так:
+ × + = + Друг моего друга мне друг
+ × - = - Друг моего врага мне враг
- × + = - Враг моего друга мне враг
- × - = + Враг моего врага мне друг
Ну что ж, если друга считать плюсом, а врага минусом, то такая логика вполне позволяет запомнить это нехитрое правило.
Давайте внимательно посмотрим на таблицу и заметим, что когда умножаются два «минуса» или два «плюса», т. е. числа с одинаковыми знаками, в результате получается «плюс».
А если, мы умножаем «плюс» на «минус» или «минус» на «плюс», т. е. числа с разными знаками, то в ответе получается «минус».
А сейчас повторим то же самое, но уже строго научным языком.
Запоминаем правила умножения двух чисел:
  • Чтобы умножить 2 числа с разными знаками, надо умножить модули этих чисел и поставить перед полученным произведением знак «-»
  • Чтобы умножить 2 числа с одинаковыми знаками, надо умножить модули этих чисел и поставить перед полученным произведением знак «+»
Примеры:
25 × 0,3
Перемножаем два числа со знаком+, два положительных числа, два числа с одним знаком, значит, в результате мы получим ответ со знаком +, положительный результат. А далее, следуя правилу, перемножим модули этих чисел. Модуль положительного числа равен самому этому числу. 25 умножим сначала на 3, получим 75 и поставим запятую, отступив один знак слева.
Следовательно, 25×0,3=+7,5  Знак +можно не записывать.
Еще пример: - 15 1/2 × (-6). Здесь требуется перемножить два отрицательных числа, следовательно, знак результата +. Теперь нужно перемножить модули множителей.
| - 15,5| = 15,5 .
|-6| = 6.
Перемножив эти числа, получим плюс 93.
- 15 × (-6) = 93
Это были примеры умножения двух чисел с одинаковыми знаками.  Теперь
11 × (-5,3)
Здесь знаки множителей разные, значит знак результата – минус. Запишем минус в ответ.
Далее перемножим модули.
11 × (-5,3) = - (11 × 5,3) = -58,3
При чтении текста  прошу вас делать пометки в тексте:
«V» - знаю. (мне это было известно ещё до чтения текста).
«+» – узнал что-то новое! (абсолютно новая информация).

«–» – противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь).
«?» – возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете.
На основе прочитанного  текста предлагаю выполнить задания:
Задание1. Прочитайте текст и сформулируйте правила умножения положительных и отрицательных чисел.
Задание 2. На основе изученного материала выведите правила знаков при умножении положительных и отрицательных чисел, поставьте в скобках знаки «+» или «–».
Вопросы учителя:
– Какие вопросы у Вас возникли при изучении текста?
– Каким действием можно проверить действие умножения?
– Поясните это на примере –5*3=
– Используя правила умножения положительных и отрицательных чисел поясните решение примера –5*(–3)=


При выполнении заданий обучающиеся делают записи в тетради. При выполнении последнего задания, дети отмечают знаки в тексте, в скобках.
2)Подведение итогов по работе с текстом: 
– Какие вопросы у Вас возникли при изучении текста?
– Каким действием можно проверить действие умножения?
«-Что вам было  известно из прочитанного текста?
-Что нового узнали?
-О чем думали иначе?
V.Физкульминутка: Гимнастика для глаз
Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!
VI.Закрепление обучающимися нового материала
1)Выполнение самостоятельной работы по изученной теме с последующей взаимопроверкой.
Один ученик выполняет возле доски.
1,5 · (-5)     1500 · (-0,02)
 -4,2 · (-1,1)
2,5 · (-3)
 -3,6 · (-0,3)
 -0,2 · (-2,4)
 1,4 · (-5)
(-4) · (-10) · 8 =
Самоконтроль и взаимопроверка.
По желанию  можно для тренировки выполнить  задание:
(-2) · (-3) · (-4) =
(-1,2) · (-2) · (-12)=
 
(-1) · (-2) · (-5) · (-4,2) · 2 =
 
4· (-1,6) ·(-10) ·(-0,5) ·(-3) =
 
(-1) · (-2) · (-5) · (-4,2) · 2 · (-0,5) =
 
4· (-1,6) ·(-10) ·(-0,5) ·(-3) ·(-1) ·(-2)=
Работа в парах. Взаимопроверка.
2)Проверяем.
-Какие у вас возникли затруднения?
-Как вы думаете почему? 
-Над чем еще нужно работать, чтобы избежать ошибок?
VII.Стадия рефлексии.
Предлагаю вам повторно заполнить таблицу « Верю - не верю» и сравнить полученные результаты.
-Что вы заметили?

 
Высказывания Начало урока Заключение урока
1. Верите ли вы, что положительные числа – это числа, расположенные на числовой прямой правее нуля?    
2. Верите ли вы,  что при  умножении двух отрицательных чисел получается положительное число?    
3. Верите ли вы,  что произведение двух положительных чисел есть число положительное?    
4. Верите ли вы,  что числа, записанные со знаком «минус», называются отрицательными?
 
   
5. Верите ли вы,  что модули противоположных чисел равны?    
6. Верите ли вы,  что при умножении числа на нуль получается тоже самое число?    
7. Верите ли вы,  что сумма противоположных чисел равна нулю?    
Почему изменилось Ваше мнение?  (Вопрос задаётся после работы во второй графе).
-Прошу Вас закончить предложения, высказав свое мнение к проведенному уроку:
1. На уроке я работал…
2. Своей работой на уроке я…
3. Урок для меня показался…
4. За урок я научился…
5. Мое настроение…
6. Материал урока мне был…
-Кто готов поделиться своими впечатлениями об уроке?
-Оцените работу вашей группы. Обоснуйте ваше мнение.
VIII.Итог урока.
1)Какую цель ставили на уроке?
2)Достигли ли вы поставленной цели?
3)Как перемножить два числа с разными знаками?
4)Как перемножить два отрицательных числа? 
IX.Домашнее задание: С комментированием
Средний уровень- № 1129 стр. 193
 Повышенный  уровень - № 1130 стр.193
. Записывают домашнее задание.
X .Организованное окончание урока.
-Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы!
- Урок окончен.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»