Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нужна или не нужна математика: «Решайте сами»

Мченская Светлана Владимировна,
учитель математики ГБОУ школа № 443
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 
Математику изучать надобно,
 поскольку она в порядок ум приводит.
 М.В.Ломоносов
Часто учителям математики приходится слышать «Да зачем мне ваша математика?»
Математика – как известно  одна из древнейших наук, имеющая дело с числами, количеством и формой. Ее основы были заложены не год, не два и даже не сто лет назад. Математика сопровождает человечество уже несколько тысяч лет. Математика как наука сформировалась около двух тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас египетские папирусы, клинописные вавилонские таблички, где встречаются решения арифметических, геометрических и алгебраических задач. Все то, что было заложено в те времена, до сих пор актуально: все  математические законы и теоремы, которые были сформулированы знаменитыми математиками тех времен, до сих пор верны, и никто не смог их опровергнуть.
Человеку в жизни не обойтись без знаний  математики. Эти знания мы  используем каждый день. Повсюду мы сталкиваемся с числами – номера домов, квартир, автобусов, телефонов просыпаясь, мы смотрим на часы, чтобы сделать покупку в магазине, нужно снова выполнить денежные расчеты. Нам все время приходится выполнять математические  операции.  Во сколько выйти в школу, чтобы не опоздать на урок, когда наступят каникулы, сколько сдачи должны дать в магазине, сколько весит дыня, какой длины шнур и т.д. C математикой мы встречаемся везде, на каждом шагу, с утра и до вечера. Но это еще не все. Знаете ли вы, что математика развивает мышление?
Изучая математику и решая задачи, мы учимся обобщать и выделять важное, анализировать и систематизировать, находить закономерности и устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать и делать выводы, мыслить логически, стратегически и абстрактно. Как регулярные спортивные тренировки «прокачивают» тело, делают его здоровым, сильным и выносливым, так регулярные занятия математикой «прокачивают» мозг — развивают интеллект и познавательные способности, расширяют ваш кругозор.
Занятия математикой тренируют память. Ученые из Стэнфордского университета в США изучили процесс решения человеком математических задач и выяснили, что взрослые люди используют для этих целей мышление и доведённый до автоматизма навык «доставать» из памяти уже имеющиеся там ответы.
Самый древний из дошедших до нас методов эффективного запоминания - метод Цицерона. Этот метод назван так в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории, государственного деятеля Римской Республики. Его имя Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.). Прославился он тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен.
Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой Римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты  при помощи ассоциаций.
Вот, например, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Пусть необходимо запомнить слова: транспортир, множество, график, скорость, параллелепипед, окружность, линейка, процент. Будем размещать предметы в хорошо знакомом ребятам классе. И, конечно, постараемся использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Транспортир повесим на ручку двери и будем представлять, как он раскачивается, когда кто-нибудь входит в класс. Множество представлено большим количеством пятерок на странице журнала, который лежит на учительском столе. Туда же (на стол) поставим параллелепипед и наденем на него окружность. График повесим на стену рядом с доской, к которой прикрепим линейку. Скорость увидим в движении секундной стрелки на часах, висящих над доской. Значок «процент» наденем на гвоздик в стене (напоминает пенсне).
Многие люди жалуются на то, что не могут запоминать цифры. Хорошо, будем трансформировать цифры в буквы!
Цифре «1» ставится в соответствие буква «н». Потому что «одиН». Последняя согласная.
 2 – «дВа» – «в». Последняя согласная.
3 – «тРи» – «р». Последняя согласная.
4 – «Четыре» – «ч». Первая согласная.
5 – «Пять» – «п». Первая согласная.
6 – «Шесть» – «ш». Первая согласная.
7 – «Семь» – «с». Первая согласная.
8 – «восеМь» – «м». Последняя согласная.
9 – «Девять» – «д». Первая согласная.
0 – «ноЛь» – «л». Последняя согласная.
Все эти привязки придется запомнить. Зато теперь все трудности позади. Впереди лишь Ваши фантазии и воображение.
Итак, Вам нужно запомнить номер телефона, например, 8-095-123-45-67.
8 – это «м».
0 – «л».
9 – «д».
5 – «п».
1 – «н».
2 – «в».
3 – «р».
4 – «ч».
5 – «п».
6 – «ш».
7 – «с».
Вместо «8-0-9-5-1-2-3-4-5-6-7» получаем «м-л-д-п-н-в-р-ч-п-ш-с».
Бессмысленный набор букв запомнить, по-моему, ещё труднее. Но никто и не собирается заставлять Вас запоминать такую абракадабру. Вместо этого предлагаю составить из этих букв вполне осмысленную фразу. Фраза эта должна быть запоминаемой именно для Вас.
Вариация первая – каждое слово будет начинаться с этих букв. Я, например, предлагаю такую фразу: «Мама Любит Мороженое ». Это – начало номера. А по смыслу, конечно, не ахти.
Фразу нужно будет придумать для каждого конкретного номера только один раз! И всё! Ещё раз – фраза должна быть уникальной, подходящей именно для Вас, возможно, смешной или нелепой, но обязательно яркой. Такой, чтобы Вы вспомнили её в любой ситуации. Вспомнили, проговорили и… обратили в цифры.
Теперь еще одно. На самом деле не обязательно таким образом запоминать все приведенные выше 11 цифр. Первую цифру «8» вообще не нужно запоминать. Она просто подразумевается для набора всегда. Или чаще всего. Это известно почти всем.
Далее – код города. Если Ваш абонент живёт в  Санкт Петербурге, то Вы же наверняка это знаете.
Математика закаляет характер. Для правильного решения математических и логических задач нужны: внимательность, настойчивость, ответственность, точность и аккуратность. Чем регулярнее тренируются эти «мышцы характера», тем сильнее они становятся, и тем чаще помогают в решении не только учебных задач, но и жизненных проблем.
Математика присутствует и в гуманитарных науках. Как это не парадоксально, но с математикой в литературе, мы встречаемся практически повсеместно: математику используют герои многих литературных произведений, математика вдохновляет писателей на новые книги и идеи и так далее. В математике есть такое понятие, как закономерность, она окружает нас повсюду: день сменяется ночью, животные мигрируют на юг. Удивительно, однако, последовательности есть и в литературе. Например, стихотворный размер (это частная реализация стихотворного метра, его вариация). Существуют различные виды этого "размера". Есть односложные, двусложные и трехсложные размеры. В зависимости от того, на какой слог падает ударение, название размеров варьируется. Так, например, в стихотворении А.С. Пушкина:
Буря мглою небо кроет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́_
Вихри снежные крутя ∩́ __ / ∩́ __ __ / __ ∩́
Ударение падает на каждый первый слог слов, состоящих из двух слогов (стоп), следовательно, это хорей - размер с ударением на первом слоге в стопе. Ещё один яркий пример использования математики в литературе - то, что многие произведения русских классиков содержат математические задачи. Как правило, авторы вставляют в свои произведения такие задачи, чтобы украсить сюжет и сделать его интереснее.
Конечно, говорить о том, что в данном предмете математика занимает главенствующее положение было бы неразумно и неправильно. Однако, полностью исключить влияние математики на литературу мы тоже не можем. Поэтому, можно сделать разумный вывод о том, что в данном случае математика является источником неисчерпаемого вдохновения для писателей и журналистов.
Математика — наука междисциплинарная, она тесно связана с физикой, географией, геологией, химией. Социология и экономика неотделимы от математики, и многие выводы даже привычно гуманитарных наук, таких как лингвистика, журналистика, опираются на математические модели и понятия, математические и логические законы.
Математика развивает навыки решения бытовых задач. Именно математика позволяет нам высчитывать проценты по банковским вкладам и кредитам. Рассчитывать количество и стоимость строительных материалов при ремонте или строительстве дома. Рассчитывать стоимость коммунальных услуг. Планировать семейный бюджет. Даже глядя на часы, рассчитываясь за покупки в магазине, рассчитывая  время на дорогу от дома до школы, Даже в игре без математики трудно. Чтобы организовать спортивные игры на отдыхе, нужно суметь разметить спортивную площадку, для чего необходимо знание геометрии (построение прямых углов на местности, вешение прямых, измерение расстояний рулеткой и т.д.). Чтобы выиграть в военной игре, нужно хорошо ориентироваться по компасу, знать, как определить высоту дерева, расстояние до недоступного предмета, ширину реки, мы с вами везде используем математические знания.
Математика — основа вашей успешной карьеры. Если 20 лет назад перспективным считалось изучение иностранных языков, то сейчас свободным владением несколькими языками, историей никого не удивишь. Теперь, профессиональная востребованность во многом зависит от понимания технологий, умения мыслить, абстрагироваться и способностей к решению нестандартных задач. Крайне сложно обойтись без знания математики тем, кто хочет работать в сфере IT. Мы с вами живем в век высоких технологий. Повсеместно распространены компьютеры - это и отличает современную жизнь от жизни еще пару десятилетий назад. А работа компьютера целиком и полностью построена на математике.
Математика всегда была неотъемлемой и существенной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности.
Еще в XIII веке английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон сказал: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества».

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»