Как помочь ученикам стать успешными
Бобкова Нина Дмитриевна,
учитель математики ГБОУ
СОШ № 233 Санкт-Петербурга
учитель математики ГБОУ
СОШ № 233 Санкт-Петербурга
Детям я говорю: «Великими математиками вы можете не быть, а хорошими людьми быть обязаны». Сама же стараюсь работать так, чтобы они и хорошо знали математику (чтобы в будущем быть хорошими специалистами в своем деле) и были хорошими людьми. Более того, хочется, чтобы каждый из них стал Личностью. Как этого достичь?
Каждый ребенок изначально талантлив. Задача учителя - дать возможность полноценного развития заложенных природой талантов. А как помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии? То есть, как помочь детям стать успешными?
В поисках ответа на эти вопросы с интересом читаю прессу, стараюсь знакомиться с опытом других педагогов, использовать в своей работе передовой опыт, современные методы обучения, в том числе инновационные технологии. Появились какие-то свои наработки.
В результате пришла к выводу, что задача учителя: создать условия для самовыражения личности каждого ученика. Учить надо так, чтобы базовым являлся процесс саморазвития учащегося. Чтобы каждый урок был уроком совместного творчества, совместного поиска знаний, где учитель и ученик были бы партнерами. Учащийся должен быть не объектом, а субъектом обучения.
Мой вывод - не открытие в истории образования. Следует отметить, что понимание приоритетности деятельностных целей образования сформировалось в науке уже сотни лет назад. «Главная задача воспитателя, - считал А.Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…». Об этом писали К.Д.Ушинский и Д.И.Писарев, А.Н.Леонтьев и П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и Л.В.Занков, многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. Просто, в разные периоды развития общества приоритеты образования в нем, в том числе, менялись. Сегодня эти цели не только социально значимы и научно обоснованы, но и закреплены законодательно. Ст.14 закона Российской Федерации «Об образовании» закрепила приоритетность интересов личности в процессе обучения и воспитания. И в современном обществе сложилось понимание главной цели образования как формирование у подрастающего поколения готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Современному обществу нужны деятельные люди, способные самостоятельно принимать решения.
Этих целей можно достичь с помощью уроков, на которых применяется технология деятельностного метода .Следует отметить, что детям нравятся уроки, проводимые с помощью данной технологии. Она помогает раскрепостить ребят, развивает у них самостоятельность, способность мыслить творчески. Ребята с интересом включаются в предлагаемую деятельность, выдвигают идеи, отстаивают свою точку зрения, выслушивают мнение одноклассников, тем самым учатся быть собеседниками, приобретают навыки ораторов.
Большинство детей отдает предпочтение урокам, на которых самому надо что-то « открывать».
Приведем пример такого урока, организованного с помощью данной технологии:
Тема урока: «Признаки делимости на 9 и на 3»
Цель: 1)Вывести признаки делимости на 3 и на 9.
2)Повторить и закрепить:
- признаки делимости на 2, 5 , 10;
-свойства делимости.
3)Развивать логическое мышление, исследовательские умения, способность к обобщению, речь, умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения.
Ход урока:
1)Организационный момент. Проверка домашнего задания.
2)Актуализация знаний. Устные упражнения.
Ребята! Все ближе Новый год. Мы с вами уже обсуждали подарки для ребят из детдома. В Лапландии (стране Деда Мороза) тоже идет напряженная работа: Дед Мороз с помощниками отправляет подарки по нужным адресам. Важно не ошибиться. Давайте поможем усталому Деду Морозу: проверим, правильно ли помощники наклеивают адреса.
- Перед вами 2 мешка Деда Мороза:
№1 №2
28179 игрушек 21368игрушек
(на доске прикреплены рисунки – мешки Деда Мороза с цифрами)
Верно ли, что игрушки из каждого мешка можно разделить поровну между 2 детдомами? ( Ученики «сигналят сфетофорами». Комментарий - повторяем признаки делимости на 2).
-Машины везут контейнеры с подарками:
№1 : 81300 книг ; №2: 29846 книг ; №3 : 31270 книг .
Подарки из каждого контейнера надо поровну поделить между 5 школами.
Возможно ли это? (№1- да , №2 – нет , №3 – да. Повторяем признак делимости на 5).
- Проезжая мимо одного из поселков, Дед Мороз решил оставить грузовик №1 в подарок местным детям. Какой из оставшихся грузовиков нужно направить теперь уже на 10 школ? (№ 3, повторили признак делимости на 10).
3) Постановка проблемы (учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения).
- Старшеклассники района приготовили подарки для 9 детских садиков: 2709 подарков - 11-е кл., 1791 подарок – 10 е кл. . Получат ли все садики подарки поровну?
Запись на доске и в тетрадях:
2709=2700+9
1791=1800-9
Повторяем свойство: Если два числа делятся на некоторое число, то их сумма и разность тоже делится на это число).
-Легко доказали, что указанные числа делятся на 9. А как бы вы ответили на телеграмму: «На благоустройство территории 9 детских садов выделено 825390 рублей. Разделите поровну ». Можно это сделать?
-Можно ли воспользоваться уже предложенным способом? (Да).
-Быстро ли получим ответ? (Нет).
4) «Открытие детьми нового знания (выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез).
-Давайте попробуем найти способ, как быстро выяснить делится ли данное число на 9 .
-Может, по аналогии с признаком делимости на 2, 5, 10, надо смотреть на последнюю цифру в записи числа? (Смотрим числа : 2709(9:9); 1791 (1 не делится на 9).
Истинно ли утверждение: « Если последняя цифра в записи числа делится на 9 , то и все число делится на 9?» (Нет).
-Как быть? (Возможно будет в ответ молчание).
-К телеграмме вернемся позже. Сначала попробуем разделить поровну 2457 арбузов, которые прислали для 9 районов города наши друзья с юга.
-Представим эту гору арбузов. Постепенно будем увозить.
Запись на доске и в тетради:
2457 = 2*1000 + 4*100 + 5*10 + 7
увезли : 2*999 4*99 5*9 7
осталось : 2 4 5 7
-Как поступим с остатками? Как поровну между 9 районами разделить? (Найдем сумму чисел 2+4+5+7 и разделим на 9.)
-Сумма делится на 9? (Да, 18:9).
-Итак, число 2457 нам удалось разделить на 9? (Да).
-Давайте посмотрим, отчего же зависело: разделится ли данное число на 9? (От суммы чисел 2,4,5,7).
-Что это за числа? Какая связь между ними и числом 2457? (С помощью цифр 2, 4, 5, 7 записано данное число).
-Ребята, закончите, пожалуйста, предложение: Число a делится на 9 в том и только том случае, если…(сумма цифр числа делится на 9).
-На какое еще число будет делиться число a, если известно, что оно делится на 9.(На 3).
-Сформулируйте признак делимости на 3.
-Тема урока «Признаки делимости на 3 и на 9»
5)Первичное закрепление во внешней речи (решаются типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи).
Откройте учебники на стр. 123.
№572. Много чисел дано. Давайте выберем самое большое ( задание №6 с комментарием: число 1234567890, сумма цифр-45, делится на 9, на 3, следовательно все число делится на 9, 3). И любое число выберите сами. Ты, Вася, какое число выбрал? (комментарий: 1)3996(сумма цифр- 27):3,9; 2)24357 (с-21):3; 3)18272 (с-24):3; 4)594820(с-28), не делится ни на 3, ни на 9).
6)Самостоятельная работа с проверкой в классе.
В предыдущем номере нам предлагались числа, а теперь самим надо их подобрать.
№573(комментарий с места) .
Какое число делится и на 3, и на 9?(741564).
№576(ученик у доски):
1)555555555(с-45):9,3. 2)Невозможно, так как число, которое оканчивается на 9, не делится на 5
-По-моему, самое время ответить на вопрос телеграммы. (Число825390 делится на 9, так как сумма его цифр делится на 9).
7)Повторение.
№577; №586;
дополнительно №581(код: 1в.-a, k, m,s; 2в.-b,l,n,r).
Листики с кодом сдаем учителю по желанию.
8)Подведение итогов, рефлексия деятельности.
9)Домашнее задание.
Здесь приведен сценарий урока. Успех его зависит, в том числе, от умения учителя создать для учеников на уроке комфортную обстановку, создать ситуацию гарантированного успеха, оказать психологическую поддержку. Для этого учитель использует те слова, которые работают на развитие положительной самооценки ребенка.
Литература:
Л.Г. Петерсон, Г.В. Дорофеев. Математика,5класс.Издательство: Ювента, 2016.
Каждый ребенок изначально талантлив. Задача учителя - дать возможность полноценного развития заложенных природой талантов. А как помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии? То есть, как помочь детям стать успешными?
В поисках ответа на эти вопросы с интересом читаю прессу, стараюсь знакомиться с опытом других педагогов, использовать в своей работе передовой опыт, современные методы обучения, в том числе инновационные технологии. Появились какие-то свои наработки.
В результате пришла к выводу, что задача учителя: создать условия для самовыражения личности каждого ученика. Учить надо так, чтобы базовым являлся процесс саморазвития учащегося. Чтобы каждый урок был уроком совместного творчества, совместного поиска знаний, где учитель и ученик были бы партнерами. Учащийся должен быть не объектом, а субъектом обучения.
Мой вывод - не открытие в истории образования. Следует отметить, что понимание приоритетности деятельностных целей образования сформировалось в науке уже сотни лет назад. «Главная задача воспитателя, - считал А.Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…». Об этом писали К.Д.Ушинский и Д.И.Писарев, А.Н.Леонтьев и П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и Л.В.Занков, многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. Просто, в разные периоды развития общества приоритеты образования в нем, в том числе, менялись. Сегодня эти цели не только социально значимы и научно обоснованы, но и закреплены законодательно. Ст.14 закона Российской Федерации «Об образовании» закрепила приоритетность интересов личности в процессе обучения и воспитания. И в современном обществе сложилось понимание главной цели образования как формирование у подрастающего поколения готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Современному обществу нужны деятельные люди, способные самостоятельно принимать решения.
Этих целей можно достичь с помощью уроков, на которых применяется технология деятельностного метода .Следует отметить, что детям нравятся уроки, проводимые с помощью данной технологии. Она помогает раскрепостить ребят, развивает у них самостоятельность, способность мыслить творчески. Ребята с интересом включаются в предлагаемую деятельность, выдвигают идеи, отстаивают свою точку зрения, выслушивают мнение одноклассников, тем самым учатся быть собеседниками, приобретают навыки ораторов.
Большинство детей отдает предпочтение урокам, на которых самому надо что-то « открывать».
Приведем пример такого урока, организованного с помощью данной технологии:
Тема урока: «Признаки делимости на 9 и на 3»
Цель: 1)Вывести признаки делимости на 3 и на 9.
2)Повторить и закрепить:
- признаки делимости на 2, 5 , 10;
-свойства делимости.
3)Развивать логическое мышление, исследовательские умения, способность к обобщению, речь, умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения.
Ход урока:
1)Организационный момент. Проверка домашнего задания.
2)Актуализация знаний. Устные упражнения.
Ребята! Все ближе Новый год. Мы с вами уже обсуждали подарки для ребят из детдома. В Лапландии (стране Деда Мороза) тоже идет напряженная работа: Дед Мороз с помощниками отправляет подарки по нужным адресам. Важно не ошибиться. Давайте поможем усталому Деду Морозу: проверим, правильно ли помощники наклеивают адреса.
- Перед вами 2 мешка Деда Мороза:
№1 №2
28179 игрушек 21368игрушек
(на доске прикреплены рисунки – мешки Деда Мороза с цифрами)
Верно ли, что игрушки из каждого мешка можно разделить поровну между 2 детдомами? ( Ученики «сигналят сфетофорами». Комментарий - повторяем признаки делимости на 2).
-Машины везут контейнеры с подарками:
№1 : 81300 книг ; №2: 29846 книг ; №3 : 31270 книг .
Подарки из каждого контейнера надо поровну поделить между 5 школами.
Возможно ли это? (№1- да , №2 – нет , №3 – да. Повторяем признак делимости на 5).
- Проезжая мимо одного из поселков, Дед Мороз решил оставить грузовик №1 в подарок местным детям. Какой из оставшихся грузовиков нужно направить теперь уже на 10 школ? (№ 3, повторили признак делимости на 10).
3) Постановка проблемы (учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения).
- Старшеклассники района приготовили подарки для 9 детских садиков: 2709 подарков - 11-е кл., 1791 подарок – 10 е кл. . Получат ли все садики подарки поровну?
Запись на доске и в тетрадях:
2709=2700+9
1791=1800-9
Повторяем свойство: Если два числа делятся на некоторое число, то их сумма и разность тоже делится на это число).
-Легко доказали, что указанные числа делятся на 9. А как бы вы ответили на телеграмму: «На благоустройство территории 9 детских садов выделено 825390 рублей. Разделите поровну ». Можно это сделать?
-Можно ли воспользоваться уже предложенным способом? (Да).
-Быстро ли получим ответ? (Нет).
4) «Открытие детьми нового знания (выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез).
-Давайте попробуем найти способ, как быстро выяснить делится ли данное число на 9 .
-Может, по аналогии с признаком делимости на 2, 5, 10, надо смотреть на последнюю цифру в записи числа? (Смотрим числа : 2709(9:9); 1791 (1 не делится на 9).
Истинно ли утверждение: « Если последняя цифра в записи числа делится на 9 , то и все число делится на 9?» (Нет).
-Как быть? (Возможно будет в ответ молчание).
-К телеграмме вернемся позже. Сначала попробуем разделить поровну 2457 арбузов, которые прислали для 9 районов города наши друзья с юга.
-Представим эту гору арбузов. Постепенно будем увозить.
Запись на доске и в тетради:
2457 = 2*1000 + 4*100 + 5*10 + 7
увезли : 2*999 4*99 5*9 7
осталось : 2 4 5 7
-Как поступим с остатками? Как поровну между 9 районами разделить? (Найдем сумму чисел 2+4+5+7 и разделим на 9.)
-Сумма делится на 9? (Да, 18:9).
-Итак, число 2457 нам удалось разделить на 9? (Да).
-Давайте посмотрим, отчего же зависело: разделится ли данное число на 9? (От суммы чисел 2,4,5,7).
-Что это за числа? Какая связь между ними и числом 2457? (С помощью цифр 2, 4, 5, 7 записано данное число).
-Ребята, закончите, пожалуйста, предложение: Число a делится на 9 в том и только том случае, если…(сумма цифр числа делится на 9).
-На какое еще число будет делиться число a, если известно, что оно делится на 9.(На 3).
-Сформулируйте признак делимости на 3.
-Тема урока «Признаки делимости на 3 и на 9»
5)Первичное закрепление во внешней речи (решаются типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи).
Откройте учебники на стр. 123.
№572. Много чисел дано. Давайте выберем самое большое ( задание №6 с комментарием: число 1234567890, сумма цифр-45, делится на 9, на 3, следовательно все число делится на 9, 3). И любое число выберите сами. Ты, Вася, какое число выбрал? (комментарий: 1)3996(сумма цифр- 27):3,9; 2)24357 (с-21):3; 3)18272 (с-24):3; 4)594820(с-28), не делится ни на 3, ни на 9).
6)Самостоятельная работа с проверкой в классе.
В предыдущем номере нам предлагались числа, а теперь самим надо их подобрать.
№573(комментарий с места) .
Какое число делится и на 3, и на 9?(741564).
№576(ученик у доски):
1)555555555(с-45):9,3. 2)Невозможно, так как число, которое оканчивается на 9, не делится на 5
-По-моему, самое время ответить на вопрос телеграммы. (Число825390 делится на 9, так как сумма его цифр делится на 9).
7)Повторение.
№577; №586;
дополнительно №581(код: 1в.-a, k, m,s; 2в.-b,l,n,r).
Листики с кодом сдаем учителю по желанию.
8)Подведение итогов, рефлексия деятельности.
9)Домашнее задание.
Здесь приведен сценарий урока. Успех его зависит, в том числе, от умения учителя создать для учеников на уроке комфортную обстановку, создать ситуацию гарантированного успеха, оказать психологическую поддержку. Для этого учитель использует те слова, которые работают на развитие положительной самооценки ребенка.
Литература:
Л.Г. Петерсон, Г.В. Дорофеев. Математика,5класс.Издательство: Ювента, 2016.