Внеурочная деятельность по математике для 5 - 6 классов
Сабадаш Наталья Вячеславовна
Человек и его творческая индивидуальность реализуется им самим в личной, общественной и профессиональной сферах. В современных условиях школа должна способствовать развитию такой личности. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», в Национальном проекте «Наша новая школа», ФГОС ООО второго поколения акцентируется внимание на обеспечении условий, содействующих интеллектуальному и творческому развитию обучающихся, их личностному самоопределению, адаптации к жизни в динамично развивающемся обществе.
Современная школа сталкивается с тем, что требование к качеству знаний ее выпускников повышается, уровень сложности обучения растет. Диапазон индивидуальных различий детей широк, условия обучения же формально остаются неизменными. В связи с этим требуется создание новых возможностей для интеллектуального развития личности в системе внеурочной работы, внеклассного образования, позволяющего включать обучающихся в различные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей и личностного потенциала.
Обращение к данной теме продиктовано необходимостью разрешения кризиса математического образования, назревшего в последние десятилетия в России, что проявляется в снижении интереса учащихся к математике, уровня знаний, умений и навыков, логики в рассуждениях, уровня математической культуры в целом.
Математические знания не становятся лично значимыми, так как чаще всего процесс изучения предмета превращается в зазубривание формул, репродуктивное решение типовых задач, а главным мотивом выступает выполнение домашнего задания, подготовка к контрольной работе. Кроме того, как отмечалось, государство гарантирует обучение только базисному уровню. Это позволяет предположить, что одним из путей выхода из сложившейся ситуации является расширение и дальнейшее развитие традиций внеклассного обучения математике. Возможным решением проблемы может быть организация массовой внеклассной работы на уровне школ, что позволит приобщить к математике большое число учащихся, развить интерес к предмету, повысить общую математическую культуру. Всё это будет содействовать увеличению числа учащихся с высоким уровнем знаний, уменьшению категории слабых учеников .
Многие школьники теряют интерес к изучению математики из-за трудностей в её усвоении, в силу различных способностей и имеющегося уровня знаний. Во время проведения внеурочных занятий можно максимально учесть возможности и особенности каждого учащегося, а также создать условия, которые способствовали бы развитию интереса к предмету. В то же время внеклассные занятия, обладая особой спецификой (более свободное распределение времени, меньшее количество учащихся, добровольное посещение, возможность корректировки программы и др.), позволяют создать благоприятные условия для совершенствования математических знаний, разностороннего развития личности учащихся, их самореализации. Таким образом, приобретает актуальность совершенствование внеклассной работы по математике, внедрение в её процесс новых педагогических технологий.
В настоящее время, на смену науке о целенаправленном воздействии учителя на ученика с целью передачи знаний пришла новая, личностно ориентированная концепция образования. Она ставит в центр образования личность учащегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. Теперь качество современного образования определяется не только объёмом знаний, но и особыми личностными характеристиками, делающими человека способным к диалогу с окружающей его социальной средой.
Педагогическими проблемами внеурочной деятельности занимались такие ученые как Р.В. Банчуков, Д.А. Белоусов, Л.К. Голубев, И.П. Иванов, В.А. Караковский, В.О. Кутьев, Г.С. Меркин, Л.И. Новикова, Н.Е. Павлов, B.C. Селиванов, Л. Н. Селиванова, Н. П. Сенченков, В. Н. Соколова. Общая идея, объединяющая научные труды в данной области, состоит в трактовке данной деятельности как средства и условия формирования в личности школьника способностей ориентироваться в сложной социальной реальности и находить для себя возможность положительного осуществления высшей потребности человека — реализации своих творческих потенций.
Проведенный анализ научной литературы показал, что к настоящему времени накоплена значительная научная база по проблеме развития интеллектуального и творческого потенциала личности школьника. Вместе с тем, внеурочная деятельность как средство развития интеллектуально— творческого потенциала учащихся в общеобразовательной школе не получила достаточного освещения и остаются неизученные аспекты ее использования. Один из них — аспект использования внеурочной деятельности как ресурса развития интеллектуально-творческого потенциала школьников.
К тому же механизмы внедрения этой педагогической модели в процесс внеклассной работы по математике не исследовались. Учитывая это, исследование возможности построения внеклассных занятий по математике на основе личностно ориентированного подхода является актуальным, т.к. школьный возраст (10—11 лет), как отмечают психологи, является сенситивным для занятий внеклассной математикой.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью проведения внеклассной работы по математике с младшими подростками и недостаточным уровнем разработанности вопросов её организации и проведения для этой категории учащихся. Выявляется проблема — поиск способов совершенствования внеклассной работы по математике с учащимися 5-6 классов с целью повышения интеллектуально-творческого потенциала школьников.
Таким образом, изучение образовательной практики школы и анализ научно-педагогических источников позволяют выявить наличие противоречий: а) между потребностью современного общества в высоком уровне интеллектуально-творческого развития личности и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий эффективного решения этой задачи в образовательной системе школы; б) между большими возможностями внеурочной деятельности в плане развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и недостаточной разработанностью данного аспекта образовательного процесса в теоретическом, организационном и технологическом аспектах.
Актуальность задачи формирования интеллектуально-творческого потенциала школьников, выявленные противоречия и объективная потребность школьной практики в разработке педагогических оснований организации внеурочной деятельности для решения данной задачи позволяют сформулировать научную проблему: каковы психолого-педагогические условия успешного развития интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности, а также определить тему исследования «Внеурочная деятельность по математике как ресурс развития интеллектуальных умений учащихся 5-6 классов».
В качестве объекта исследования рассматривается организованная внеурочная деятельность школьников.
Предмет исследования: развитие интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности.
Целью исследования является разработка педагогической модели внеурочной работы по математике с учащимися 5-6 классов, ориентированной на развитие их интеллектуального потенциала.
Гипотеза исследования - если технологию внеклассной работы по математике с младшими подростками разработать с учетом психолого-педагогических основ формирования интеллектуальных умений, то это будет способствовать росту учебных показателей школьников по математике, развитию их математических способностей и умственному развитию в целом.
Цели, предмет и гипотеза исследования определили его основные задачи:
выделение характерных черт внеурочной деятельности;
выявление возрастных особенностей учащихся младшего подросткового возраста(10-11лет) компонентов их математических способностей на основе анализа психологических источников;
подготовка программы и методических разработок для проведения занятий математикой во внеурочное время;
анализ эффективности разработанной модели внеклассной работы по математике с младшими подростками для формирования интеллектуальных умений.
Новизна и практическая значимость проекта заключается в структурировании материала программы курса внеурочной деятельности по математике для 5 -6 классов в виде единой линии .