Компетентностный подход при решении межпредметных задач
в основной школе
Удалова Елена Михайловна
учитель математики ГБОУ СОШ № 579
Санкт-Петербург
Среди основных направлений модернизации общего образования, с учётом которых разработан новый образовательный стандарт, названы:
- личностная ориентация содержания образования;
- cистемно-деятельностный подход, направленность содержания образования на формирование универсальных учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- формирование ключевых компетентностей.
Под ключевыми компетентностями будем пониматьспособность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем в учебной и других сферах деятельности. Речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда возникает необходимость в самостоятельном приобретении и применении знаний, решении задачи: уточнении её условий, поиске способов решения, оценке результата [1].
Выделяются следующие группы ключевых компетентностей: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные, социально-трудовые [2].
Помимо ключевых компетентностей, общих для всех предметных областей, общепредметных компетентностей, выделяются предметные компетентности- этоспецифические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
В частности, математическая компетентность — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетентность учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
К формированию ключевых компетентностей приводит развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями обеспечивает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Компетентностный подход реализуется в обучении решению задач, в том числе межпредметных, и способствует формированию у обучающихся умений определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими участниками образовательного процесса.
Особенностью межпредметных задач является формирование способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, при реализации своих конкретных индивидуальных способностей. Когнитивный аспект межпредметных задач – это изучение способов и приобретение опытаразрешения возникающих проблем, овладением навыка работы с первоисточником. Решение такого рода задач обеспечивает учащимся достаточно высокую степень деятельностной самостоятельности, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов.
На примере такого рода задач можно проследить, как содержание задачи ориентировано на достижение образовательных результатов, развитие универсальных учебных действий, включая формирование и развитие компетентностей обучающихся.
Список литературы.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.// Школьные технологии. – 2004. - №5.
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы.// Народное образование. – 2003. – № 2.