Основные аспекты реализации концепции развития математического образования
Тимофеева Татьяна Сергеевна
Магистрант факультета математики
РГПУ им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
Магистрант факультета математики
РГПУ им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АннотацияСтатья посвящена изложению основных аспектов, анализу и возможностям реализации в школе Концепции развития математического образования, которая принята в России. В ней рассматриваются основные идеи Концепции, которая представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации. Статья может быть интересна учителям и аспирантам, которые работают в учебных заведениях.
Ключевые слова: цели образования, математическое образование, подсистема, мотивация, педагог
Происходящие сегодня изменения в общественной жизни повлекли за собой необходимость совершенствования математического образования. Роль математического образования в мире возрастает с каждым годом, так как возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах высокотехнологичных отраслей производства, в основе которых лежит знание фундаментальных математических законов.
Содержание учебного предмета математики меняется со временем в связи с расширением целей образования, появлением новых требований к подготовке учащихся, изменением стандартов образования.
Перечень актуальных взглядов на основные принципы, цели и задачи развития математического образования заключены в так называемой Концепции развития математического образования, принятой в России в 2013 году и реализуемой по настоящее время.
Основные идеи Концепции заключаются в развитии математического образования на всех его уровнях - от дошкольного до вузовского и послевузовского - на ближайшие десятилетия.
По сути, в Концепции предлагается модель системы математического образования. Здесь мы усматриваем ряд следующих подсистем.
Подсистема, условно называемая нами «идея-воплощение», в которую интегрирована деятельность ключевых фигур в области математического образования - ученых и педагогов.
Речь идет о моделировании процесса взаимодействия математических лидеров, профессионалов-математиков, педагогов ведущих образовательных учреждений естественно-математической направленности, исследователей в области педагогики и психологии и педагогов-математиков «рядовых» образовательных учреждений.
Ключевым здесь является тезис о том, что «педагог-математик должен обладать не только математическим знанием в форме им воспроизводимого и передаваемого ученикам набора определений, доказательств и рецептов, но в первую очередь, быть готовым к решению новых, ранее не встречавшихся (отдельному человеку или человечеству) задач в соответствующих областях, передавать обучающимся математическую модель деятельности».
Подсистема «математика в общем образовании» предполагает три основных этапа освоения учащимися математических знаний и технологий и создания соответствующих этим этапам условий.
В дошкольном и начальном образовании особую роль Концепция отводит созданию сред, условий и ситуаций, содействующих развитию логико-математических и коммуникативных способностей учащихся, зарождению мотивации к математической деятельности, в том числе и средствами математических и логических игр, соревнований и т.д.
Мотивация к математической деятельности учащихся основной школы может поддерживаться многообразием ее приложений в курсах физики и информатики, компьютерными инструментами и моделями. Особую роль здесь отводится установлению и углублению межпредметных связей, использованию математических фактов и методов в процессе моделирования физических и др. процессов, сочетанию математических и компьютерных технологий. Использование вычислительных инструментов в значительной степени поможет наиболее слабым учащимся сосредоточиться на понимании смысла решаемых задач и выстраиваемых моделей, идеях решения.
В контингенте учащихся старшей школы выделяется три потока. Первый из них формируется из учащихся, слабо мотивированных к математической деятельности, и слабо освоивших программный материал начальной и основной школы.
Здесь должна быть обеспечена базовая математическая компетентность, т.е. такой ее уровень, который позволяет успешно применять математические знания, умения и навыки в ситуациях, встречающихся в повседневной жизни.
Второму потоку, состоящему из учащихся, показавших хорошие результаты в основной школе, но не планирующих специализации в областях, требующих математики, необходимо обеспечить широкую общекультурную программу математической подготовки.
Наконец, учащимся, предполагающим дальнейшее обучение по естественно-научным, инженерным, ИТ-направлениям, необходимо углубленное изучение математики для предполагаемой профессиональной деятельности, в том числе - исследовательской деятельности.
Такие учащиеся, обладающие устойчивой и результативной мотивацией, должны быть обеспечены высококвалифицированными педагогами в своей школе, либо возможностью обучения в специализированной школе для детей с той же мотивацией и соответствующими педагогами, либо дополнительным образованием необходимого уровня, в том числе, с применением дистанционных образовательных технологий.
Подсистема «математическое просвещение» настроена на подход к математике, как элементу общей культуры, функциональной грамотности и повседневного применения. Концепция провозглашает: «В массовом сознании математическая компетентность должна стать одним из основных показателей интеллектуального уровня человека, неотъемлемым элементом культуры и воспитанности, естественно интегрироваться в общегуманитарную культуру.
Подсистема «математика в среднем профессиональном и высшем образовании». В концепции основное внимание уделено подготовке кадров для дошкольного и начального образования в части математики и информатики и подготовке учителей математики для общего образования.
Однако, мы считаем необходимым транслировать идей Концепции и на другие направления профессиональной подготовки, в связи с чем выделяем подсистему «математический компонент в нематематических направлениях подготовки».
Содержательное ядро такой подготовки призвано обеспечить:
- достаточный научный математический уровень;
- соответствие профессиональной области, к которой относится подготовка;
- восприятие математики и истории ее развития как важнейшего историко-культурного феномена, обладающего интеллектуальной, эмоциональной, эстетической ценностью.
В Концепции развития математического образования в Российской Федерации признано, что игнорирование различий в способностях и особенностях подготовки учащихся различных уровне, отсутствие различий в программах и требованиях итоговой аттестации приводят к низкой эффективности учебного процесса, к «натаскиванию» на экзамен.
При работе с одаренными учащимися необходимы совсем другие подходы в подборе содержания обучения. Для таких школьников надо подбирать темы исследовательского характера, темы научных рефератов, математических проектов и эксперементов, специальные циклы задач и прочее. Важной составляющей жизни российских общеобразовательных учреждений становятся школьные научные конференции. Выступления на них с докладами и презентациями проектов заметно способствуют появлению устойчивого интереса учащихся к изучению математики и созданию атмосферы творчества в школьных коллективах.
Библиографический список
- Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы V Всероссийской c международным участием научно-методической конференции. Красноярск, 16–17 ноября 2017 г. / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2017. – 308 с.
- Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Проектирование фонда оценочных средств в условиях реализации новых образовательных стандартов // Человек и образование. - 2013. - № 2. - С. 108-111.
- Управление качеством образования современной школы (методические материалы) // автор - состав. Покасов В.Ф., к.и.н. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 145 с.