Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Основные аспекты реализации концепции развития математического образования

Тимофеева Татьяна Сергеевна
Магистрант факультета математики
РГПУ им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Аннотация
Статья посвящена изложению основных аспектов, анализу и возможностям реализации в школе Концепции развития математического образования, которая принята в России. В ней рассматриваются основные идеи Концепции, которая представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации. Статья может быть интересна учителям и аспирантам, которые работают в учебных заведениях.
Ключевые слова: цели образования, математическое образование, подсистема, мотивация, педагог
          Происходящие сегодня изменения в общественной жизни повлекли за собой необходимость совершенствования математического образования. Роль математического образования в мире возрастает с каждым годом, так как возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах высокотехнологичных отраслей производства, в основе которых лежит знание фундаментальных математических законов.
Содержание учебного предмета математики меняется со временем в связи с расширением целей образования, появлением новых требований к подготовке учащихся, изменением стандартов образования.
Перечень актуальных взглядов на основные принципы, цели и задачи развития математического образования заключены в так называемой Концепции развития математического образования, принятой в России в 2013 году и реализуемой по настоящее время.
Основные идеи Концепции заключаются в развитии математического образования на всех его уровнях - от дошкольного до вузовского и послевузовского - на ближайшие десятилетия.
По сути, в Концепции предлагается модель системы математического образования. Здесь мы усматриваем ряд следующих подсистем.
Подсистема, условно называемая нами «идея-воплощение», в которую интегрирована деятельность ключевых фигур в области математического образования - ученых и педагогов.
Речь идет о моделировании процесса взаимодействия математических лидеров, профессионалов-математиков, педагогов ведущих образовательных учреждений естественно-математической направленности, исследователей в области педагогики и психологии и педагогов-математиков «рядовых» образовательных учреждений.
Ключевым здесь является тезис о том, что «педагог-математик  должен обладать не только математическим знанием в форме им воспроизводимого и передаваемого ученикам набора определений, доказательств и рецептов, но в первую очередь, быть готовым к решению новых, ранее не встречавшихся (отдельному человеку или человечеству) задач в соответствующих областях, передавать обучающимся математическую модель деятельности».
Подсистема «математика в общем образовании» предполагает три основных этапа освоения учащимися математических знаний и технологий и создания соответствующих этим этапам условий.
В дошкольном и начальном образовании особую роль Концепция отводит созданию сред, условий и ситуаций, содействующих развитию логико-математических и коммуникативных способностей учащихся, зарождению мотивации к математической деятельности, в том числе и средствами математических и логических игр, соревнований и т.д.
Мотивация к математической деятельности учащихся основной школы может поддерживаться многообразием ее приложений в курсах физики и информатики, компьютерными инструментами и моделями. Особую роль здесь отводится установлению и углублению межпредметных связей, использованию математических фактов и методов в процессе моделирования физических и др. процессов, сочетанию математических и компьютерных технологий. Использование вычислительных инструментов в значительной степени поможет наиболее слабым учащимся сосредоточиться на понимании смысла решаемых задач и выстраиваемых моделей, идеях решения.
В контингенте учащихся старшей школы выделяется три потока. Первый из них формируется из учащихся, слабо мотивированных к математической деятельности, и слабо освоивших программный материал начальной и основной школы.
Здесь должна быть обеспечена базовая математическая компетентность, т.е. такой ее уровень, который позволяет успешно применять математические знания, умения и навыки в ситуациях, встречающихся в повседневной жизни.
Второму потоку, состоящему из учащихся, показавших хорошие результаты в основной школе, но не планирующих специализации в областях, требующих математики, необходимо обеспечить широкую общекультурную программу математической подготовки.
Наконец, учащимся, предполагающим дальнейшее обучение по естественно-научным, инженерным, ИТ-направлениям, необходимо углубленное изучение математики для предполагаемой профессиональной деятельности, в том числе - исследовательской деятельности.
Такие учащиеся, обладающие устойчивой и результативной мотивацией, должны быть обеспечены высококвалифицированными педагогами в своей школе, либо возможностью обучения в специализированной школе для детей с той же мотивацией и соответствующими педагогами, либо дополнительным образованием необходимого уровня, в том числе, с применением дистанционных образовательных технологий.
Подсистема «математическое просвещение» настроена на подход к математике, как элементу общей культуры, функциональной грамотности и повседневного применения. Концепция провозглашает: «В массовом сознании математическая компетентность должна стать одним из основных показателей интеллектуального уровня человека, неотъемлемым элементом культуры и воспитанности, естественно интегрироваться в общегуманитарную культуру.
Подсистема «математика в среднем профессиональном и высшем образовании». В концепции основное внимание уделено подготовке кадров для дошкольного и начального образования в части математики и информатики и подготовке учителей математики для общего образования.
Однако, мы считаем необходимым транслировать идей Концепции и на другие направления профессиональной подготовки, в связи с чем выделяем подсистему «математический компонент в нематематических направлениях подготовки».
Содержательное ядро такой подготовки призвано обеспечить:
  • достаточный научный математический уровень;
  • соответствие профессиональной области, к которой относится подготовка;
  • восприятие математики и истории ее развития как важнейшего историко-культурного феномена, обладающего интеллектуальной, эмоциональной, эстетической ценностью.
Выделенные подсистемы обладают разнообразными устойчивыми связями. Отметим одну из наиболее значимых связей - содержание математического образования. Именно его основные компоненты предлагаются математическими лидерами. Специалисты в области педагогики и психологии выявляют соответствующие психолого-педагогические условия, необходимые для освоения нового содержания. Авторские коллективы специалистов в области методики преподавания математики разрабатывают программы и учебные материалы. Апробация и внедрение «ложится на плечи» педагогов инновационных образовательных учреждения. Наконец, соответствующие инновационные компоненты содержания математического образования внедряются в «рядовых» образовательных учреждениях.
В Концепции развития математического образования в Российской Федерации признано, что игнорирование различий в способностях и особенностях подготовки учащихся различных уровне, отсутствие различий в программах и требованиях итоговой аттестации приводят к низкой эффективности учебного процесса, к «натаскиванию» на экзамен.
При работе с одаренными учащимися необходимы совсем другие подходы в подборе содержания обучения. Для таких школьников надо подбирать темы исследовательского характера, темы научных рефератов, математических проектов и эксперементов, специальные циклы задач и прочее. Важной составляющей жизни российских общеобразовательных учреждений становятся школьные научные конференции. Выступления на них с докладами и презентациями проектов заметно способствуют появлению устойчивого интереса учащихся к изучению математики и созданию атмосферы творчества в школьных коллективах.
 
 
 
 
Библиографический список

 
  1. Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы V Всероссийской c международным участием научно-методической конференции. Красноярск, 16–17 ноября 2017 г. / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2017. – 308 с.
  2. Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Проектирование фонда оценочных средств в условиях реализации новых образовательных стандартов // Человек и образование. - 2013. - № 2. - С. 108-111.
  3. Управление качеством образования современной школы (методические материалы) // автор - состав. Покасов В.Ф., к.и.н. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 145 с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»