Формы организации обучения математики
Шергин Владимир Юрьевич,
учитель математики ГБОУ школа № 558
Выборгского района Санкт-Петербурга
учитель математики ГБОУ школа № 558
Выборгского района Санкт-Петербурга
Перечень сокращений
ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт;
ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии;
УУД - Универсальные учебные действия.
ВВЕДЕНИЕ
Основной частью учебного процесса является урок. Все внимание учителя и ученика сосредоточено на уроке. Поэтому уровень знаний учащихся в основном определяется качеством подготовки и проведения урока, атмосферной наполненностью урока. Чтобы поднять качество проведения урока необходимо, чтобы учитель во время подготовки проявил творческий подход и сделал программу урока интересной и похожей на литературное произведение, имеющее единую смысловую линию, завязку и развязку.
Современный урок - специфическая форма организации целостного педагогического процесса, при котором педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Во время современного урока происходит обучение эффективным действиям в непредсказуемых, часто нестандартных ситуациях, воспитание высших ценностей, субъективности, смыслам и мотивам, развитие мышления, рефлексии и деятельности. Основу этих обучений составляет целостная картина мира.
Актуальность данной работы обусловлена важностью вопросов комплексного образования, обучения школьников не только знанию математики как дисциплины, а и формированию, и развитию во время обучения личностных качеств и логического мышления.
Предмет изучения – учебная дисциплина «Математика».
Объект изучения – методики, принципы и формы организации обучения математике.
Большой вклад в изучение вопросов организации обучения математики внесли Колягин Ю.К., Луканкин Г.Л., Оганесян В.А., Саннинский В.Я., Смирнова С.А. в своих работах и учебниках, раскрывающих основные аспекты и детали исследуемой темы.
Цель работы - изучив теоретические подходы современного образования, рассмотрев основные принципы и требования, сформировать комплексную методику организации процесса обучения математики.
Задачи работы:
- Изучить основные методы современного образования.
- Рассмотреть существующие типы уроков и методы их построения.
- Раскрыть особенности и структуру современного урока математики.
- Проанализировать формы внеклассной работы по математике.
2. Формы организации обучения математике
2.1 Методы современного образования
Согласно социальным и общественным запросам, сформулированным в ФГОС, целями образования являются личностное, познавательное и общекультурное развитие обучающихся. Эти цели способствуют достижению главной и основополагающей компетенции в процессе образования – «научить учиться». В случае ее достижения, обучаемый становится востребованным и нужным в современных конкурентных и высокотехнологичных реалиях. Он обладает способностью быстро вливаться в развивающееся и активное общество [1].
На сегодняшний день процесс преподавания стал крайне разнообразным и многосторонним. Все реже используются стандартные методики и технологии при проведении занятий в образовательных организациях всех уровней. В условиях активного развития общества, внедрения инновационных технологий логичным является разработка и применение новых технологий образования. Основные из них представлены в данной работе (Рисунок 1).
Рисунок 1. – Современные образовательные технологии
Одна из самых главных задач на сегодняшний день – формирование отлаженной и комплексной программы УДД, которая давала бы возможность ученику развиваться, самосовершенствоваться, способствовала бы получению навыков учиться. Все это возможно лишь в условиях практического обучения, получения реального опыта социальной жизни в совокупности с изучением дисциплин, предусмотренных учебной программой. Ниже представлены основные виды УДД, которые должны реализовываться в совокупности между собой (Рисунок 2) [6].
Рисунок 2. Основные виды УДД
Рассмотрим основные методы, используемые в современном образовательном процессе [5].
Методы самоорганизации обучения. Работа с учебником, первоисточниками, приборами, реальными объектами; решение задач, выполнение упражнений; изготовление моделей, поделок; творческие исследования и др. Становятся значимыми также методы самоорганизации учащихся по осуществлению индивидуальных образовательных программ: методы разработки программ, их координации с другими программами (учителя, учеников), коррекции программ, методов оценки результатов и др.
Методы взаимообучения. Ученики, небольшими группами, выполняя роль учителя, проводят занятия. В рамках этих занятий они применяют известные для них способы ведения занятий.
Метод рецензий. Умение критически взглянуть на образовательный продукт товарища, его устный ответ, на материал учебника, просмотренный видеофильм, проанализировать их содержание, выделить главные моменты – необходимые условия самоопределения учащихся. Введению метода рецензий в обучение предшествует подготовительная работа. Первые рецензии составляются с помощью специальных опорных схем. Оценки и суждения учеников поощряются, закрепляется положительное отношение к рецензиям. Рецензии учащихся оцениваются наравне с другими продуктами их творческой деятельности. Анализ ученических рецензий позволяет установить обратную связь с учениками, осуществить диагностику их знаний, скорректировать дальнейшее обучение
Методы контроля. Речь идет об изменении критериев оценивания при личностно-ориентированном обучении. В традиционном обучении образовательный проект ученика оценивается по степени его приближения к заданному образцу, то есть более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценки его образовательной деятельности. В личностно-ориентированном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, то есть чем большего научно- и культурно-значимого отличия от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.
Методы рефлексии. Результат обучения считается положительным, только в случае, когда ученик понял и разобрался в изучаемом материале. Результат считается негативным, в случае если он не смог объяснить, что он делал, решить проблемы, возникшие при решении поставленных задач. То такой результат не может быть использован при дальнейшем образовании
Организация осознания учениками собственной деятельности имеет два основных вида:
1) текущая рефлексия, в течение всего процесса обучения;
2) итоговая рефлексия в конце процесса обучения
Методы самооценки. Самооценка ученика вытекает из итоговой рефлексии и завершает образовательный цикл. Самооценка носит качественный и количественный характер: качественные параметры формулируются на основе ученической образовательной программы или задаются учителем; количественные – отражают полноту достижения учеником целей. Качественная и количественная самооценки деятельности ученика – его образовательный продукт, который сопоставляется с культурно-историческими аналогами в виде оценок учителя, одноклассников, независимых экспертов.
К современным педагогическим технологиям относятся:
1. Личностно-ориентированные технологии обучения
а) Технология педагогических мастерских
б) Технология обучения как учебного исследования
в) Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
г) Технология эвристического обучения
д) Метод проектов
е) Вероятностное образование
ж) Развивающее обучение - РО
Особенности личностно ориентированного урока использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и оценивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
2. Предметно-ориентированные технологии обучения
а) Технология постановки цели
б) Технология полного усвоения
в) Технология педагогического процесса
г) Технология концентрированного обучения
д) Модульное обучение.
3. Информационные технологии.
а) ИКТ (Рисунок 3)
б) Технологии дистанционного обучения
Варианты использования средств ИКТ в образовательном процессе:
- мультимедийное оформление.
Во время урока учитель и ученики пользуются одним компьютером, который играет роль доски. Учитель демонстрирует на нем необходимые материалы, а ученики с его помощью защищают свои проекты и работы.
- работа на компьютерах.
В классе стоит несколько компьютеров, в идеальном варианте у каждого ученика свой. Обучающиеся сразу же на уроке выполняют задания, тесты и лабораторные работы на компьютерах.
Рисунок 3. Современные ИКТ
- урок, интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе и преследует следующие задачи: во-первых, отработать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем; во-вторых, изучить возможности различных компьютерных программ;
- использование электронных учебников.
Этот метод может применяться дистанционно. Любой ученик может самостоятельно и удаленно работать с информационными ресурсами, находить необходимую литературу и выполнять индивидуальные задания.
4. Технологии оценивания достижений учащихся
а) технология "Портфолио"
б) безотметочное обучение
в) рейтинговые технологии.
5. Интерактивные технологии
а) технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
б) технология проведения дискуссий
в) технология «Дебаты»
г) тренинговые технологии
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
2.2 Типы уроков, методики их построения
Комплексное понимание урока включает в себя ряд основополагающих признаков:
- решение конкретных образовательных, воспитательных вопросов и задач в процессе проведения урока;
- решение этих задач происходит при изучении и разборе определенного изучаемого материала;
- для реализации поставленных целей, для решения задачи учителя необходимо подобрать нужные методики решений;
- коллектив учеников в классе организовывается и настраивается на работу определенными способами.
Формирование знаний, понятий, умений и навыков по математике достигается путем создания и использования системы и совокупности уроков, связанных между собой. У каждого из них есть своя конкретная образовательная и воспитательная цель. Каждая из этих целей формулируется при анализе всех занятий, которые необходимо провести с учениками для объяснения им изучаемой темы [2].
Таким образом, перед уроком могут стоять различные цели: первоначальное ознакомление с новым понятием, знакомство с новым вычислительным приемом, углубление и расширение данного понятия, закрепление того или иного приема, проверка знаний, умений и навыков и. др.
Очень часто различные цели могут достигаться во время одного и того же урока. Так, например, повторение пройденного, включение ранее приобретенных знаний в новую систему происходит почти на каждом уроке; то же относится и к проверке знаний учащихся; объяснение нового всегда сопровождается на том же уроке первоначальными упражнениями. В таком случае чаще всего ведущей и главной на данном занятии является одна из поставленных целей, остальные занимают второстепенную позицию.
Самым распространенным видом классификации уроков принято считать классификацию по поставленным дидактическим целям:
1. Урок ознакомления с новым материалом.
2. Урок закрепления изученного материала: а) урок тренировочного характера (репродуктивное применение знаний), б) урок творческого применения знаний (продуктивное применение знаний). Этот урок ещё иначе называют “уроком по решению задач”.
3. Урок проверки знаний, умений и навыков.
4. Урок систематизации и обобщения изученного материала.
Приведенная классификация не отражает внутренней организации учебного процесса, способа проведения урока, поэтому применяется классификация по способу проведения урока:
-урок повторение;
-урок-беседа;
-урок контрольная работа;
-комбинированный урок и т.д.
Следует отметить, что урок математики носит зачастую смешанный (комбинированный) характер. В структуру этих уроков входят такие этапы, как проверка домашнего задания, объяснение нового материала, решение задач, задание домашней работы. Бывают случаи, когда какие-либо виды работ отсутствуют во время занятия.
Конспект урока по математике
1. Дата проведения урока, его номер по тематическому плану, тема урока, класс.
2. Указываются образовательные, воспитательные и развивающие цели.
3. План урока с нумерацией его этапов и указанием затрат времени для каждого из них.
4. Перечисляются учебное оборудование и используемая методическая литература.
5. Далее следует основная часть конспекта, в которой описывается “живая” картина урока: действие учителя и учащихся.
2.3 Современный урок математики. Его структура и требования
Под понятием «проектирование урока» принято понимать процесс, во время которого происходит осмысление деталей и составляющих будущего урока. В реальности – проектирование урока – это работа учителя во время подготовки к занятию – разработка плана, способов проведения, методов для организации деятельности учащихся для достижения цели урока [9].
В свою очередь, целью урока в нынешних школах должна носить конкретную формулировку. В ней должны указываться четкие средства для ее достижения и перехода в определенные дидактические задачи.
Принципы современного урока
• Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.
• Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.
• Обязательная рефлексия учащихся на уроке.
• Высокая степень речевой активности учащихся.
Таблица 1. Схемы традиционных и современных уроков
Традиционный урок | Современный урок |
Организационный момент | Мобилизующий этап |
Проверка домашнего задания | Самоопределение учащихся на основе антиципации |
Объяснение нового материала | Осознание учащимися того, что им недостаточно знаний, которые они имеют |
Закрепление | Закрепление нового материала |
Итог урока | Рефлексия |
Домашнее задание | Домашнее задание |
На основании концепции ФГОС, описанных ранее принципов, принимая во внимание компетентностный и системно-деятельностный подходы, можно
выявить ряд требований к проведению урока, которые выстраиваются в определенную систему [3].
Целеполагание
Цели, которые ставятся перед обучающимися, должны быть конкретными, понятными и достижимыми. Если есть возможность, целесообразно производить целеполагание вместе с обучающимися. При этом будет логичным и правильным, если сами обучающиеся сформулируют проблему и ее суть. Ученикам необходимо четко осознавать, какие будут получены знания, какие методики работы они изучат во время урока, и понимать план по решению поставленных задач.
Мотивация
Основная задача учителя – формирование интереса к образовательному процессу и достижению искомого результата. Сформированный интерес является наиболее действенным мотивом. Решение имеющейся проблемы, практическое содержание работы, краеведческая составляющая.
Практическая значимость знаний и способов деятельности
Это требование подразумевает демонстрацию ученикам практического применения знаний, которые они получают на уроках.
Учитель должен показать обучающимся возможности применения получаемых знаний и умений в их практической деятельности.
Отбор содержания
На уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока, определённые программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю.
Необходимость использования разнообразных эффективных приёмов организации результативной образовательной деятельности обучающихся (с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей).
Все части урока должны завершаться обратной связью с учениками, которое проявляется в подведении ими итогов. Качество выполнения каждого задания должно контролироваться учителем для постоянной корректировки процесса изучения.
Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися ( в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет).
Урок необходимо выстраивать по схеме, приведенной ниже (Рисунок 4).
Рисунок 4. Схема проведения урока
Организация парной и групповой работы (что позволяет каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе).
Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля (как средства рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности).
Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
Качественная положительная оценка деятельности обучающихся (способствующая формированию положительной учебной мотивации).
Минимализация и вариативность домашнего задания.
Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.
При выполнении описанных требований учитель становится управленцем процесса обучения, а ученики являются субъектами данного процесса. Именно это условие способствует воплощению в реальность основной идеи образовательного стандарта.
При проектировании современного урока необходимо учитывать использование различных технических средств. Иными словами, учитель должен объединить стандартные подходы с инновационными педагогическими технологиями.
Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:
- понимание важности таких дисциплин как математика и информатика обычной жизни человека;
- раскрытия влияния культурных, социальных и исторических аспектов на развитие математических дисциплин;
- осознание важности развития информационных процессов в сегодняшних реалиях;
- понимание, что математика – это часть человеческой культуры, которая является универсальным языком науки, на котором описываются и изучаются процессы и явления.
2.4 Основные формы внеклассной работы по математике в средней школе
Внеклассная работа является составной частью учебно-воспитательного процесса школы. Это один из видов проведения досуга учеников. Учитывая особенности внеклассной работы, она позволяет максимально разносторонне развивать ученика, готовить его к будущей жизни.
Внеклассная работа очень разнообразна по видам и формам [7]. Она играет важную и серьезную роль в развитии и обучении учеников:
- различная деятельность вне учебного времени помогает раскрыть разнообразные способности учащихся;
- занятия учеников различными видами и формами внеклассной деятельности способствуют обогащению у них личного опыта, расширению его знаний о разносторонности человеческой жизни;
- ребенок получает необходимые новые практические знания, навыки и умения;
- различная внеклассная работа развивает у учеников интерес к разным видам деятельности, желание участвовать в общественно полезной социальной деятельности;
- внеклассная работа способствует обучению детей общению и работе в коллективе;
Рассмотрим особенности проведения внеклассной работы по математике. Этот вид обучения является необязательным, но при этом он должен иметь систематический характер.
Данное обучение направлено на две категории учащихся:
а) ученики, которые имеют нехватку знаний по математике, являются отстающими от остального класса. Такой вид внеклассной работы относят к дополнительным занятиям;
б) ученики, которые имеют повышенный интерес к математике и большие способности на фоне остального класса.
Все ученики имеют разное отношение к математике. Можно выделить несколько основных категорий:
- ученики, у которых имеется повышенный интерес к этой дисциплине;
- ученики, которые изучают ее как необходимую науку, но не проявляют к ней большего интереса;
- ученики, которые относят математику к скучным, ненужным, нелюбимым дисциплинам.
В зависимости от этих категорий выстраивается методика и система обучения математике, разрабатываются формы и виды классной и внеклассной работ. Качество и уровень учебно-воспитательной работы напрямую влияют на удельный вес каждой из существующих категорий и на количество учеников в них. Одной из важнейших задач любого учителя математики является увеличение численности первой категории учеников. Исходя из этого, одним из самых важных критериев и оценок эффективности и надобности форм и методов работы является повышение удельного веса первой категории учеников.
Основными задачами внеклассной работы по математике являются:
-углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учеников, проявляющих способности к математике, повышение уровня математического мышления;
-способствование возникновению и поддержанию интереса к математике у большинства учеников, привлечению некоторых из них в ряды любителей математики;
- организация досуга и свободного времени учеников вне учебного времени, применяя при этом разносторонние приемы математики.
Существующие формы внеклассной работы представлены в виде схемы (Рисунок 5) [10].
Рисунок 5. Формы внеклассной работы по математике
Внеклассная работа по математике носит развлекательно-познавательный характер. Точный математический материал подается в легком и интересном варианте для стимулирования в учениках интереса к изучаемой дисциплине. Все виды работ должны заключать в себе теоретические и практические вопросы математики, умение быстро принимать решения, логически мыслить и находить решения нестандартных задач в необычных условиях.
Проведение внеклассной работы и приемы, используемые в этой работе, должны удовлетворять ряду требований:
-должны быть разнообразными;
-выбираться с учетом возрастных особенностей учащихся;
-должны быть рассчитаны на различные категории учащихся: на интересующихся математикой и одаренных учащихся и на учащихся, не проявивших еще интереса к предмету;
-должны во многом отличаться от форм проведения уроков и других обязательных мероприятий: работа строится на добровольных началах, проводится или после уроков, или в вечернее время после выполнения домашних заданий, т. е. после многочасового умственного труда [11].
Нарушение основных требований приводит к тому, что создающиеся в школах кружки нередко распадаются, если не теряют добровольности (проводятся шестыми уроками, делаются обязательными и т. д.), конкурсы, вечера бывают малочисленными. Поэтому при организации внеклассных занятий важно не только серьезно задумываться над их содержанием, но обязательно над методикой их проведения, формой. Нужно использовать такие приемы и методы, которые бы отвечали потребностям всех учащихся.
Внеклассная работа может быть нацелена на развитие определенных сторон мышления и черт характера учащихся, иногда не преследуя в качестве основной цели расширение или углубление фактических знаний по математике. Такое расширение происходит само собой, как результат возникшего интереса к предмету, воспитанной в ходе занятий настойчивости и как следствие обнаружившейся “легкости” математики.
Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, пространственного воображения, исследовательских навыков, смекалки, развития правильной математической речи, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.
Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по математике, к поступлению в математический класс и т.д.
2.5 Методы и формы проверки знаний, умений и навыков по математике
Основной целью проверки является определение уровня и качества понимания, усвоения и осознания учениками материала программы, корректировка умений и знаний.
Функции проверки:
Контролирующие – определение уровня умений, знаний учеников, уровня интеллекта и умственного развития, анализ понимания и усвоения материала используемыми способами и приемами, изучение навыков рационального учебного труда.
Обучающие – повышение качества умений и знание, выстраивание их в систему.
Диагностические – получение и владение информацией про ошибки, проблемы, недочеты в умениях, знаниях и навыках учеников, про причины этих явлений. В информации содержатся данные об уровне действия данных причин на качество получаемых знаний. Результаты этих проверок информируют об истоках затруднений в овладении материалом, о числе, характере и причинах ошибок; позволяют выбрать действенный индивидуальных подход; акцентировать внимание на подборе достаточно полной системы упражнений, более действенной методики обучения.
Прогностические – возможность получать информацию про учебно-воспитательный процесс с опережением. В результате получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформулированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определённые пробелы в системе приёмов познавательной деятельности. Прогноз помогает уточнить особенности усвоения учащимися данного материала, его значение для дальнейшего овладения программным материалом и т.д.
Развивающие – возможность способствовать развитию творческих способностей, повышению активности изучения.
Ориентирующие - владение информацией об уровне достижения цели и результатов обучения учащимися. В этой информации отражается глубина изучения материала, качество его усвоения. Проверка ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
Воспитывающие – воспитывает у учеников ответственное отношение к обучению, честности, дисциплине, аккуратности [12].
Формы проверки:
1) индивидуальная – используется для определения индивидуальных способностей, знаний, умений, возможностей каждого ученика; она носит плановый характер, ее проходит каждый ученик в классе.
2) групповая - класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе даётся проверочное задание, одинаковое или дифференцированное и проверяют результаты письменно-графического задания или практического, или проверяют точность, скорость и качество выполнения. Применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приёмов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах вычисления заданий и т.д. Иногда её проводят в виде уплотнённого опроса.
3)фронтальная - изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического, предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Проверки подразделяются на несколько видов [8]:
- Текущая проверка.
- Тематическая проверка.
Проведение тематической проверки во многом зависит от чёткого выделения в теме основных разделов или подтем, задающих частоту проверки, которая осуществляется через систему контрольных кратковременных работ.
- Итоговая проверка.
Методы проверки:
1) Устная: возможны различные целевые установки (проверка домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и условий знаний, изучить уровни развития математической речи, свойств и качеств мышления и т.д.) (Рисунок 6).
Рисунок 6 – Виды устных проверок
Методика устной проверки включает две основные части:
- Составление проверочных вопросов и их задания;
- Ответ учащихся на поставленные вопросы и слушание его. При составлении вопросов следует помнить, что проверять следует те знания, которые являются ведущими в данном курсе или относительно трудно усваиваются учащимися или которые необходимы для успешного усвоения дальнейших разделов и тем курса. Эффективна в том случае, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.
2) проверка письменно – графических работ: по сравнению с устной большая объективность, охват нужного числа проверяемых; экономия времени, возможность ранжирования учащихся по уровню усвоения учебного материала. Наиболее полно проверяются знания теоретического материала, умение применять его к решению задач, сформированность навыков. Методика проверки требует уделения особого внимания вопросам подготовки, организации, проведения и анализирования результатов.
3) проверка практических работ: получают данные об умении учащихся применять полученные знания при решении практических задач, пользоваться различными таблицами, формулами, средствами малой механизации вычислительных работ, простейшими вычислительными машинами, чертежными и измерительными инструментами, приборами и т.д.
В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях [4].
Заключение
В ходе выполнения данной работы были рассмотрены вопросы современной системы образования. Подробному анализу подверглись требования, методики и системы подготовки к урокам. Были выделены различия между традиционными методами проведения уроков и новыми, современными. Отдельное внимание было уделено вопросам внеклассной работы по математике в средней школе. Выделены основные виды и формы ее проведения. В работе были проанализированы ожидаемые результаты от изучения дисциплины, методы и формы проверки знаний.
В современном обществе процесс образования ставит перед собой ряд задач, касающихся не только вопросов передачи ученикам знаний по конкретным дисциплинам. По новым стандартам методикам учителя должны способствовать развитию личностных качеств обучаемых, появлению и усовершенствованию у них способностей учиться и добывать знания самостоятельно. Только при выполнении этих задач возможно воспитание здравого, конкурентоспособного населения.
При проектировании урока (в частности урока математики) каждый преподаватель должен использовать современные методы и принципы обучения, стремиться получить результаты, соответствующие требования современного общества. Ученики должны быть активны во время занятия, а потому учителю необходимо продумывать и внедрять инновационные подходы к ведению урока с использованием обязательной обратной связи.
В условиях активно развивающихся технологий, появления все большего количества мультимедийных и прочих информационных технологий, уроки приобретают новые формы. Стоит внедрять эти нововведения в процесс обучения всех дисциплин.
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике.
Список литературы
- Методика преподавания математики в средней школе: общая методика: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.К. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. – М.: Просвещение, 1980. – 368 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы и технологии: учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 512 с.
- Современные подходы в преподавании математики (сборник материалов зонального семинара учителей математики) г.о. Электрогорск, 2013 г.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ут