Раскрываем секреты линейной функции и ее графика
Калашник Елена Николаевна
Обучающие цели:
1. Закрепить навыки и умения учащихся по построению графиков
линейных функций;
- выяснить зависимость положения графиков линейной функции от значений k и b;
- научить определять по значениям k и b положение графиков на координатной плоскости;
- Воспитывать умение работать коллективно;
- эстетика в выполнении чертежей;
- умение говорить и правильно высказать свои мысли с использованием математических терминов.
- Оргмомент. Ставлю цели и задачи. Объясняю форму урока.
- Проверка домашнего задания. Повторение координатной плоскости, осей координат, направления, построение точек.
- Повторение пройденного материала, практическая работа и исследовательская работа:
КОРДИНАТА
АБЦИСА
АРДИНАТА
ЛЕНЕЙНАЯ
ПРАПОРЦЫАНАЛЬНОСТЬ
ПРЕМАЯ
КОЭФИЦЕНТ
Задание на внимание.Слайд 6,7
Вопросы.
- Какие фигуры были на рисунке и какого цвета? (синяя окружность, красный прямоугольник, зеленый треугольник, коричневый прямоугольный параллелепипед)
- Какими формулами были записаны функции? (у= 2х, у= х+4, у=2х-4, у=-х)
- Графики каких функций проходят через начало координат? (у= 2х, у=-х)
- Назовите функции, графики которых параллельны (у= 2х, у=2х-4)
- Какую из фигур следует исключить и почему?
Командам раздаются карточки. Слайд8
- Сформулируйте определение линейной функции.(Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида у=kx+b, где х – независимая переменная, k и b – некоторые числа.)
- Какие частные случаи линейной функции вам известны? (Первый случай, когда число b равно 0. Второй случай, когда число k равно 0)
- Как называется функция у которой число b равно 0 и дайте ее определение. (Такая функция называется прямой пропорциональностью. Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида y=kx, где х – независимая переменная, k – не равное нулю число.)
- Какой формулой задается функция у которой число k равно нулю? (Такая функция задается формулой вида y=b.)
- Что является графиком линейной функции?
- Как построить график линейной функции?
- Почему для построения графика линейной функции достаточно только двух точек?
- Что значит утверждение: «точка принадлежит графику функции»?
Физкультминутка
Глазки вверх поднимем мы – улыбнемся,
Глазки вниз опустим мы – улыбнемся,
Глазки влево повернем – улыбнемся,
Глазки вправо повернем - улыбнемся,
Вправо сделаем наклон,
Влево сделаем наклон
И работать мы начнем.
- Исследовательские работы. (Задания командам)
- а) В одной координатной плоскости построить графики функций:Слайд 10.
После выполнения заданий (графики строят на листах ватмана, на которых заготовлена координатная сетка) каждая команда 1 - 4 отчитывается по результатам выполненной работы (Задание «б» карточек )
Общие итоги работ:
- Если коэффициенты у функций одинаковые, то графики функций – параллельны.
- Если коэффициенты различны, то графики функций – пересекаются.
- Ордината точки пересечения графика функции с осью Оу равна b.
- Если коэффициент k > 0, то графики расположены в I и III координатных четвертях.
- Если коэффициент k < 0, то графики расположены во II и IV координатных четвертях.
- Рефлексия
Что вы узнали нового?
Чему научились?
Что показалось особенно трудным?
- Итоги урока. Слайд 13
I) § 32
II) Построить в одной координатной плоскости два графика линейной функции y=kx+b, где
1 график: k равно количеству букв в имени, b равно количество букв в фамилии;
2 график: k равно количеству букв в фамилии, b равно количество букв в имени
III) Найти координаты пересечения этих графиков с осями координат