Методы повышения мотивации на уроках математики
Напрушкина Елена Сергеевна,
учитель математики и информатики ГБОУ СОШ №136
Калининского района Санкт-Петербурга
учитель математики и информатики ГБОУ СОШ №136
Калининского района Санкт-Петербурга
Уровень знаний и умений учеников, которых учит один и тот же педагог бывает разным. Ученики воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по–своему, что приводит к неодинаковым успехам. Наблюдения педагогов показывают, что результаты учебной деятельности во многом зависят от того, что побуждает эту деятельность, т.е. зависят от мотивов. От того, как удается развить мотивацию учения у школьников, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во многом зависит успешность обучения.
Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала, что на сегодняшний день является главной целью обучения. Поэтому один из важных путей развития и повышения мотивации учения я вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации урока.
Методические приемы, которые влияют на формирование мотивации:
Использование жизненного опыта детей, создание проблемной ситуации,
ролевые и деловые игры, решение нестандартных задач на смекалку и логику, элементы занимательности, кроссворды, сканворды, ребусы, творческие работы и т.п.
Рассмотрим эти методы подробнее.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Для создания интересного урока я показываю связи между математикой, информатикой и другими школьными предметами, что позволяет познакомить школьников с элементами математической исследовательской деятельности и применить компьютер в качестве рабочего инструмента.
Приемы. Математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а учащиеся на листочках записывают ответы.
Математическая эстафета. Ученики каждого ряда получают по карточке. У первого ученика в ряду задание написано полностью, а у всех остальных вместо первого числа написано многоточие. Следующий ученик узнаёт, что скрывается за многоточием только тогда, когда его товарищ, сидящий впереди, сообщит ему свой ответ. Этот ответ и будет первым числом в задании. В такой игре все должны быть предельно внимательны, поскольку ошибка одного ученика зачёркивает работу всех остальных.
Игра "Составь слово." Учитель предлагает на карточках 5-6 примеров, и на каждый пример 3-4 варианта ответа, которые закодированы буквами. Каждый из учеников решает соответствующий пример, выбирает правильный ответ и записывает букву-код. По окончании счёта у ребят появляется слово.
Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания. Игры формируют быстроту реакции, логическое мышление, смекалку, умение сопоставлять, делать выводы, запоминать. Создание игровых ситуаций повышает настроение учащихся, облегчает преодоление трудностей в понимании и усвоении учебного материала. В основном игры на уроках чаще применяются при проверке знаний и вырабатывают положительное отношение к учебе.
Приемы. Игра «День и ночь» Оборудование: карточки с цифрами у каждого ученика. Содержание игры: учитель говорит «Ночь». Дети опускают головы на парту, закрывают глаза. Учитель: «Я задумала два числа, сложила их, у меня получилось 5 (4, 3, …). Какие числа я задумала? Кто отгадал эти числа, для того наступил день» (Дети поднимают головы и показывают числа)
Игра «Кто быстрее и верно назовёт числа по порядку от большего к меньшему и наоборот?» Вызываются два ученика. На доске прямоугольник с числами. Задача назвать числа по возрастанию и убыванию. Кто быстрее выполнит задание, тот и выиграл.
Игра «Какое число я задумал?»
Даётся задание: - Я задумал число, ты его отгадаешь, если правильно от 100 отнимешь 50, к результату прибавишь 25, а сумму разделишь на 3, Какое число я задумал?
Воспитание интереса учащихся к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, то есть интерес к математике поддерживается занимательностью самих задач, вопросов, заданий. Решая такие задачи на уроке, учащиеся учатся рассуждать. Игра включает моменты соревнования, дает возможность участникам самоутвердиться , проявить себя в нестандартной ситуации. А это помогает в учебе.
Проект – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определѐнного результата, создание определѐнного уникального продукта при заранее заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требования к качеству. В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Примеры.
Когда Бет спросили, сколько ей лет, она ответила: «Через два года я буду в два раза старше, чем была пять лет назад». Сколько ей лет?
2. Что весит больше? Фунт железа или фунт меди?
3. У вас есть 2 монеты на общую сумму в 11 копеек, и номинал одной из монет не 1 копейка. Что это за монеты?
4. Сколько будет, если разделить 40 на половину и прибавить 10?
Метод проблемного обучения позволяет развить способность правильно мыслить, достигать успехов в решении проблем. Проблемой называют задачу, которую невозможно разрешить с помощью известных знаний и способов действий. Она обычно выглядит как противоречие, возникающее в ходе развития познания. Для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием предметов и явлений, с выявлением их связей, изменений, то есть возникает проблемная ситуация, то здесь требуется напряжение умственной деятельности.
Примеры.
Тема «Проценты».
В конкурсе участвовали два класса. Из 5 «а» класса – 50% учащихся, а из 5 «б» - 40%. При подсчете оказалось, что количество участников из каждого класса одинаково. Почему?
Тема «Свойства деления»
Коле дали задание найти значение выражения
(37 + 34*5) : (45*3 – 135) .
Он сказал, что найти значение этого выражения нельзя. Прав ли он?
В заключение скажу, что мое личное убеждение заключается в том, что “математика ум в порядок приводит”. “Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием”.