Устный счет на уроках математики в 5 классе
Я, молодой педагог математики. До начала работы в школе считала, что все, без исключения умеют устно считать. Наверно потому что у меня «математический склад ума» и для меня это само собой разумеющееся.
Но проработав в школе пару недель в 5-ых классах, поняла, как я заблуждаюсь!
Многие обучающиеся не могут сложить 5 и 7. Им надо, на листе бумаги представить 7 в виде суммы 5 и 2. Часть обучающиеся не знают таблицы умножения, многие имеют очень слабое представление о порядке выполнения действий. Не говоря о более сложном – о задачах. Важной задачей учителя в начальной школе является умение вложить вычислительные навыки в каждого ученика.
Моей задачей, как учителя математики основной школы двигаться дальше. Вводить понятие переменной, впервые изучать решение линейных уравнений, расширять и усложнять решение текстовых задач, знакомить детей с геометрией и делать первые простейшие доказательства. Все эти навыки необходимы обучающимся для успешного изучения алгебры и геометрии, а также при изучении химии, физики и других предметов.
Я была в растерянности!!!
Понимая, что в первую очередь обучение в пятом классе для каждого ребенка это психологический стресс. Это много новых предметов, по каждому предмету новый учитель, у каждого учителя свои новые требования. Много зависит от того, как учитель поставит свою работу, насколько учителю удастся создать безболезненную среду для адаптации, увлечь своим предметом обучающихся.
И только во вторую очередь, прогнозируя большие трудности у обучающихся не владеющих основами устного счета.
Поэтому, любому учителю математики следует обратить особое внимание на устный счет. У обучающихся с прочными вычислительными навыками меньше трудностей в изучении математики.
У нас всегда под рукой есть прекрасный тренажер для мозга, но мы забываем об этом и не пользуемся им. А ведь активизировать работоспособность мозга, ускорить мыслительные процессы так просто! Нужно просто как можно больше считать устно. Причем, даже решение самых простых примеров на сложение и вычитание, умножение и деление повышает работоспособность мозга и развивает способности, как ребенка, так и взрослого человека. Главное - решать правильно и быстро.
Огромная ценность упражнений на реализацию устного счета,
заключается в:
- Развитие памяти,
- Развитие речи,
- Развитие внимания,
- Быстроте реакции,
- Умению сосредоточиться,
- Умению наблюдать.
Просмотрев множества Интернет-ресурсов и побывав на открытых уроках опытных педагогов, взяла себе для работы некоторые виды устного счета.
1. Все виды своей деятельности (кроме контрольных работ) стараюсь организовать, как интересную игру.
Просто считать примеры - скучно! Я прошу найти ошибку.
Например: а) 5+1,5=2
б) 6,22 – 0,2 =6,2
2. На листках бумаги нарисован шестиэтажный дом с трубой, с одним окошком на этаже, в каждом окне записано задание в одно действие. Эти листы пускается по 1 и 2 варианту (у каждого варианта свои примеры в окнах). Получается команда из 5(или 6) обучающихся. Каждый член команды выполняет только одно действие в своем окне. Выигрывает та команда, у которой быстрее пойдет дым из трубы дома.
3. На экране до 10 примеров, рядом с каждым элемент дома( крыша, окно, дверь, стены, крыльцо и т.д.). Задача построить дом и сравнить с тем, который появиться в конце работы.
4. Восприятие задание на слух – это самое сложное для обучающихся. Надо сначала запомнить числа, а потом еще и выполнить действие над ними.
Важно помнить, что устные вычисления развивают память, культуру мысли, ее четкость, ясность и быстроту, сообразительность, умение отыскивать наиболее рациональные пути для решения поставленной цели, уверенность в своих силах, помогают школьникам полноценно усваивать предметы не только физико-математического цикла.