Тестовая диагностика на уроках математики
Пархимчик Елена Петровна
Диагностика школьников - условие реализации успешного обучения. Важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений обучающихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность всей учебной работы. В последнее время все большее применение находит тестирование. Причем существует несколько мнений об этой форме контроля знаний: от горячего одобрения, до резкой критики. Очень многие признают тесты качественным и объективным способом оценивания, рассматривают тесты как средство радикального преобразования учебного процесса в сторону снижения его трудоемкости. Богатый опыт многих поколений учителей и основные положения дидактики говорят о том, что если хочешь привить знания и умения, то необходимо тщательно продумывать методы и формы контроля и систематически осуществлять его. Без оценки процесс усвоения невозможен: везде должен действовать принцип обратной связи. Однако важно не только правильно организовать контроль, но и планомерно и систематически осуществлять его на каждом уроке. Именно поэтому методы непрерывного и интенсивного контроля знаний являются существенными компонентами в образовании и тестирование - важнейший из них. Тесты способствуют повышению уровня самостоятельной деятельности учащихся, позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения. С помощью тестов можно: а) проверять большой объем изученного материала малыми пропорциями; б) быстро диагностировать овладение учебным материалом. Содержание текстовых заданий предусматривает воспроизведение, применение, понимание учебного материала. Текстовая форма ориентируется на нетрудоемкие задания и не требует от учащихся записей действий или рассуждений, ведущих к ответу. Она позволяет сократить время на проведение работы и на проверку ее учителем, а также расширить тематику заданий. Отметим, что традиционные контрольные и самостоятельные работы не отвергаются, так как имеют свои положительные особенности, основная из которых – возможность проверить ход решения задачи, рассуждения учащегося. Использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся. Оно оптимально соответствует полной самостоятельности в работе каждого ученика. Это – одно из средств индивидуализации в учебном процессе, так как учитывает психологические особенности учащихся, мешающие их успешной деятельности. Систематичность в применении тестового контроля, как правило, формирует у школьников дисциплинированность и стремление к состязательности в усвоении программного материала. Так же применение тестов помогает более успешно подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Функции тестового контроля. В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции: 1. Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. 2. Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. 3. Диагностическая функция заключается в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. 4. Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. 5. Ориентирующая функция заключается в получении информации: насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал отдельным учеником и классом в целом. Контроль помогает учащимся лучше узнать себя, оценить свои знания и возможности. 6. Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс. Принципы тестового контроля. Тестовый контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным и индивидуальным. Раскроем эти принципы контроля подробнее. а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу. Цели тестового контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. б) Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. в) Под всесторонностью тестового контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. г) Под регулярностью подразумевается систематический тестовый контроль, который сочетается с самим учебным процессом. Примеры тестовых заданий. 1.Задания альтернативных ответов (АО). При составлении такого задания формулировать основной текст надо таким образом, чтобы не возникало возможности двусмысленного ответа (и «да», и «нет»). Задания альтернативных ответов формулируются в форме утверждений, поскольку предполагают согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждениям. Требования: • формулируются в виде утверждений; • количество утверждений – 3-6; • должны применяться для оценки одного элемента знаний; • предлагаются только два варианта ответов («да – нет», «правильно – неправильно» и пр.). • правильный ответ записывается в виде последовательности слов (да – нет), или в виде значков соответствующих ответам «да-нет». Преимущества: • самые простые; • ответы на них не занимают много времени; • есть возможность охватить весь материал по предмету; • использование серий таких заданий довольно эффективно; • легко обрабатываются, тестирование проводится быстро. Примеры: 1. Инструкция: Подчеркните слово «да», если утверждение истинно, и слово «нет» - если утверждение ложно. Задание: Ромбом является параллелограмм, в котором: диагонали равны (да/нет); все стороны равны (да/нет) все углы равны (да/нет) диагонали взаимно перпендикулярны (да/нет) Ответ: нет, да, нет, да. 2. Инструкция: Напишите слово «да», если утверждение истинно, и слово «нет» - если утверждение ложно. Каждое натуральное число имеет не менее двух делителей. Существуют натуральные числа не имеющие кратных. 816336180 кратно 3. 12 делитель 6. Любое натуральное число можно разложить на простые множители. Если сумма цифр натурального числа не делится на 9 , то это число не делится на 3. Сумма нечетных чисел всегда является четным числом. Число, кратное 10, делится на 5. Произведение двух простых чисел является простым числом. Если число при делении на 3 дает в остатке 1, то сумма цифр этого числа кратна 3. Значение выражения 23 кратно числу 22. Число 15 имеет не более трех делителей. Для чисел 12 и 10 наибольшим общим кратным является число 12 000 000. Инструкция для заданий 1–2: Если ты согласен с утверждением, то в таблице ответов напротив утверждения обведи «да», если не согласен -обведи «нет». Задание 1: 1. Тригонометрические функции относятся к периодическим функциям. Да Нет 2. Единичной окружностью называется любая окружность с центром в начале координат. Да Нет 3. Углы измеряются только в градусной мере. Да Нет 4. Угол в 1 радиан – это такой центральный угол, длина дуги которого равна радиусу окружности. Да Нет 5. Тригонометрические функции принимают только положительные значения. Да Нет 2. Задания множественного выбора. Это самый распространенный вид заданий, применяемый в тестах достижений. Испытуемый должен выбрать один правильный (иногда – несколько правильных) ответ из предложенных вариантов, либо один (несколько) неправильных. Оптимально предлагать в заданиях данного вида 5 вариантов ответов, минимальное количество возможных вариантов ответа – 3, иначе возрастает вероятность простого угадывания. Остальные варианты ответов – неправильные, но правдоподобные, – называются дистракторами(от англ. Distract –отвлекать). Неправильные ответы составляются на основе типичных ошибок обучаемых. Поиски правдоподобных однородных и оригинальных ответов составляют главную трудность при создании таких тестов. Требования: • вопрос должен состоять из введения, самого вопроса и ряда альтернатив; • оптимальное количество альтернатив – 3-4 (5-6); • необходимо наличие вариативности в выборе; • если вариантов правильных ответов несколько, необходимо отметить это в инструкции; • ответы должны быть правдоподобными и однородными. Преимущества: • простота проверки; • самая распространённая форма, знакомая учащимся; • легко обрабатываются; • возможна компьютерная обработка. Примеры: Инструкция. Выберите верный ответ. Задание. Катер плывет по реке, скорость течения равна а, скорость катера в стоячей воде равна b. Какая из формул выражает время, затраченное катером, чтобы спуститься вниз по течению на 30 км и вернуться обратно? (Время стоянки не учитывать). Варианты ответа: а) ; б) ; в) ; г) . Ответ: б). Это хорошее задание для проверки знания формул и умения выполнять математические и другие познавательные операции. Выбрать верный ответ можно, только совершив определенные действия. Тесты с однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В математике это обычно числовой ответ или понятие. 1. Верно ли, что (3x+4)′=3? 1) да 2) нет 3)нет ответа 1. Найти производную функции f(x)=x3/6-0,5x2-3x+2в точкеx=-1 1) -2,5 2) 1,5 3) -1,5 4) 2,5 Тест с многозначным ответом. В варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа. 1. Дано уравнение прямой У= -2х+3, какие из точек принадлежат этой прямой. Указать не менее двух вариантов. а) А(2;-2) б) В(-1;5) в) С(3;0) г)D(-2;7) д)F(3;-2) Среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должен быть выставлен прочерк. Какая из перечисленных ниже функций является общим видом первообразной для функции f(x) = -х-4х3: 1) F(x)= –х2-х4 2) F(x) = –0,5х2-х4 ; 3) F(x) = –0,5х2-х4 +3; Инструкция : Обведите кружком цифру, соответствующую варианту правильного ответа. Задание : Значение тригонометрического выражения 7cos2α + 7sin2α – 5 равно … 1) 1 + cos2α 3) –12 2) 2 4) –12 Правильный ответ: 2 Инструкция: Обведите кружком все цифры, соответству-ющие правильным вариантам ответа. Задание: Какие из указанных свойств являются свойствами функции