учитель математики ГБОУ СОШ №425
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта урока
Математика 5 класс
Учебник Н.И.Виленкин, В.И.Жохов и др..
Предмет | математика | Класс | 5 | ||||||||
Тема урока | Проценты(5 урок по теме). | ||||||||||
Тип урока | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | ||||||||||
Цели | Образовательные: формировать умения решать задачи на проценты, совершенствовать умение при выполнении действий сложения, вычитания, умножения и деления , сравнения десятичных дробей, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формировать положительную мотивацию в учебе на примере личности в истории страны Ломоносова М.В.., совершенствовать навыки общения, способствовать развитию самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности. Развивающие: Развивать познавательный интерес к истории страны, к личностям великих людей, активизировать работу по сбору информации о географических объектах, используемых на уроке, выделять главное, обобщать и делать выводы |
||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
обучающиеся должны анализировать и осмысливать текст задачи, составлять план решения задачи (арифметическим способом). уметь определять тип задач на проценты, знать алгоритмы их решения; знать правила сложения, вычитания, умножения и деления, сравнения десятичных дробей при решении примеров по действиям, при решении уравнений, | учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; понимать точку зрения другого, слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, |
обучающийся должен объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, в том числе на примере жизни Ломоносова М.В.., понимать и осознавать социальную роль ученика; проявлять положительное отношение к урокам математики, интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха или неуспеха в своей учебной деятельности. | |||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Проценты. Типы задач на проценты | ||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР Презентация к уроку |
Время |
||||||
учителя | учащихся | ||||||||||
1 | Организационный | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока» Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по океану десятичных дробей на корабле. Я-капитан корабля, а вы, ученики 5В класса, мой дружный экипаж. Нам предстоит преодолеть путь из Кронштадта, города морской славы, до страны «Успех и труд рядом идут». В нашем походе мы узнаем много интересного, будем преодолевать препятствия вместе. У каждого члена экипажа должна быть личная карточка, где каждый из вас будет отмечать свои успехи и достижения. А в конце нашего похода будут присвоены звание «Самый успешный»тем , кто проявит трудолюбие и усердие , набрав наибольшее количество баллов | Включаются в деловой ритм «Путешествия в страну «Успех и труд рядом идут», знакомятся с личными карточками члена экипажа(л.к.ч.э.), с инструкцией их заполнения |
Слайд 1 | 2 мин | |||||
2 | Актуализация знаний (этап игры «Допуск к походу по океану десятичных дробей) | Познавательные: Умение использовать знаково-символические средства Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие-перевод десятичной дроби в проценты и обратно, повторяют алгоритмы решения задач на проценты, самооценка Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, |
Чтобы идти в поход, каждый член экипажа должен сдать допуск-это набор знаний, необходимых для путешествия. Ведь во время плавания нас поджидают не только приятные моменты, но трудности, с которыми каждый из вас должен справиться. На слайде записи Нужно установить верные или неверные. Если запись верна вы записываете цифру 1, если неверна-0. Ответом на задание будет набор цифр, состоящий из 1 и 0. Проверим правильность выполнения Как найти проценты от числа, число по его процентам, процентное отношение чисел? |
Выполняют задание, устанавливают, какие из равенств верные, какие -нет, составляют набор из цифр 1 и 0 Каждый проверяет свой набор цифр, сверяя его с эталоном на слайде и выставляет в личную карточку 1 балл, если задание выполнено верно Отвечают правило |
Слайд 2 |
5 мин |
|||||
3 | Определение темы урока | Регулятивные: целеполагание, планирование Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; |
Исходя из выполнения теста, сформулируйте тему сегодняшнего урока |
Высказывают свое мнение Формулируют тему и ставят цель урока вместе с учителем |
Слайд 3 |
1 мин |
|||||
4 | Устный счет ( этап игры «Остров славы») | Познавательные: практические действия (устный счет), логические рассуждения, Личностные: самоопределяются, выбирают правильные жизненные ориентиры Регулятивные: взаимопроверка, самокоррекция, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Коммуникативные: , оценка действий партнера |
Прямо по курсу Остров славы. Как вы думаете почему он так называется? Чтобы проверить ваше предположение, выполним устный счет Запишите ответы, расставьте их в порядке возрастания и сопоставьте каждому ответу соответствующую букву, получите слово Поменяйтесь тетрадями в паре, проверьте правильность выполнения задания Если нет ошибок, то 2 балла, если 1 ошибка-1 балл, запишите полученные баллы в л.к.ч.э. Какое слово составили? Составленное слово Ломоносов. Кто этот человек? Михаил Васильевич Ломоносов- первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки. Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии. Его отец –крестьянин, занимавшийся морским промыслом. Мать- дочь дьякона. С 8 лет Михайло Ломоносов стал ходить с отцом в море. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе они ходили как в далекий Северный Ледовитый океан – к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние Соловецкие острова. Могучая северная природа открыла необъятный простор для наблюдений и запечатлелась в памяти будущего ученого. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть. В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами. Дети в академии всегда смеялись над Ломоносовым: «Смотрите-ка, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться!» В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был послан в Петербург для зачисления в Академический университет, а в 1736 командирован в Германию для обучения химии и металлургии. В 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии. На слайде еще великие люди России. Кто они? Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина-профессор математики- это Софья Ковалевская. Задание к след уроку подготовить небольшое сообщение о Ковалевской |
Высказывают предположения Считают, сравнивают, составляют слово Проверяют. исправляют, оценивают выполненную работу по эталону, выставляют баллы в л.к.ч.э. Высказывают свои мысли Ставят балл за дополнительные знания о жизни Ломоносова |
Слайд 4-6 |
6 мин |
|||||
5 | Работа по теме урока (этап игры «Пролив задач») |
Регулятивные: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач Коммуникативные: используют критерии для обоснования своих суждений |
Задача №1 от штурмана корабля Какова длина всего нашего маршрута в километрах, если расстояние от Кронштадта до Острова славы 10 миль, что составляет 20% всего пути. Чтобы ответить на вопрос задачи, определите тип задачи. Как найти расстояние в милях? Можем ли найти расстояние в километрах? Как перевести мили в километры? Каков план решения задачи? Задача №2 от кока На складе 50 кг макаронных изделий. После того, как выдано для приготовления блюда «Макароны по-флотски», на складе осталось 76% макаронных изделий. Сколько килограммов макаронных изделий пошло на приготовление блюда? Чтобы ответить на вопрос задачи, определите тип задачи. Как узнать, сколько % взяли со склада мак. изд.? Задача №3 от боцмана На корабле 10 кубриков. Приборка сделана в 6 кубриках. Сколько процентов кубриков убрано? Какого типа задача? Как найти процентное отношение? |
Выражают свои мысли, составляют план решения задачи устно, решают задачу в парах Самопроверка по образцу, за правильное решение одной задачи -1 балл в л.к.ч.э. |
Слайд 7-11 |
13 мин |
|||||
6 | Домашнее задание | Регулятивные: сформирован навык для правильного выполнения домашнего задания Коммуникативные: планирование сотрудничества при выполнении д/з при подготовке сообщений |
Составить три задачи ( нахождение % от числа, числа по его процентам, отношение в %) По желанию сообщение о С. Ковалевской Организует физкультминутку |
Записывают в дневники | Слайд 12 Слайд 13 |
2 мин | |||||
7 | Повторение (этап игры «Рифы уравнений») |
Личностные: проводят самооценку, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Познавательные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи |
Прямо по курсу рифы. Что такое рифы? (Подводное или надводное возвышение морского дна на мелководье. Образуется при разрушении скалистого дна и берегов, либо в результате разрастания колоний коралловых полипов, )Сейчас каждый из вас попробует встать к штурвалу-тренажеру, чтобы провести наш парусник через рифы. Самостоятельно решаем уравнения по вариантам. Что нужно сделать сначала, чтобы решать уравнение?( упростить левую часть) Управляет слайдами презентации |
Проверяют решение уравнения по эталону, выставляют балл в л.к.ч.э. | Слайд 14 |
6 мин |
|||||
8 | Повторение (этап игры «Море числовых выражений») |
Познавательные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сверстниками |
№1596(1) 2)-дополнительно для тех, кто справится раньше, чем будет проведена самопроверка Проверяет инд. работу- дополнительный пример |
Выполняют пример по действиям в В случае успешного и быстрого выполнения решают дополнительный пример, выставляют 1 балл в л.к.ч.э. Во время самопроверки оценивают себя(верно выполнен пример-1балл в л.к.ч.э.) |
Слайд 15 |
7 мин | |||||
9 | Рефлексия | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования |
Наконец, наш парусник прибыл в пункт назначения. Кто во время похода набрал 8-9 баллов, получает звание «Самый трудолюбивый и успешный » и оценку «5» 6-7 баллов - «4» 4-5 баллов - «3» Сейчас подведём итог нашего похода. Продолжите предложение |
Подсчитывают баллы, выставляют оценки. Продолжают предложения | Слайд 16-18 | 3 мин |