Эссе
Миссия педагога
Садретдинова Алеся Леонидовна,
учитель математики
ГБОУ СОШ №388 Санкт-Петербурга
учитель математики
ГБОУ СОШ №388 Санкт-Петербурга
Когда я училась в школе, в кабинете математики над доской, висело замечательное высказывание М. В. Ломоносова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Эта фраза и стала моим девизом по жизни. На первый взгляд, кажется, что научить кого-то чему-то очень просто: выучил-рассказал. И у тебя в классе все получат отличные отметки. Я действительно верила в это. Оказалось, что учитель- это скорее призвание. Мои предположения о том, что нужно просто выучить и рассказать оказались несостоятельными. Для меня было очевидно, что нужно знать не только свой предмет, но и психологию, и педагогику.
Испокон веков математика характеризуется как сложная, серьезная наука. Сейчас у большинства учащихся мотивация к изучению данного предмета вызвана, главным образом, обязанностью сдать выпускные экзамены. И очень жаль, что лишь малое количество учеников по-настоящему заинтересовано математикой, лишь немногие получают искреннее удовольствие от нахождения верного результата, ответа или от доказательства некоторого утверждения после долгого хода рассуждений, цепочек следствий, выводов.
Детям, а особенно подросткам, интересно только нечто новое, передовое, заставляющее прислушаться и задуматься. Они, дети нового поколения, поколения освоения сложных технологий и объёмной информации. Поэтому, на мой взгляд, фундамент образования будущего- это понимание, интерактивность и интерес.
Математика- точная наука, поэтому без старой доброй «зубрёжки» здесь не обойтись. Поскольку я сама не так давно закончила учиться, то отлично помню, насколько было трудно к 9-му или 11-му классу повторить огромное количество формул и теоретической части. Поэтому, придя работать в школу, считала для себя важной задачей, чтобы усвоение материала для детей было продуктивным и легко в запоминании.
Интерактивность. Различного рода технические приспособления в школах не только облегчат преподавателю ведение урока и подачу материала, но и в чем-то привлекут внимание учащихся. Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель 21века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. В век автоматизации от человека потребуется максимальная степень напряжения своих интеллектуальных сил. Роль человеческого разума еще более возрастет. В ряде профессий специалист будет оцениваться, прежде всего, по своим интеллектуальным возможностям, таким образом, будет существовать конкуренция не людей, а их интеллектов. Этот процесс начался уже сейчас. Чтобы подготовить такие сильные кадры, педагогу 21 века нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету, имеющим глубокие знания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу.
Также очень интересна и увлекательна работа в группах. Коллективная деятельность помогает сплотить, дать возможность ученику раскрыть свой потенциал.
Ну и третий способ, который поможет развить у ребенка интерес к предмету-это проектно-исследовательская работа. Мне посчастливилось в первый год своей работы пройти курсы повышения квалификации на эту тему. Как сказал Бернард Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...». Так вот именно учителя могут так развить эту деятельность, что у ребенка появится интерес и тяга к знаниям. В рамках современных ФГОС мне нравится то, что проектно- исследовательская деятельность позволяет ребенку увидеть, как он может применить свои знания и навыки, приобретенные на уроках.
В этом году мы участвовали в конкуре проектов «Образование для реальной жизни». К сожалению, наш проект не стал победителем или лауреатом, но это был мой первый опыт, благодаря которому стало понятно, в каком направлении двигаться дальше.
Конечно, работа учителя математики не заканчивается только лишь формулами и задачами. Я стараюсь быть для моих ребят не только учителем, но и другом, наставником. Методов, которые могут помочь в решении задач развития ребенка достаточно много, главная задача, которую я ставлю перед собой- научить учиться. Мой жизненный лозунг на сегодняшний день очень созвучен с высказыванием В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаёшь».