Метод проектов на уроках математики
Солдатенкова Елена Валентиновна
Условия, диктуемые современным временем, реализуются с помощью технологий, главная цель которых выявление, рост творческих интересов и способностей школьника стимулирование его самостоятельной учебной деятельности. Используя метод проектов, решаются следующие задачи:
- активизация познавательной деятельности;
- организация самостоятельной деятельности учащегося;
- педагогическая поддержка интеллектуального развития учащихся;
- формирование навыков самостоятельного планирования своей деятельности;
- формирование навыков работы в команде;
- привитие навыков работы с большими объектами информации, выделение главного;
- расширение кругозора учащегося при подборе материала.
Можно выделить следующие типы проектов:
- исследовательские (эссе, рефераты);
- творческие (газета, видеофильм, брошюра, подготовка, выставки);
- игровые (сценарий праздника, кроссворды, фрагмент урока);
- информационные (сообщения, доклады)
- практико-ориентированные (наглядные пособия, справочный материал, совместная экспедиция).
Исследовательский проект предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- обоснование актуальности темы;
- формулирование проблем исследования;
- обозначение задач исследования;
- определение методов исследования;
- источников информации;
- выдвижение гипотез;
- разработка путей решения;
- обсуждение полученных результатов;
- формулирование выводов;
- оформление результатов исследования.
Практико-ориентированный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, часто интегрируется с исследовательскими проектами. Примером такого проекта может быть проект «Математика и искусство».
Исследовательские проекты могут быть межпредметного содержания, например, практико-ориентированный проект: «Учебно-туристическая фирма», целью которого является закрепление практических математических и географических универсальных учебных действий на примере коллективного творческого дела.
Преподавателям математики бывает не просто сформулировать темы проектно-исследовательских работ для обучающихся. Тем не менее, часто такие темы буквально лежат на поверхности, поскольку в повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями, которые можно объяснить с помощью математики. Если поручать школьникам проектами, начиная с 5 класса, то выпускники будут подготовлены к такому типу работы.