Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Практико-ориентированное обучение
как необходимая составляющая
при обучении математике в условиях
введения новых стандартов

Милющина Ирина Викторовна
учитель математики ГБОУ СОШ №38
Приморскоко района Санкт-Петербурга
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС) нового поколения отводит особую роль математике как одной из фундаментальных наук.
Одно из требований ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования - это «развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах» [8]
Цель образования состоит в том, чтобы выпускник лучше понимал жизнь, умел ориентироваться в современном обществе, был способен найти своё место в нём, исходя из своих способностей, интересов и возможностей.
Математическое образование имеет два назначения: практическое-связанное с созданием и применением инструментария необходимого для жизни человека и духовное, связанное с развитием мышления человека.
В перечне зафиксированных Стандартом умений содержится требование к формированию умений использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических.
Практико-ориентированный подход в обучении математике – это деятельность, направленная на осуществление связи школьного курса с практикой, что предполагает формирование у учащихся умений, необходимых для решения средствами математики практических (практико-ориентированных) задач.
Данный подход должен дать учащемуся как можно более приближенное к повседневной жизни представление о мире и его законах. Практико-ориентированное обучение способствует реализации системно-деятельностного, компетентностного подходов в образовании, развивает и формирует все виды компетентностей.
Математическая компетенция [4] — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. 
Уровни математической компетентности определяются соответствующими видами деятельности: воспроизведение, определения и вычисления, связь и интеграция, необходимые для решения проблемы, математическое мышление, обобщение и интуиция. 
Процесс обучения в рамках практико-ориентированного подхода является познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания - востребованными.
Актуальность проблемы практико-ориентированного обучения учащихся обусловлена тем, что реализация данного подхода к обучению позволяет снять противоречие между необходимостью овладения учащимися системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развития их творческих способностей, формирования у них экологического сознания и недостаточной исследованностью практико-ориентированного обучения и его образовательных возможностей.
Большими возможностями для реализации целей практико-ориентированного обучения обладают задачи с практическим содержанием.
Что же такое «задача»
Наиболее распространённым определением является понятие задачи как системы даны в работах Г.А. Балла, Ю.М. Колягина, Л.М. Фридмана[1,3,9].
Авторы по-разному подходят к отношению между субъектом и задачей. Г.А. Балл рассматривает задачу как некоторую ситуацию, в которую включается и субъект. Он выделяет три момента характеристики понятия [1]:
  •  задача представляет собой некоторую ситуацию, требующую действия субъекта;
  •  задача представляется ситуацией, в которой субъект отыскивает действие, направленное на установление связи неизвестного с известным, когда сам не владеет способом этого действия;
  •  в задаче представлено действие, направленное на нахождение неизвестного посредством его существующей связи с известным.
Ю.М. Колягин в своей работе отмечает что без субъекта нет задачи. Л.М. Фридман в свою трактовку понятия задачи не включает субъект. Он определяет задачу как модель проблемной ситуации и включает субъекта в понятие проблемной ситуации.
В общем смысле под понятием «задача» рассматривается проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь. В словаре Ожегова дано следующее определение «Задача-упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.»[5] Математическая задача — это вопрос математического характера, требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением определённых условий [2]. Д. Пойа писал: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности» [6]
Одна из главных составляющих математического образования - это математические задачи. Решение задач является основной деятельностью при обучении математики.
Задачи используются как средство мотивации знаний, умений и методов и создают условия для реализации в процессе введения нового учебного материала связи обучения математики с жизнью и развития метапредметных связей. Предварение изучения нового материала постановкой задачи даёт возможность использовать на уроках математики элементы проблемного обучения.
Задачи проблемного характера обеспечивают более осознанное овладение математической теорией. Для создания проблемной ситуации на ряду с другими задачами очень полезно использовать задачи практического характера.
Практико-ориентированные задача – это вид сюжетных задач, требующий в своем решении реализации всех этапов метода математического моделирования.
Определение практико-ориентированных задач  дает И.М. Шапиро в своей книге для учителей «Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики»: «Под математической задачей с практическим содержанием (задачей прикладного характера) мы понимаем задачу, фабула которой раскрывает приложения математики в смежных учебных дисциплинах, знакомит с ее использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении бытовых операций». [7]
 Применение практико-ориентированных задач даёт возможность решать разные дидактические цели: заинтересовывать и мотивировать, показывать связь между математикой и другими предметами, развивать умственную деятельность.
Раньше результатом образование было: знает человек математику или нет. Сейчас главным результатом образования становится результат не предметный, а личностный. Способность человека к самопроектированию, саморазвитию, формированию своего самостоятельного пути – это то, что необходимо заложить в современную методологию для того, чтобы наше подрастающее поколение было конкурентоспособным и успешным
 
 
Литература
  1. Балл Г.А.  О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. 1970 № 6. С 10-15.
  2. Ефремов Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.
  3. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть 1. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. -М.: Просвещение, 1977, стр. 37-39.
  4. Лунькова Т.М. Формирование компетенций на уроках математики [Электронный ресурс] http: festival.1september.ru/articles/530530/
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 53000 слов / под общей ред. Проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр.-  М.: Оникс, Мир и образование, 2007
  6. Пойа Д. Математическое открытие. - М.: Наука, 1970.
  7. Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. - М.: Просвещение, 1990.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2011 года №189. [Электронный ресурс]http://минобрнауки.рф/documents/938
  9. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. -М.: Либроком, 2009.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»