Урок-соревнование«Иностранцы в Петербурге»
Рослякова Галина Валентиновна,
учитель математики школы №285 Санкт-Петербурга
В данной статье представлен конспект урока математики в 6 классе по теме «Итоговое повторение». Урок проводится в форме игры, используется технология работы в группах. Двое учащихся, мальчик и девочка, исполняют роли Джона и Джейн, остальные – их друзья.
Цели урока
Общеобразовательные: обобщение, закрепление и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по курсу математики 6 класса.
Развивающие: развитие мышления, творческих способностей, умения решать нестандартные задачи.
Воспитательные: воспитание навыков совместной учебной деятельности.
Планируемые результаты
Предметные:
- систематизация и обобщение знаний учащихся по темам итогового повторения,
- рассмотрение нестандартных приемов решения заданий повышенной сложности.
Метапредметные:
- развитие навыков устной речи,
- формирование умения анализировать информацию и использовать знания в новой ситуации.
Личностные:
- формирование умений выбора способа действия при решении практических задач,
- повышение учебной мотивации.
Демонстрационный материал: компьютерная презентация PowerPoint,
Ход урока.
-
Вступительное слово учителя:Сегодня мы продолжаем ту работу, которую вели с вами в течение учебного года, т.е. работу в группах, соревнование групп. Но сегодняшний урок немного отличается от предыдущих, так как это урок-соревнование двух групп девочек и двух групп мальчиков, а называется урок «Иностранцы в Петербурге». Группам в течение урока будут предложены различные задачи на повторение курса 6 класса. За верное решение будут выдаваться жетоны. Цена оранжевого жетона – 3 евро, белого – 1 евро. В конце урока подведем итоги и поздравим победителя.
Итак, мы начинаем. -
Основная часть урока. В далекой стране Великобритании, в славном городе Лондоне жили-были Джон и Джейн. Людьми они были добрыми, веселыми, общительными, поэтому у каждого было много друзей. И вот как-то решили Джон и Джейн съездить в Санкт- Петербург. Запросили они визы в Российском посольстве. А там им говорят: «Нет, сначала ответьте на некоторые вопросы. Мы хотим выяснить, знаете ли вы историю этого города!»
(Учащимся предлагается выбрать из двух карточек с вопросом одну, прочитать вслух. Друзья помогают искать ответ. (Тексты задач – на слайде.)
Задача 1.Определи год основания Санкт-Петербурга, если известно, что 20% от разности этой даты и числа 3 на 169 больше, чем 10% от суммы даты и числа 7.
Задача 2. Узнай, в каком году Санкт-Петербург был провозглашен столицей Российской империи. Известно, что если из 5/8 этой даты вычесть 40, а к ¼ даты прибавить 602, то полученные числа будут равны.
Проверяем решение. За верное – 3 евро.
Так как на оба вопроса получены верные ответы, Джен и Джейн получают право вылететь в Санкт-Петербург. Они могут взять с собой и друзей.
Дорога в самолете была очень длинной. Чтобы скоротать время, стюардесса предложила пассажирам решить пример, но не простой, а с секретом. В чем секрет – узнаете позже. Пример сложный, будьте внимательны, не спешите. Решаем по цепочке. Важна не скорость, а правильность.
Каждая группа получает карточку с примером.
Пример 3. 5 * (14,7 : ( - 0,75 – 0,7: 2 ) – 0,15) – 101,26 + 179,01
(Ответ: 7, верное решение – 3 евро)
Откроем теперь секрет этого примера. Дело в том, что получилось в нем расстояние от Лондона до СПб по карте.
Каково расстояние на самом деле, если масштаб карты1:30000 000?
(Ответ: 2100км, верное решение – 3 евро)
Наконец, англичане прибыли в Петербург. Их радушно встретили жители города, показали достопримечательности. Особенно большое впечатление на туристов произвела экскурсия «Петербург с высоты птичьего полета». Их поразили правильные очертания площадей, улиц, скверов. Они даже захотели составить план особенно понравившихся уголков города. Пожалуйста, на приготовленных листочках составьте этот план и скажите, что изображено. Каждая группа получает карточку с заданием, оно и на слайде
Задание 4.
(0,11), (4,9), (3,7), (8,5), (9,7), (13,6), (14,3), (12,2), (12, -2), (14,-3), (13,-6), (9,-7), (8,-5), (3,-7), (4,-9), (0,-11), (-4,-9), (-3,-7),(-8,-5), (-9,-7), (-13,-6),
(-14,-3), (-12,-2), (-12,2), (-14,3), (-13, 6), (-9,7), (-8,5), (-3,7), (-4,9), (0,11).
(Верное решение – 3 евро).
При проверке демонстрируется слайд с планом Петропавловской крепости.
Побывали англичане и в школе №285, что в Сосновой поляне. Правда, очень долго туда добирались.
Задача 5. Сначала туристы 20 минут ехали на метро со средней скоростью 30км/ч, затем ещё 20 минут на автобусе со скоростью 25км/ч. Каково расстояние от центра города до школы №285? (ответ округлите до целых).
Сначала расскажите, как решать задачу, а потом решите. Верное решение - 3 евро.
Ученики школы поразили англичан своими знаниями по математике. Они знали даже то, что не всякий англичанин знал. Например, они могли ответить на вопрос, когда верны равенства и неравенства (На слайде)
(x-3)(x+2) = 0; x2= x; 5*½x½= 10; a>2a; x2<x; ½m ½= - m.
(За каждый верный устный ответ – 1 евро).
-
Подведение итогов урока.
Время пролетело незаметно. Но прежде, чем расстаться, выясним, кто за эту поездку разбогател больше всех. Подсчитайте свои евро. В честь победителя – туш. - Домашнее задание: придумать задачу про свой город, которую можно было бы предложить Джону и Джейн.