Использование форм взаимодействия ДОУ и семьи для формирования
у детей начальных представлений о некоторых видах спорта
Федотова Елена Вячеславовна,
инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад №46
Кировского района Санкт-Петербурга
Физическое развитие, как одна из образовательных областей, включает не только приобретение опыта в двигательной деятельности детей, становление ценностей здорового образа жизни, но и предполагает формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
Согласно ФГОС дошкольного образования (п.3.2.5) одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
В данной статье рассмотрим, какие формы взаимодействия ДОУ и семьи может использовать инструктор по физической культуре для формирования у старших дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта, на примере футбола.
Используя информационно-аналитические формы (анкетирование, опрос, интервью, беседа) для организации взаимодействия с родителями, можно не только установить контакт с членами семьи, но и выявить интересы, запросы и образовательные потребности родителей.
В начале года, на групповом родительском собрании в старшей группе можно не только познакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, но и предложить родителям заполнить анкету следующего содержания.
Уважаемые родители!
Всего четыре вопроса, ответив на которые, Вы поможете сделать совместные физкультурные досуги с детьми более насыщенными и интересными.
Обведите нужный ответ кружочком.
1. Занимались ли Вы (или члены вашей семьи) каким либо видом спорта в юности (в детстве) / или занимаетесь в настоящее время?
а) да Укажите вид(ы) спорта: __________________
б) нет
2. Хранятся ли в вашей семье награды за спортивные достижения, которые вы могли бы показать детям и рассказать о них?
а) да Укажите какие ________________________
Ваше Имя Отчество____________________
б) нет
3. Смотрите ли вы спорттрансляции (ТВ / Интернет)?
а) да Укажите вид(ы) спорта: ___________________
б) нет
4. Какие формы взаимодействия с ребенком Вы используете для приобщения ребенка к миру спорта?
а) рассказываю ребенку о видах спорта
Укажите вид(ы) спорта:____________________________
б) смотрим вместе с ребенком фрагменты спорттрансляций
Укажите вид(ы) спорта:____________________________
в) играю вместе с ребенком, используя элементы спорта
Укажите вид(ы) спорта:____________________________
г) целенаправленно обучаю ребенка технике определенного вида спорта
Укажите вид(ы) спорта____________________________
д) другое _________________________________________
Спасибо!
Неделя открытых дверей, как познавательная форма взаимодействия ДОУ и семьи дает родителям возможность в течение недели понаблюдать за педагогическим процессом, общением ребенка со сверстниками, глубже проникнуть в его интересы и потребности. Например, родители могут посетить тематическое занятие по физической культуре «Увлекательный футбол» и т.п.
Используя наглядно-информационные формы можно организовать выставку детских работ по теме футбол, а такжеобогатить знания родителей об этом виде спорта.
На информационном стенде для родителей может быть представлена краткая информация о футболе; игровые упражнения с элементами футбола, которые можно выполнить во время прогулки. В качестве раздаточного материала может быть предложена дидактическая игра или кроссворд.
Фрагмент информации для родителей по теме «Футбол».
Уважаемые родители, вам предлагается краткая информация о футболе, которую вы можете рассказать своему ребенку, дополнив ее своими знаниями.
По популярности и распространённости на планете футбол является игровым видом спорта номер один.
Футбол - спортивная игра с мячом двух команд по 11 человек на большом травяном поле.
Родоначальниками футбола считаются англичане. Они установили первый свод правил. В 1855 году был основан первый специализированный футбольный клуб.
Английское слово «football» состоит из слов: слово «ball» переводится на русский язык как «мяч», слово «foot» переводится на русский язык как «ступня».
Встреча двух команд называется «матч» (от англ. match- состязание).
Она состоит из двух частей - таймов (от англ. time– период), по 45 минут каждый, с перерывом в 15 минут, в течение которого команды отдыхают, а по её окончании меняются воротами.
Цель игры – забить мяч в ворота противника, сделать это как можно большее количество раз и постараться не допустить гола в свои ворота. Название определяет основное правило футбола – игра с мячом ногами. Современные правила позволяют также футболистам играть головой, грудью, бедром, но не рукамии т.д.
Дидактическая игра «Знаток футбола» может содержать следующие вопросы:
1. Сколько игроков в каждой команде?
2. Расскажи об экипировке футболиста.
3. У кого из игроков команды цвет формы отличается от остальных?
4. Кто следит за соблюдением правил игры?
5. Как называется футбольная команда нашего города?
и т.д.
Несколько футбольных упражнений для детей 6–7 лет, в которых должен активно участвовать один взрослый.
Вратарь
Дайте ребенку задание: держа мяч обеими руками, с силой ударить им об землю перед собой и поймать руками в верхней части полета (над головой). Повторите упражнение 5–10 раз.
Провести мяч
Поставьте на землю два конуса (кегли, детские ведерки для песка) на расстоянии примерно 5 шагов друг от друга. Мяч лежит около одного из конусов.
Ребенок ведет его (катит вправо‑влево, постепенно перемещаясь вперед) к другому конусу. В одну сторону надо делать это правой ногой, обратно – левой. Перекатывать мяч надо поочередно внутренней и внешней стороной подъема ноги. Взрослый считает вслух и 3–4 раза в каждую сторону дает команду «Стоп!» – тогда ребенок должен остановить мяч. Если мяч укатился от ноги, ребенок возвращается на шаг назад. Задача: научиться проводить мяч за как можно более короткое время, то есть за меньшее количество счетов. Повторите упражнение 2-3 раза.
Нападающий и вратарь
Ребенок (нападающий) располагается напротив взрослого (вратарь) на расстоянии 2 м (далее расстояние можно увеличить). Взрослый, накидывая ребенку мяч снизу так, чтобы тот мог вернуть его отбив ногой взрослому. Повторите упражнение 5–6 раз правой и левой ногой.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Физкультурные досуги и праздники помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса, а также закрепить полученные на физкультурных занятиях знания, умения и навыки, воспитать целеустремленность, настойчивость, чувство коллективизма, дружелюбие.
Например, во время проведения совместного физкультурного досуга детей и родителей «Мы с мячами очень дружим» можно включить эстафеты и конкурсы следующего содержания:
Эстафета «Нападающий и вратарь»
Команды строятся в колонны по одному за линиями старта. Напротив каждой из команд на S= 3 м от линии старта располагается кегля, затем через S=3 м еще одна кегля, а через S=2 м на полу (на подставке) лежит футбольный мяч. Одна команда – это «нападающие», а другая – «вратари». По команде судьи «На старт! Внимание! Марш!» первые игроки обегают расставленные кегли, а затем игрок из команды «нападающие» должен добежав до мяча, поставить стопу на мяч, а игрок из команды «вратари» должен дотронуться до мяча ладонью. Затем, игроки, бегом по прямой, возвращаются в свои команды и передают эстафету следующему игроку. Побеждает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.
Конкурс для пап «Попади в «девятку»
Для участия в конкурсе приглашаются по очереди папы от каждой команды. Перед игроком сложены «ворота» из мягкого конструктора «Альма», на каждой детали которого написаны цифры от 4 до 9. Цифры 9 расположены в верхних углах «ворот». Игрок располагается на S= 3 м от «ворот». Каждому игроку предоставляется по 3 попытки. Задача игрока за 3 попытки набрать максимальное количество очков. Затем суммируются очки, набранные игроками одной команды. Победившей считается та команда, игроки которой набрали наибольшее количество очков.
С помощью данных форм взаимодействия ДОУ и семьи инструктор по физической культуре может не только повысить эффективность этого взаимодействия, но и способствовать формированию у детей начальных представлений о некоторых видах спорта.
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.