Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование ЭОР в индивидуальной работе логопеда с дошкольниками

Вотинцева Ирина Аркадьевна
Электронные образовательные ресурсы стали наиболее перспективными средствами в коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация делает доступными, мало исследованные варианты обучения. Это связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.
Электронные образовательные ресурсы принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в коррекционной педагогике. В последнее время проводится открытая дискуссия о наполнении, форме, методах коррекционного обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина и др.).
 
Применение электронных образовательных ресурсов в логопедической работе значительно сокращает время формирования произносительных навыков, способствует развитию самоконтроля у детей.
 
Для выполнения коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации дошкольников к логопедическим занятиям и выработки самоконтроля можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях электронные образовательные ресурсы, которые могут служить одним из средств улучшения процесса коррекции речи. Электронные образовательные ресурсы ЭОР) позволяют дошкольнику воспринимать информацию на новом уровне, что качественно повышает познавательную активность дошкольника. Занятия с использованием одного из видов электронных образовательных ресурсов проводятся фрагментарно: работа с компьютером на одном занятии в течение непродолжительного времени (5-10 мин.) и не превышает более двух раз в неделю.
 
При разработке компьютерных презентаций и заданий учитываются за основ берутся следующие педагогические принципы:
1. Воспитывающий характер обучения;
2. Всестороннее развитие личности учащихся;
3. Сознательность и активность учащихся;
4. Учет возрастных особенностей и доступность материала;
5. Наглядность обучения;
 
6. Научность и систематичность обучения;
7. Решающая роль педагога в процессе обучения.
8. Опора на сохранное звено Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают нарушенное «звено» к активной деятельности.
9. Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение.
10. Поэтапность. Компьютерные презентации используются на всех этапах коррекции речи детей.
11. Учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок, в особенности ребенок с каким-либо отклонением, индивидуален. Логопед, учитывая индивидуальные особенности, находит подход к любому ребенку, устанавливает с ним доверительные отношения, заинтересовывает, внушает уверенность в обретении нормальной речи.
12. Тесное сотрудничество с родителями. Создавая компьютерные презентации, учитель-логопед знакомит родителей с их правильным использованием в домашних условиях, дает домашнее задание как в тетради, так и на компьютере.
13. Фрагментарность использования компьютера. Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы).
Направления работы с применением компьютерных презентаций
Подготовка к постановке звуков.
Артикуляционная гимнастика.
Перед ребенком последовательно открываются слайды с изображением рисунков-символов артикуляционных упражнений. Ребенок внимательно следит за появляющимися изображениями и выполняет артикуляционные упражнения. В этом случае мы решаем две важные задачи:
1. Активизация памяти ребенка (по мере появления картинок, ребенок должен вспомнить название упражнения и способ его выполнения)
2. Развитие артикуляционной моторики.
Во время выполнения упражнений ребенок находится перед зеркалом и может зрительно контролировать правильность выполнения упражнений.
 
Автоматизация изолированного звучания звука.
На этапе закрепления изолированного произношения звуков требуется многократное произнесение ребенком одного и того же звука. Данный вид работ довольно быстро пресыщается, качество выполнения снижается, и дети зачастую отказываются от повторений.
Детям предлагаются яркие компьютерные презентации, благодаря которым удается не только добиться многократного проговаривания звука, над которым ведется работа, но и способствуем развитию произвольного внимания. Дети с удовольствием отслеживают появление в различных местах на экране компьютера изображений солнышек (при автоматизации звука [с]), колокольчиков (при автоматизации звука [з], змеек (при автоматизации звука [ш]) и других рисунков. В ряде случаев ребенку предлагается отследить место появления рисунка и при этом правильно назвать закрепляемый звук.
Автоматизация звука в слогах.
На этапе автоматизации звука в слогах возможно, как использование уже известных ребенку презентаций (сосчитай змеек – повторяй "ша" каждый раз, как увидишь змейку, так и заданий на поочередное произнесение слогов с различными гласными звуками. Перед ребенком ставится задача: называй слог ша- каждый раз, когда увидишь желтый круг, шо- - когда увидишь зеленый квадрат, шу- - когда увидишь красный прямоугольник, и шэ- - если увидишь синий треугольник. Ребенок, наблюдая за постепенно появляющимися геометрическими фигурами, многократно отрабатывает звук [ш] в открытых слогах: сначала с гласным [а], потом [о], [у], [э].
Можно предложить ребенку более сложный вариант, когда отсутствуют образцы слогов и фигуры появляются не последовательно, а в хаотичном порядке, то с гласным [а], то с [о], то с [у].
 
Работа над высотой, силой голоса.
Используя компьютерные презентации, эффективно ведется работа над развитием высоты голоса и его громкости.
Перед ребенком на наклонной стрелке последовательно появляются сердечки или просто слоги, или любые рисунки (на какие способна фантазия, чтобы заинтересовать ребенка). По мере их появления и увеличения размера ребенок произносит определенный слог, оговоренный в начале упражнения. Чем меньше рисунок, тем тише голос и выше звук, чем больше – тем громче и ниже звук.
Или упражнения в обратном порядке: сначала звук громкий, постепенно, по мере продвижения к верхнему концу стрелки, звучание становится тише.
Выполнение упражнений контролируется учителем-логопедом и от сопряженного проговаривания ребенок постепенно переходит к отраженному проговариванию.
 
Подбор упражнений на чередование больших – маленьких фигур позволит ребенку научиться изменять громкость голоса: чередовать произношение звуков, слогов, слов то тихо, то громко. Совместное произнесение – залог успешности выполнения заданий и поддержания интереса по ходу выполнения заданий на занятии, а в дальнейшем дома с родителями.
Автоматизация звука в словах.
Большое количество возможных вариаций открывает компьютер для работы над звуками в словах. Это могут быть задания на называние предметов по мере их появления – ребенок должен взглядом отследить момент появления изображения и при этом проконтролировать правильность произнесения закрепляемого звука. Можно на данном виде заданий осуществлять пересчет последовательно появляющихся предметов, способствуя, тем самым, формированию навыка согласования существительного с числительными.
Задания на образование форм единственного - множественного числа существительных: перед ребенком последовательно открываются картинки, он должен сначала сказать про один предмет, а затем – про множество таких же предметов. И наоборот – сначала назвать много предметов, а потом сказать про один.
На этапе работы над звуками в словах целесообразно включать в занятия игры и упражнения на развитие навыков фонематического и слогового анализа.
 
Так, в игре "Рифмы", ребенку предлагается соединить половинки досок, условием для правильного воссоединения досок является то, что слова на доске рифмуются. Таким образом, подбирая и называя слова, ребенок учится подбирать похожие по звучанию слова. Размещая на половинках досок слова с одинаковым количеством звуков, способствуют формированию навыка слогового анализа.
Определяя позицию звуков в слове можно предложить ребенку задание: "Разложи вещи по полочкам". При этом указывается условие нахождения предмета – звук в слове должен находиться либо в начале, либо в конце, либо в середине слова. Выбирая полку, ребенок отбирает те предметы, которые соответствуют схеме.
После правильного выполнения заданий перед ребенком на экране высвечивается поощряющая табличка "Молодец!", которая не может не вызвать положительного отклика у ребенка.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»