Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сказкотерапия как метод психологической помощи дошкольникам.

Лебедева Ирина Андреевна,
педагог-психолог ДОУ № 60
 
                 Организуя комплексную психологическую помощь в нашем детском саду, мы задумались о методах работы с детьми младшего дошкольного возраста. В последние годы детишки приходят в садик все более неподготовленными, не владеют культурно-гигиеническими навыками, тревожны, часто не приучены к режиму. Все эти факторы влияют на процесс адаптации: он проходит тяжело, часто затягивается до полугода. Как помочь детям? Мы остановили свой выбор на наиболее «детском» методе психологической помощи – сказкотерапии. Рассказывание необыкновенных историй - один из наиболее эффективных способов общения с детьми. Возможности сказки в работе психолога поистине безграничны, ее можно использовать при работе с самыми маленькими детьми, для того, чтобы познакомиться, установить контакт. Сказку можно использовать в работе с плохо говорящими детьми:  все, что ребенок не может сказать, он может показать или сопроводить звуками, при этом будет чувствовать себя увереннее.
                  Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую или коррекционную и прогностическую, что полностью совпадает с целями и задачами нашей работы с малышами, и может быть использована как при индивидуальной работе, так и при работе с группой.  Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. Ее возможности безграничны: в сказке случается все, что не может происходить в реальности, там есть говорящие животные и волшебные палочки, можно вообразить себя любым персонажем.  Для того чтобы ребенок лучше воспринимал сказку, хорошо использовать ритуал перехода в волшебную страну. Используя различные приемы сказкотерапии, можно помочь детям прожить многие ситуации, с аналогами которых они сталкиваются в повседневной жизни, значительно расширить их мировосприятие  и способы взаимодействия с другими людьми, преодолеть тревоги и конфликты, научиться быть самостоятельным, что способствует успешной адаптации. В результате работы со сказочными историями у детей формируется механизм самопомощи – «в сложной ситуации ищи помощь внутри себя».  В своей работе мы используем не только народные волшебные сказки, но и авторские терапевтические истории с применением метафор. Метафора – это обобщение образов, перенесение свойств одного объекта на другой, один из способов усвоения новой информации для детей.
           Для работы мы используем народные и авторские сказки. Организуя групповую работу со сказочными историями, на первом этапе  рассказываем сказку, обсуждаем ее, выделяя ключевые моменты и основную идею. В ходе обсуждения не только  выявляется, но и корректируется отношение детей к событиям.  На втором этапе работы  предлагаем детям рисовать. Конечно, рисунки малышей могут быть совсем простыми, например, нарисовать морковку для зайчика или украсить волшебную палочку Феи, раскрасить платье Бабе Яге. На данном этапе мы пытаемся учить детей допридумывать сказку, конечно с помощью взрослого. На третьем этапе  вводим элементы драматизации, пробуем проигрывать некоторые ситуации, отдельные элементы, что позволяет ребенку, надев маску, самому побыть сказочным героем, выразить его чувства, проговорить его слова, добавить что-то от себя. Герои сказок могут прийти в группу к детям, чтобы помочь одеться, уложить спать, посмотреть, как ребята научились сами есть. Играя в сказку, дети значительно меньше устают, становятся более усидчивы, сосредоточенны, легче управляют собственным поведением. Такой прием вызывает у малышей радость, помогает расслабиться, снизить тревожность, неуверенность в себе.
             Консультируя   родителей,  стремимся показать уникальность сказок для воспитания. Рассказывание сказочных историй и примиряет, и успокаивает, и помогает найти общий язык с ребенком, это приглашение к общению, обмен духовным опытом. Дети видят мир совсем по-другому, фантазии для них реальны и являются способом отражения окружающего мира.  У взрослого появляется возможность самому побывать в мире фантазий и волшебства, который они уже забыли, но который так важен для детей. У ребенка появляется ощущение, что взрослые его понимают, готовы поддержать, реакция на сказку может быть единственным способом рассказать о своих тревогах и трудностях. Таким образом, удовлетворяются базовые потребности ребенка в безопасности и любви, без чего невозможно его  всестороннее и гармоничное развитие.
 Воспитателям мы  рекомендуем искренне хвалить  детей, даже за незначительные победы, поощрять их творческую активность, моделировать игровые ситуации, где ребенок может выбирать роли, помогать детям оценивать свои возможности, знать свои сильные и слабые стороны. Через сказку дети учатся слушать наставления и приобретают знания о том, как вести себя, как дружить, прощать, выигрывать и проигрывать.
                Сказка очень актуальна в современном обществе, так как родители и педагоги предъявляют к детям с самого раннего возраста очень взрослые требования и, зачастую, лишают детства сказочности. Сознание детей настолько рационализировано, что им бывает трудно поверить в волшебство, хотя они в нем и нуждаются. Сказка более понятна детям, чем взрослая беседа и все обучение, происходящее в сказке, воспринимается ими как игра, а не работа.
 
        Список литературы: 
     
  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии / Вопросы психологии М; 1996 № 6
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Практикум по сказкотерапии/ СПб 2000
  3. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души: терапевтические сказки-6-е изд.- М.: Академический Проект, 2008-176 с.
  4. Эльконин  Д.Б.  Избранные психологические труды/ М; Педагогика 1979; 360 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»