Песочная терапия как средство успешной адаптации
младших дошкольников к условиям детского сада
Полиэктова Елена Александровна
В 2015 году к нам в группу пришли дети младшего возраста. После ясельной первой младшей группы. И хоть все дети были знакомы с пребыванием в детском саду, всё равно проблема адаптации таких малышей всегда актуальна.
На протяжении многих лет мне приходиться пробовать и применять различные формы работы с детьми на этом этапе их жизни.
Занятия художественной деятельностью оказывают значительное психотерапевтическое воздействие, снимают нервно-психическое напряжение, тем самым сохраняя здоровье детей.
Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности учащихся, развивает пространственное воображение, творческие способности, освобождает от отрицательных эмоций.
Акт рисования в психологии является ярким выражением сущность человека. Он способен остановить отрицательное развитие личности.
Различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями стали обозначать как «арт-терапия».
Сегодня арттерапия в научно-педагогической литературе рассматривается, как средство позволяющее заботится об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности (Г.В. Бурковский, А.И. Захаров, Т.З. Зинкевич-Евстигнеева, О.А. Карабанова, А.И. Копытин, Е.Н. Лебедева, Л.Д. Лебедева и др.).
Арттерапия, как инновационная технология, в образовании характеризуется: комплексом теоретических, практических идей, многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями, относительной самостоятельностью от составляющих педагогического процесса обучения, способностью к интеграции и трансформации.
Рисование в арттерапии рассматривается как специальная техника, позволяющая осуществлять балансировку физического, психического и эмоционального состояния ребёнка, посредством выбора адекватных методов оздоровления, психологической коррекции, социальной терапии.
Рассматривая рисование как своеобразный рассказ о своем индивидуальном развитии и формировании отдельных систем организма, Л.С. Выготский писал, что рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие важнейшие функции как зрение, речь, мышление, двигательную координацию. Рисование и лепка являются родственными с письмом действиями, обладающими свойствами преобразования в «новый орган мозга – особо точный и образный инструмент языка и речи» (В.В. Клименко). Собственно, это рассказ, выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать, как утверждал Д.Н.Узнадзе.
Составляющими арттерапевтического пространства в детском саду являются изобразительные средства и материалы: карандаши, фломастеры, краски, гуашь, восковые мелки, кисти (разных размеров), баночки с водой, бумага разных форматов, соль, песок.
В своей работе с детьми я использую различные способы действия с художественными материалами: манипуляции с бумагой, её можно рвать, комкать, можно разливать воду на листе, краску и др.
Работа в нетрадиционных техниках стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Все виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.
Я познакомилась с работами «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Мелиной Г.М., «Ребёнок в мире поиска» под редакцией Дебиной Д.В., Щетининой В.В. и стала пробовать песочную терапию, где перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект.
Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.
Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.
В песочных картинах один из психотерапевтической ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется Волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации, негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана- в этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.
В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иначе говоря, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно- терапевтический эффект.
Через игру с ребёнком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Естественным путём осуществляется психолого-педагогическая коррекция поведения ребёнка и обучение его социально приемлемым способам нервной разрядки.
В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
• В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
• В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
• В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
• В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
• Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Игры в песочнице проводим с подгруппой детей, особое внимание при этом уделяем вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.
Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10-15 см, она должна хорошо обрабатываться), но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком.
Воспитатель внимательно следит за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершаем.
Вначале показываем способы действия, а затем ребенок самостоятельно повторяет их.
В игре-занятии «Песочный детский сад» поэтапно обыгрываем целый день в детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание уделяем игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например, расставание с родителями или прием пищи.
Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея выполняет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-«детей» в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка.
Для достижения наибольшего педагогического эффекта, тесно взаимодействуем с родителями, проводим консультации, беседы.
Таким образом, песочная терапия является мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице.
Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.
Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить - это замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.