Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие речи – дети учатся, взрослые помогают

 

Наумова Регина Геннадьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №24
Кировского  района Санкт-Петербург

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочется отметить, что с каждым годом все чаще встречаются дети с проблемами в развитии речи: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Очень часто при обсуждении проблем развития речи основное внимание концентрируется, почти исключительно на устном слове. Точно так же часто, когда взрослые смотрят на малыша, они задают вопрос: «А он уже говорит?» Первые слова — это такая же знаменательная веха, как и первая улыбка, и первые неуклюжие шаги ребенка. Но так же как многое усваивается до первой улыбки и первых шагов, многое и происходит — и это можно наблюдать — до первых различимых слов. Именно потому развитие речи гораздо правильнее рассматривать в рамках более широкого контекста общения, с позиций как обучения детей, так и степени, до которой взрослые помог им в обучении.

 СТАДИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ПЕРВЫЕ ПЯТЬ ЛЕТ

Помощь взрослых базируется прежде всего на знании стадий, которые ребенок обычно проходит в своем речевом развитии. Конечно, не все дети проходят их в одном возрасте — в речи, как и в других областях, возможны отличия, однако даже опытным взрослым надо напоминать себе, что можно ожидать от детей того или иного возраста. Это приобретает особое значение в работе с очень отстающими или же с хорошо развитыми детьми: представления взрослых могут несколько искажаться, пока уровень развития группы, в которой они проводят большую часть своего времени, не станет соответствовать норме. Давайте рассмотрим основные направления развития детской речи. Но сначала целесообразно разобраться в ряде понятий, необходимых для описания процесса развития речи.

Разница между речью и пониманием речи.                                                                                  

 Развивать, способность к пониманию речи, окружающих так же важно, как учить говорить. Малыши с минимальным запасом слов (или вообще без него) или очень застенчивые дети, которые не могут заговорить, своим пове­дением все же показывают, что они понимают информа­цию или наставления. Проверяя речь детей, можно рас­сматривать понимание речи обособленно от способности пользоваться словами. Такое понимание называется иногда рецептивной речью. Слова, которые дети произносят сами, составляют их язык или экспрессивную  речь.                                                                                                  Чистота детской речи — то, как они выговаривают, — называется артикуляцией. Например, можно сказать, что ребенка ясная или слабая артикуляция или есть труд­ности в артикуляции определенных звуков.

Звуки прежде слов.                                                                                                                                    

До того, как дети смогут говорить различные слова, они произносят звуки, которые постепенно делаются разнообразнее и становятся различимыми. Когда младенцы осваивают повторяющиеся и довольно музыкальные фрагменты это называют лепетом. Многие дети перед произношением различных слов проходят период гуления. Звукоряд ребёнка постепенно движется к словам.

НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ В ПЕРИОД ДО ПЯТИ ЛЕТ

Младенцы на первом году жизни

Некоторые младенцы начинают произносить первые настоящие слова еще до года, другие издают звуки, очень похожие на «мама» и «дядя», а многие не производят того, что можно назвать словом. Первый год жизни — это период, когда надо замечать и стимулировать построение блоков, из которых складываются основы детской речи. Ребенок часто внимательно смотрит и лицо взрослого, получая удовольствие от такого обмена звуками. Младенцы, открывшие удовольствие в звуках, часто вокализируют наедине или же выбирают игрушку, с которой «разговаривают». В течение первого года дети осваивают массу навыков, составляющих основу их языка. Они учатся слушать и различать знакомые и незнакомые голоса. При ощущении поддержки ребенок на­чинает произносить более разнообразные и выразительные звуки. Около года или чуть позже дети своим поведением часто показывают, что узнают несколько знакомых слов контексте, или же могут выполнять очень простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами. Малыши все больше понимает то, что вы говорите и делаете.

Второй год жизни 

Между годом и двумя большинство детей делает заметные шаги в навыках речи и понимания ее. Они демон­стрируют постепенно увеличивающееся понимание отдель­ных слов и простых наставлений. Обычно этот уровень понимания превосходит набор слов, которым ребенок пользуется сам. Осмысливание детьми более сложной речи опирается на невербальные намеки и запоминание каких-то обыденных ситуаций, например, того, что игрушки кла­дут в коробку, а не под нее. Таким образом, дети в этом возрасте заполняют пробелы между уже понятными им сферами. В этот период дети демонстрируют начало речевого обмена со взрослыми тем, что они слушают слова, обра­щенные непосредственно к ним, и пытаются отвечать на собственном «языке». Нередко они повторяют, как эхо, по­следнее или самое выразительное слово в услышанном предложении. Возможно, ребенок практикуется в произ­ношении или дает себе возможность набрать воздуха, пе­ред тем как ответить. Такое повторение в детском возрас­те не представляет никакой проблемы, если только взрос­лые не создадут ее сами. К двум годам дети усваивают, что слова, обозначаю­щие знакомые им предметы. К этому времени многие дети владеют большим числом различных слов, хоть и необязательно произносят их чис­то, как взрослые.

От двух до трех лет

В этот период речь ребенка и его понимание речи должны заметно продвинуться. Если от двух до двух с половиной лет развития речи не наблюдается, данное об­стоятельство требует серьезного внимания независимо от того, насколько хорошо малыш развивается в других об­ластях. Если попробовать перечислить слова, которые ребенок выучит в этот период, потребуется много времени. Малыш говорит короткими фразами и простыми предложениями. Но, в отличие от взрослой речи, в них много грамматических ошибок. Дети еще ограниченно понимают разные наставления или объясне­ния: что что-то опасно, что надо делиться или же о том, что было и что должно произойти. Если взрослые сделают рассказывание сказок и пение приятными для ребенка занятиями, он будет проявлять все больший интерес к ним и желание участвовать в этом са­мому. Такого рода развитие, как и.все остальное, не воз­никает из ничего. Оно является результатом того, что в предшествующие месяцы кто-то, скорее всего взрослый, превратил чтение малышам книг и пение песенок в заня­тие, во время которого его внимание полностью было от­дано детям. В этот период игра ребенка, особенно основанная на подражании, отражает рост речевых способностей и сти­мулирует попытки малыша выразить своя желания. По­степенно для взрослых становится понятным разговор, ма­лыша с самим собой во время игры. Если его прежний опыт дает на это основания, то в данном возрасте ребенок будет считать взрослых людьми, которые ответят на воп­росы, выслушают сообщение и помогут, когда его собст­венный лексический запас окажется недостаточным.

От трех до четырех лет

Трехлетние дети обычно общаются посредством речи, отличающейся разнообразием громкости и тона, — это при­дает ей выразительность, близкую взрослой речи. У них уже солидный запас — более двухсот слов. Их речь в це­лом понятна местному незнакомцу, говорящему на одном с ребенком наречии. Трехлетки должны уметь вести простую беседу, хотя у них есть еще, по сравнению со взрос­лыми, ошибки в грамматике и произношении некоторых звуков. Речь детей пока еще прерывиста. В основном он говорят в настоящем времени, ибо их понимание прошлого и будущего пока ограниченно.

От четырех до пяти лет

Речь четырехлетних должна быть в основном правиль­ной в сравнении с грамматическим строем речи взрослых, у которых они учились. Неправильное произношение бы­вает и в этом возрасте. Четырехлетние должны использо­вать речь по различным поводам, если взрослые будут побуждать их к этому. На пятом году жизни дети должны уметь достаточно связно описывать недавние события и говорить о прошлом: и будущем, хотя и необязательно с той же временной перспективой, что и взрослые. Ребенок должен также уметь рассказывать, хотя при этом не сле­дует ожидать, что он будет, как взрослый, различать ре­альное и воображаемое. Часто на базе слов развивается чувство юмора. Дети уже давно научились находить за­бавными определенные события, действия или картинки, однако теперь они уже способны воспринимать и воспро­изводить несложные шутки и игру слов, где смешное за­ключается в том, что или как говорится. При отклонениях в развитии речь ребенка мо­жет отставать от среднего уровня, бывают и проблемы, требующие специальной помощи. Но если все протекает хо­рошо, к пяти годам ребенок должен рассматривать речь как средство общения, способ установления контактов и источник радости.

КАК ДЕТИ УЧАТСЯ

Хочу поговорить о прак­тических подходах к проблемам речи и стимуляции даль­нейшего развития ребенка, который достаточно развит для своего возраста. Важным является наличие общих тем, посвященных вопросу о том, что делает обучение для де­тей (и для взрослых) легче и приятнее. Вот некоторые методы, посредством которых дети усваивают язык за первые пять лет и позднее.

Помощь взрослых                                                                                                

Дети, несомненно, многому учатся друг у друга. Однако другие дети не могут заменить ребенку взрослых, помога­ющих обучению. Причин этому несколько. У детей обычно не хватает терпения или умения повторять что-то в той же или более простой форме для ребенка, который испытывает труднос­ти в усвоении. Часто «учитель,» слишком близок к «учени­ку» и по годам, и по уровню развития, для того чтобы уловить, что именно ему непонятно. И хотя дети любят помогать друг другу при случае, обучение обрывается не тогда, когда «ученик» что-то усвоит, а когда обоим это наскучит. У взрослых-все же больше терпения, чтобы про­должать. Именно взрослые должны проявлять настойчи­вость, если ребенку трудно, обеспечивать определенную продолжительность обучения и выбирать гибкую позицию, либо помогая, подсказывая малышу, либо побуждая его самого найти ответ. Взрослые могут очень сильно влиять на развитие речи ребенка, если следят за собственной речью и проявляют должное внимание к малышу. Это бессловесное общение является важным источником информа­ции для детей. Просьба взрослого типа «Брось бумагу в мусорное ведро» обычно подкрепляется жестом, чтобы малыш лучше понял. Пытаясь оценить, насколько ребенок понимает слова, важно свести все невысказываемые намеки до минимума. Однако в повседневной жизни эти намеки составляют значительную часть того, что дети узнают у взрослых.

Вниманиеи речь.                                                                                                               

Общение - это взаимообмен между двумя или несколь­кими людьми. Чтобы общение состоялось, эти люди должны уделить друг другу внимание. Говорящему необходимо видеть, как люди слушают, чтобы судить об их реакции. Слушатели должны внимать словам и невысказанным со­общениям. Причина нередкой бедности общения между взрослыми в том, что это внимание — умение слушать и видеть — переменчиво. Вероятно, потому не следует удивляться, что некоторые взрослые не всегда внимательны к детям. Некоторые взрослые считают, что дети должны быть внимательными к ним в рамках «хорошего» поведения, но со своей стороны не в состоянии уделить малышу внима­ние, когда он говорит. Внимание - это активное осознание происходящего. Как уже говорилось выше, сюда входит работа слуха и зре­ния. Она очень важна в обучении ребенка. Порою отстаю­щие в развитии речи дети не умеют быть внимательными, из-за чего теряют много информации, раздражая, вероятно, при этом окружающих взрослых. Зачастую лучший способ помочь таким детям — развивать у них способность быть внимательными.

Обучение — это активность

Обучение - активный процесс, и он осуществляется учащимся. Невозможно заставить ребенка учиться. В наших силах только обеспе­чить по возможности благоприятную, обстановку и соответствующие стимулы. Можно учить, но нельзя научить ребенка, обучается он сам. Это не значит, что обязательно сам ребенок виноват, что чему-то не научился— люди или обстоятельства могут препятствовать его самым искренним усилиям.

Похвала, поощрение и одобрение

По уровню своей культуры мы часто бездумно скупы на то, чтобы высказать кому-то слова похвалы. Это равно справедливо как в адрес общения взрослых, так и общения взрослых с детьми. Большинство взрослых задумывалось над вопросом: «Почему меня шпыняют, когда я ошибаюсь, но никто не скажет «молодец» или «спасибо», когда все идет гладко?» Честный взгляд на себя поможет опреде­лить, заметно ли это несоответствие в наших отношениях с детьми. Многие используют слова «похвала» и «поощрение» как взаимозаменяемые. Однако, на мой взгляд, они различны, и, присмотрев­шись к различиям, мы увидим, каким образом можем по­мочь детям учиться.   Одобрение заключается для детей в действиях и сло­вах, а также в отношении к ним взрослых. Можно создать атмосферу неодобрения, и высказанная похвала вроде «молодец» или «умница» не рассеет ее. Положительно, ког­да взрослые сочетают похвалу с поощрением и одобре­нием. Поощрение подразумевает какое-либо действие или нечто ощутимое, что дается ребенку. Это могут быть раз­решение заняться любимым делом, планирование увлека­тельной прогулки или некий подарок. Поощрения можно использовать как стимулы. Это значит, что поощрение обещают ребенку, если он сделает что-то сейчас. Поощре­ния (в том числе как стимул) занимают свое место в обра­щении с детьми, особенно если не становятся событиями такой важности, что ребенок дуется в дни, когда их не Получает. Так, при обучении детей новым навыкам полезно вводить в учебное содержание дополнительную мотивацию, вызывающую их интерес. Например, ребенка, старающего­ся научиться отвинчивать крышку банки, можно убедить приложить больше усилий, чтобы достать из нее что-то привлекательное. Ребенок, поздно начавший ходить, может постараться сделать несколько лишних шажков к взрос­лому, и тогда тот обнимет и покружит его за это.

Преимущества одобрения.

Похвалу, и одобрение часто бывает трудно различить. В целом, устная похвала в отличие от поощрения имеет субъектом ребенка. Одобрение же подчеркивает то, что ребенок делает. Одобрительное замечание о деятельности ребенка будет звучать «Как хорошо!», в то время как похвала - «Вот, умница!». Такая похвала дается скорее за что-то достигнутое. Детей обычно хвалят, когда они что-то закончили, дос­тавили радость взрослому или «были хорошими». Одобре­ние подчеркивает такие качества ребенка, как- сноровка, терпеливость или рассудительность в делах и т. п. Одобре­ние используется, чтобы помочь малышу опробовать новую деятельность и проявить упорство, если что-то окажется трудным или не получится. Таким образом, похвалить де­тей можно фразой «Это красивый рисунок», в то время как одобрение используется, когда усилия безрезультатны, например, «У тебя хорошо получается. Я уверена, что ты осилишь это. Давай попробуем вот так».

Наказание и обучение                                                                          

Наказание - очень неэффективный метод для обучения детей чему-либо. Это равно справедливо в отношении фи­зического и устного наказания - критики, подзуживания или ехидных замечаний по поводу неудачи ребенка или взрослого. Дети, которых наказывают за то, что они не научились, порой все же усваивают знания или навык, но этотпроцесс становится для ребенка гораздо труднее и неприятнее, чем в том случае, когда его усилия одобря­ются.

Обучение через игру

Некоторые родители сомневаются, что дети приобретают определенные навыки) в играх, которые проводятся в детских садах. Игра создает зону ближайшего развития, и сама выступает источником развития. Ещё Л.С. Выготский подчеркивал, что «через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие». Поэтому игра может по праву считаться наиболее эффективным способом развития ребенка. Под педагогической технологией игры понимается «система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условия для обучения, воспитания и развития воспитанников. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи; воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры; в воспитательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игра - наиболее эффективный способ развития ребенка, недаром с введением федерального государственного образовательного стандарта в дошкольное образование - игре отводится главная роль. Поэтому, я выделю те методы и приемы, которые наиболее эффективны в развитии речи детей дошкольного возраста.

Игровые материалы, необходимые для обучения

Ребенку нужны игровые материалы, которые были бы - достаточно сложны, чтобы расширить его навыки, но не настолько, чтобы переход к новым навыкам был непреодо­лим. Дети, как и взрослые, учатся на чем-то знакомом. Подбор игрового материала для детей имеет свои особенности. Обучению способствует то, насколько имеющийся игро­вой материал - игрушки, оборудование, предметы постоянного пользования - соответствует уровню способностей ребенка. Внимание детей удерживается дольше на интересных занятиях. Ребенок, поглощенный игрой с авто­мобилями, может не захотеть рисовать. Но вот разметить город или дорожную схему для своих машин ему будет интересно. Чтобы осознать это, взрослому нужны наблюдательность и чуткость. Это не значит, что надо к чему-то подстраивать уже сложившиеся интересы. Все, что взрослому очевидно, ребенку кажется новым и непонятным - он ведь совсем недавно усвоил то, что мы знаем уже давно. Работу во второй младшей группе по развитию речи я веду в разных направлениях:                                                                               - Звуковая культура речи.                                                                                                                                                                                                         - Активизация словаря.                                                                                                                                                                                                            Сегодня, рядом с традиционной, очень много современной литературы, которую можно использовать в работе. Для подготовки и развития артикуляционного аппарата я использую разные пособия: например, «Веселая артикуляционная гимнастика» Н.Нищевой.  Провожу игры для развития речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов, фраз. Провожу игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), плавающих рыбок, лодочек, очень нравится детям дуть мыльные пузыри. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щеки и не могут сдуть лежащую пушинку. Этому детей надо учить. В работе использую «Картотеку игр и упражнений для развития общих речевых навыков» под редакцией Османовой Г.А., например, мы приехали в гости к бабушке в деревню. В бабушкином доме топят печь дровами. Бабушка старенькая. Поможем ей наколоть дров! Рубим дрова топором, приговаривая: «Ух! Ух!» (на выдохе). Упражнение выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. Представить, что мы держим топор. Сделать полный вдох с одновременным поднятием рук вверх, затем, резко наклонившись, выдохнуть: «Ух!».                                                     Обучение правильному звукопроизношению тесно связано с развитием мелкой моторики. Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов, кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться – чем «умнее» руки, тем умнее и малыш. Хорошие результаты дает методики Марии Монтессори. В своей работе использую такие пособия и игры как: шнуровки, игры с водой, игры с пересыпанием (песок, крупа), игры с прищепками, бусами, различные мозаики, вкладыши, пазлы, пальчиковые игры, лабиринты и многое другое. Значительное место в системе речевого развития детей занимает работа по обогащению, закреплению и активизации словаря. Без расширения словарного запаса детей невозможно совершенствование их речевого общения. В работе по развитию словаря детей 2-й младшей группы основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, и глаголов. Игры-драматизации, сюжетные, театрализованные игры также в полной мере помогают обогатить словарь детей. Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что эти игры оказывают большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Подводя итог, хочется сказать следующее: я рассказала о тех игровых технологиях, которые, исходя из опыта, показали большую результативность. Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием. Наша цель – то воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»