Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Статья

Не просто куклы

Азовская Ольга Александровна.
воспитатель первой квалификационной категории
ГБДОУ детский сад № 64
Невского района Санкт-Петербурга

Помните ли вы игрушки, в которые играли в детстве?  Их особенности, непохожесть на игрушки других детей? Как любили, оберегали, жалели.Любимой игрушкой, как правило, становилась кукла, играя с которой мы могли быть «большими», то есть воссоздавали ту жизнь, которой жили  взрослые. Куклы не всегда были фабричными, иногда, во время прогулки или поездки, мама или бабушка скручивали ее из носового платка, соломы или других подручных материалов. И игра продолжалась, становилась более интересной. Сегодня, наблюдая за ребятами, нередко видишь равнодушие, пренебрежение в отношении игрушек, а ведь современные игрушки гораздо ярче, чем те, в которые играли мы. Почему, ребенок с большим трепетом  относится к «куколке» сделанной из веточки  с соцветием на конце и  закутанной в лопух , чем к яркой магазинной «сестре»? Да потому, что, когда у малыша есть кукла, которую он создал - это будит его фантазию, создает ему круг общения, и он уходит в сказку. При этом часто ребенок придумывает сюжет на основе того, что сам видит вокруг, на основе своего маленького опыта, своего маленького мира, который постиг. В этом начало творческого процесса. При этом он сам создает все элементы театра, разыгрывает с помощью своих кукол, свою же сказку, создает атмосферу, и которую проживает.

Порой одушевленные им куклы и предметы для него лучше, чем живой собеседник, потому что они не могут нарушить течения его мысли, его игры.

Очевидно, следующим шагом на пути ребенка по оживлению словесных образов является кукольный театр. Но почему именно кукла?  Куклы – наше отражение, она имеет большое  значение для эмоционального и психического развития детей.В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке и мальчику. Играя, ребенок использует воображение и творческие способности.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведет с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни. Трудно найти игрушку, обладающую наиболее древней историей, чем кукла. Современные ученые утверждают, что в куклы играли наши предки, которые жили десятки тысяч лет тому назад,  и детской игрушкой она стала совсем недавно.

Первые из известных кукол — египетские. Маленькие богатые египтяне играли куклами, у которых были тщательно вылепленные лица, подвижные руки и ноги и настоящие волосы. Их изготавливали самые искусные мастера-кукольники. В Древней Греции куклы были разные – от деревянных чурбанчиков с едва намеченными чертами лица до кукол с тонко вылепленными из воска лицами и телами, со сгибавшимися в суставах руками и ногами.Молодые римлянки накануне свадьбы отдавали богине любви, Венере, свою самую любимую куклу. Некоторые куклы имели особую роль: они отвлекали на себя злые силы. Перед свадьбой мать дарила дочери куклу-берегиню, благословляя на замужество. Старинный обычай «приглашать» куклу на свадьбу сохранился до наших дней.

Нанайская кукла-амулет Акоан, имела очень большие глаза – чтобы хорошенько присматривала за своими владельцами.

Славянские куклы - обереги несли  защитное значение . Наши предки считали их необходимой вещью в каждом доме и создавали особых куколок для каждой ситуации. Такие куколки изготавливались обязательно вручную из натуральных материалов. Каждому случаю и человеку отвечала своя куколка, отличающаяся от своих сестер внешним видом и защитными свойствами. Многие славянские обереги изготавливались еще до рождения ребенка и сопровождали его в дальнейшем всю жизнь.

О куклах сочиняли сказки. В них куклы были помощниками человека, которые охраняли, спасали, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству. Ими любовались и носили с собой. В конце концов, куклами стали играть. Но и тогда отношение к кукле оставалось бережным и уважительным. Например, крестьяне не считали игру в куклы пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращаться плохо, то не миновать неприятностей.

В куклы играли не только маленькие девочки и подростки, но и девушки на  выданье, и даже замужние женщины. Девушки приносили своих кукол на посиделки. Зачем? По красоте куклы судили о вкусе и мастерстве её хозяйки.

Сегодня рынок кукол очень богат. Он представлен и отечественными и зарубежными образцами. Но до сих пор нет единых подходов к тому, какой должна быть кукла для дошкольников. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться к существу кукольного вопроса и посмотреть -  для чего она нужна дошкольнику.Дошкольник видит в кукле самого себя. Ребенок с достаточно развитым воображением может представлять одно и то же лицо веселым, грустным, усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. Малыш оживляет куклу, и она обретает способность действовать и проявлять свой характер. Но для воображения и фантазии требуется пространство. Современные куклы имеют в своей внешности четко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения.Это и разного рода трансформеры, и монстры, и покемоны и т. д. Все они обладают известной привлекательностью и для детей, и для взрослых, кажутся очень современными, поскольку хорошо оснащены технически, имеют яркий, порой шокирующий внешний вид и соответствуют последним модным тенденциям. Но это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребенка. Куклы с подробно прорисованными лицами, позами, аксессуарами навязывают малышу нечто раз и навсегда заданное, заранее кем-то определенное - то, что не имеет отношения к его собственным игровым идеям.Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребенка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определенные действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остается только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, - при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Таким образом, современные игрушки все дальше уходят от детской творческой игры в сторону потребительства и механического использования заложенных кем-то операций.Однако "полезность" игрушки далеко не единственный критерий ее оценки. Игрушка обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Она должна быть увлекательной и привлекательной, что, собственно, и делает ее игрушкой, а не дидактическим пособием.

Источник:

Абраменкова В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М.: Лепта. — 2008. – 96 с.

Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?//Современный ребёнок в игровой цивилизации. – М.: Данилов благовестник. — 2001. – 144 с.

Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. – СПб.: Детство. — 2003. – 144 с.

http://nagadali.ru/obereg/slavyanskie-kukly-oberegi.html

http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0018.shtml

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»