Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Статья из опыта работы для воспитателей детских садов

Тенденции развития познавательных способностей дошкольников
в процессе образовательной деятельности

Кошкина Александра Евгеньевна

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Образ мира формируется и  существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которую мы рассматриваем как сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.

В познавательной сфере выделяются три компонента:

1.    Познавательные процессы: восприятие; внимание; память; воображение; мышление (представленное тремя основными видами мышления: наглядно – действенным, наглядно – образным и логическим – и мыслительными операциями: анализ, синтез, обобщение, классификация; сравнение и пр.).

2.    Информация: опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира. Сюда же относятся источники информации, где человечество отражает, фиксирует, собирает и сохраняет опыт и достижения своего исторического развития.

3.    Отношение: рассматривается как чувственно –эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира.

Все компоненты познавательной сферы теснейшим образом связаны между собой, они дополняют и определяют друг друга.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.

Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.

Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.

Перед школой у каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к нему.

Необходимо, чтобы это отношение было:

·         познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;

·         бережным –  мир хрупок и нежен , он требует к себе разумного подхода и даже охраны, я хочу защитить мой мир , ему нельзя вредить;

·         созидательным – мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника  в образовательной деятельности (ОД), мы стремимся создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально – чувственное восприятие мира позволило малышу стать настоящим Человеком.

Наиболее значима для старших дошкольников познавательная потребность.

В данную систему работы нами включены такие  игры и образовательные ситуации, которые способствуют развитию познавательной активности ребенка  и побуждают его к активному  пополнению знаний об окружающем мире. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется  активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать. День ото дня перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинается формироваться интерес  к учебной деятельности, а игровая мотивация постепенно смещается на учебную.

В пять – семь лет детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей пяти – семи лет наблюдается пик познавательных вопросов.

Однако имеющиеся у ребенка пяти – семи лет возможности переработки, упорядочивания информации еще не позволяет ему полноценно справится с потоком поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями перерабатывать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, что ведет  к угасанию познавательных интересов, к болезненным изменениям в психике.

Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале  ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся действия и собственный практический опыт (этим ребенок владеет достаточно хорошо); слово, т.е. объяснения, рассказы взрослых (этот способ ребенку уже знаком, продолжается процесс его совершенствования).

Большое значение для познавательного развития детей пяти лет имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т.п.).

Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в них.

Итак, у детей пяти – семи лет наблюдается стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

Предлагаемые ниже игры будут полезны детям для развития познавательной активности и мышления.

ИГРА «ПУТАНИЦА»

Дидактическая задача. Закреплять умение группировать материалы на рукотворные и природные.

Игровое действие. Группировка предметов по материалам, раскла­дывание.

Игровое правило. Действовать на основе символов.

Материал. Большая карта, поделенная пополам, с символами при­родного мира - «дерево» и рукотворного мира - «человек». Набор кар­точек с изображением видов материалов (глина, бумага, де­рево и т.д.).

ХОД ИГРЫ

Взрослый предлагает каждому ребенку разложить карточки с изображением видов материалов на большой карте, ориентируясь по символам «дерево» и «человек».

«НАЙДИ ПРЕДМЕТЫ»

Дидактическая задача. Побуждать детей к группировке предметов по одному признаку (величина, материал и т. д.).

Игровое действие. Группировать предметы – помогать Даниле-мастеру. Материал. Предметные  картинки.

ХОД ИГРЫ:

Данила-Мастер приходит в гости к детям и приносит сунду­чок, в котором лежат различные предметы. Он обращается к детям, помочь ему найти среди всех предметов, только: круглые; длинные; маленькие;  металлические; съедобные; тяжелые; резиновые и т. д.

Список использованной литературы

1.    Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- М. : Мозаика-Синтез, 2007.

2.    Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М.:Владос, 2008.

3.    Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. – М.: Гея, 2008.

4.    Николенко Л. А. Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации. - Псков, 2007.

5.    Пидкасистый П. И. , Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М.:Гном и Д, 2007.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»