Аффекты у детей дошкольного возраста
Чадович Екатерина Ивановна
Эмоциональные "взрывы" (истерики) у дошкольника чаще всего связаны с существенными для ребенка изменениями его жизненных условий, с необходимостью быстрой перестройки привычных стереотипов поведения, т.е. с необходимостью адаптации к новым условиям. Они могут быть спровоцированы поступлением ребенка в дошкольное учреждение, специализированную группу или школу, пополнением семьи, сменой детского сада, группы, педагога, в связи с переездом и т.д.Аффективное поведение – одна из форм эмоциональной неустойчивости ребенка, когда эмоциональные процессы протекают стремительно и бурно, носят взрывной характер. Симптомами его могут быть:
- нестабильность и неровность поведения ребенка, резкая беспричинная смена настроения и самочувствия;
- чрезмерное сопереживание другим: ребенок замирает или напрягается в незнакомой ситуации, может расплакаться во время грустных событий, когда плачут другие дети или взрослые (при просмотре «грустных» мультфильмов, чтении книг);
- низкий уровень эмоциональной выносливости: в одиночестве танцует, что-то сочиняет, поет, но не может воспроизвести все это на утреннике, в новой, незнакомой обстановке, незнакомому взрослому;
- общее чувство неуверенности во всем, что он делает (часто задает такие вопросы как «А у меня получится?» «Это ничего, что я плачу?» «Я красиво нарисовал?»), чрезмерно выраженный страх и предчувствие неудачи «У меня все равно не получится», отказ от деятельности «Я не умею.», «Я не могу этого сделать.»;
- отчетливый соматический характер отдельных эмоциональных ощущений, переход эмоций дискомфорта (например страха и гнева), в ощущение боли ("Я не могу есть котлету, у меня от нее горло болит.", "Не буду рисовать: у меня руки (ноги) болят");
- неустойчивость и частая смена эмоциональных состояний у ребенка (от страха к гневу, от радости к отчаянию), трудность их преодоления;
- повышенная чувствительность к оценке, особенно к замечаниям значимых взрослых, к их интонациям (плаксивость или гнев в случае, когда взрослый высказывает свое замечание в адрес ребенка, чрезмерная раздражительность в случае, когда ребенок слышит запрет, или настоятельную просьбу что-либо сделать);
Такие симптомы являются сигналом для родителей к тому, что ребенку нужна помощь.
Каким образом можно помочь ребенку пережить аффект? Следует помнить, что обращаться в момент истерики к разуму ребенка с объяснениями сложившейся ситуации, с просьбами успокоиться и взять себя в руки, практически бесполезно. Этим можно только усугубить, затянуть сложившуюся ситуацию. Самое оптимальное, на наш взгляд, помочь ребенку пережить бурю эмоций, подождать, пока утихнет «накал страстей». В этот момент можно предложить ребенку умыться, подержать руки под проточной водой, а при возможности – постоять под душем. Вода прекрасно снимет напряжение, поможет расслабиться. Можно прижать ребенка к себе, погладить, обнять (тактильный контакт поможет малышу снять мышечное напряжение), проговорить ребенку свое понимание того, отчего он так расстроился; выразить свое сопереживание его эмоциям, использовав выражения «я понимаю, что ты чувствуешь», «я тебя люблю». Все это поможет ребенку успокоиться, сгладит возникшую психотравмирующую ситуацию. И только после эмоционального срыва, когда ребенок будет находиться в спокойном состоянии, можно поговорить о причинах возникшего конфликта и помочь ребенку найти приемлемые способы его решения.
Если подобное поведение ребенок демонстрирует часто, то в этом случае родителям, непременно, требуется помощь специалистов. Специалист-психолог может предложить для вашего ребенка программу по развитию эмоциональной устойчивости, обучить технике саморасслабления, снятия мышечных зажимов, научить ребенка лучше распознавать и регулировать собственные эмоциональные переживания, научить социально-приемлемым способам выражения эмоций, а также обучить родителей способам взаимодействия с эмоционально неустойчивым ребенком.
Специалист-невролог поможет распознать возможную органическую основу эмоциональной неустойчивости ребенка и проконсультировать родителей о возможных медикаментозных способах лечения.