Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Релаксация как здоровьесберегающая технология

Холодняк Евгения Олеговна,
педагог-психолог ГБДОУ детского сада № 2
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга

 
Стремительно меняющийся современный мир предъявляет свои требования как ко взрослым, так и к детям. Частота сменяющих друг друга кружков и секций испугает неподготовленного взрослого, но дети, на чей неокрепший разум и не до конца сформированную нервную систему и несовершенное еще тело обрушиваются иной раз непомерные нагрузки, не умеют их дозировать самостоятельно. Это задача взрослых, порой решающих за счет детей свои эмоциональные проблемы с самореализацией. Ведь любые нагрузки, выходящие за рамки возможностей ребенка, отрицательно сказываются на всех сферах жизни ребенка.

Процессы возбуждения и торможения у детей дошкольного возраста еще не сформированы до конца, и сам ребенок – без сторонней помощи – не может «справиться с собой». Очень важно научить ребенка знать и понимать свое тело, управляться с ним. Активно получаемая информация из окружающей среды, активная умственная деятельность, бесконтрольные эмоциональные переживания – все это ведет к излишнему возбуждению в нервной системе, которое копится и приводит в итоге к напряжению мышц тела. Напряженный, тревожный, «разболтанный» ребенок неспособен к произвольному познанию, большинство своих сил и многое количество времени он тратит на то, чтобы успокоиться, вместо того, чтобы тратить их на познание нового.

Наилучшая вещь для человека - это гармония, равновесие. Равновесие между положительными и отрицательными эмоциями, между возбуждением и торможением, между недостатком энергии и ее переизбытком.

Научившись расслабляться, ребенок становится эмоционально стабильным, внимательным, терпеливым, уверенным в себе, бодрым, свободным в выражении чувств и мыслей.

 
Методы релаксации
Связанные с телом Мышцы лица, кистей рук, стоп (успокаивание коры головного мозга)
Сон (полное восстановление сил)
По контрасту с напряжением
По представлению
Связанные с дыханием Глубокое (полное) дыхание
Связанные с искусством Прослушивание музыки, просмотр картин, фотографий
 
Один из самых простых и доступных методов релаксации, связанный с искусством, является прослушивание колыбельных. Этот способ доступен также для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Колыбельная отличается особым ритмом, похожим на спокойное биение сердца, обилием шипящих звуков, напоминающих то, как мама в глубоком детстве укачивала каждого малыша. Наиболее хорошо подходят старые колыбельные разных народов и очень редкие современные колыбельные.

Медицинские исследования говорят о том, что прослушивание колыбельных используется в профилактике речевых проблем, заикания, тиков, нарушения координации, моторных стереотипов. Немецкие медики доказали, что если перед операцией пациенту дают прослушать колыбельную, то необходимая доза анестезии снижается в двое.

"На какую часть мозга больше всего влияют колыбельные, спросили одного нейробиолога. На всю, что выше шеи, ответил он"

 
Упражнения для развития внимания, внутреннего состредоточения и расслабления
«Остановись и послушай»
Для этой игры вам понадобится тибетская поющая чаша или колокольчик, звон которого длится достаточно долго. Пусть дети свободно перемещаются по комнате, но как только звучит чаша или колокольчик, они должны остановиться, замереть и закрыть глаза. Пусть слушают звук очень внимательно, и только тогда, когда он окончательно иссякнет, начинают двигаться снова.

«Немой колокольчик»
Сядьте с детьми в тесный круг и пустите по кругу колокольчик (или несколько). Пусть каждый ребенок звонит в колокольчик, если захочет, и слушает звук. Затем постарайтесь передавать колокольчик, чтобы он не зазвонил. Покажите детям, как это сделать очень бережно и тихо. Это волшебным образом утихомиривает детей и подготавливает их к расслаблению. Можно делать это вдвоем, передавая друг другу.
Если игра становится слишком простой, передавайте колокольчик тому, кто сидит дальше от вас — для этого будет нужно встать и подойти, по-прежнему не нарушая тишину.
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании

«Ленивая кошечка»
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.
«Задуй свечу»
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.
Упражнения на расслабление мышц лица

«Озорные щечки»
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

«Рот на замочке»
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их: 
 
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю

Упражнение на расслабление мышц шеи
 
«Любопытная Варвара»
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

 
Упражнения на расслабление мышц рук

«Пара»
(попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).
Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется.

«Вибрация»
Какой сегодня чудный день! 
 Прогоним мы тоску и лень. 
 Руками потрясли.
 Вот мы здоровы и бодры.
 
Упражнения на расслабление мышц ног
«Палуба»
Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
 
«Слон»
Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.
 
Упражнения на расслабление всего организма
«Снежная баба»
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
 
«Игрушки»
1. «Петрушка »: все тело мягкое, тряпичное, расслабленное(15-20 сек).
2.« Буратино»: все тело напряженное, твердое деревянное ( 10-15сек)
3. Снова «Петрушка»


 
Литература
  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М.: Издательство Института психотерапии, 2002.
  2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.
  3. Корнеева, В. А. Методики коррекции эмоциональной сферы / В. А. Корнеева,Ю. С. Шевченко // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология.- 2003. - № 4. - С. 73-84.
  4. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – ЦСПА Генезис, 1999 г
  5. Шмигель Н.Е. Релаксация – не просто расслабление, а путь …к здоровью! // "РиТМ Психология для всех". - 2011. - № 9. - С.11 - 14.
  6. Шмигель Н.Е. Управляешь дыханием – управляешь жизнью // "РиТМ Психология для всех". - 2011. - № 10. - С.15 - 18.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»