В мире детских эмоций
Дмитриева Ирина Владимировна,
воспитатель ГБДОУ д/с №62
Калининского района Санкт-Петербурга
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.
Взрослые (родители, воспитатели и др.) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника.
Формирование эмоций именно в дошкольном возрасте должна быть одной из главных задач воспитания. Важно в дошкольном возрасте научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Мною были разработаны следующие конспекты:
Конспекты занятий по развитию эмоциональной сферы дошкольников
(младший и средний возраст).
Вводное занятие 1
- «Здравствуй, я котик!». Взрослый держит в руках мягкую игрушку – котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, котеночек, я Сашенька».
- «Котик ласкает». Как и в предыдущем упражнении, взрослый держит в руках мягкую игрушку – котенка и лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька» и т. д. Затем дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).
- «Раз-два-три, заяц, замри!». Дети ходят по комнате. Взрослый говорит им: «Сейчас вы будете превращаться в тех животных, которых я назову. Когда я дам команду: «Раз-два, три, замри!» - вам нужно будет перестать двигаться и замереть. Например: «Попрыгайте как зайцы. А теперь - «Раз-два-три! Заяц, замри!» По команде ведущего дети замирают в позе зайца. Для маленьких детей позу показывает сам ведущий, старшие дети придумывают позу самостоятельно. Дальше ведущий может спросить детей, не боятся ли они превратиться в каких-нибудь больших зверей – волков, медведей, и после этого дать им команду «Раз-два-три! Медведь (волк), замри!»
- «Превратись в пластилинчик». Взрослый выбирает одного ребенка, предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но для того, чтобы это сделать, сначала пластилинчик нужно размять. Взрослый разминает, растирает ребенка-пластилинчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено.
- «Садовник». Взрослый играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнышку. Дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут.
- «Мыльные пузыри». Взрослый имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.
Вводное занятие 2
- «Кто в домике живет?». Дети «забираются в домики – для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над своей головой в виде крыши. Взрослый «стучится в каждый домик» со словами: «Кто-кто в домике живет?» Ребенок называет свое имя. Потом ведущий спрашивает каждого ребенка: «Что ты любишь большего всего?», «В чем ты самый-самый лучший?» и т.п., а ребенок отвечает на эти вопросы.
- «Повторяй за мной». Детям предлагается, повторяя за ведущим, показать и погладить ножки, ручки, щечки, пальчики.
- «Ау!». Один ребенок поворачивается спиной к группе – он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему «Ау!». «Потерявшийся» ребенок должен догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.
- «Что подарили гости?». Ведущий раскладывает на полу 3-4 большие игрушки. Одному ребенку завязывают глаза. Он должен догадаться, какие игрушки принесли ему в подарок гости, ощупывая их. Младшие дети перед началом игры рассматривают игрушки, которые они потом будут ощупывать.
- «Доктор Айболит». Взрослый или ребенок выполняет роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьянке лечит ее, жалеет. После того, как доктор Айболит обойдет всех, обезьянки выздоравливают и радуются, что у них ничего больше не болит.
- «Пряничная кукла». В этой игре взрослый «лепит» из ребенка пряничную куклу. Не только взрослый, но и все дети могут принимать участие в «лепке». Для этого ребенок ложится на матрасик и превращается в тесто. Сначала взрослый «замешивает тесто» - поглаживает тело ребенка, затем он добавляет в тесто различные качества и характеристики (по желанию ребенка), такие как красота, ум, хорошие друзья и т.п. После этого он приступает к лепке «куколки»: вылепливает ручки, ножки, тело, голову. Делает это он легкими поглаживающими движениями, приговаривая что-нибудь вроде: «Какие ручки замечательные получились, а головка еще лучше!» Когда «куколка» готова, взрослый вдувает в нее жизнь со словами «Куколка, живи!». Затем взрослый предлагает ребенку подойти к зеркалу и посмотреть, какая чудесная куколка получилась.
Вводное занятие 3
- «Клубочек». Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
- «Доброе животное». Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох - все делают шаг вперед, выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают 2 шага вперед, выдох - 2 шага назад. Еще раз. «Так не только дышит большое животное, так же четко, ровно бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
- «Гнездышко». Дети присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел – ведущий.
- «Дотронься до…». Все участники одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до .. синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. ЗАМЕЧАНИЕ: взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
- «Передай мячик». Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, предавать мяч. Кто уронил – выбывает. ЗАМЕЧАНИЕ: усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.
- «Поварята». Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.
Занятие 1:«Радость».
- Ритуал начала занятия. «Дружба начинается с улыбки». Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
- Знакомство с новой куклой. Дети поздороваются и познакомятся с куклой Машей. А затем с помощью взрослого попробуют отгадать ее настроение. Затем проводится беседа о том, почему Маша веселая, когда это настроение бывает у детей. Все радостно улыбаются Маше и друг другу.
- «Наши чувства». Беседа.
- Рисование на тему «Радость»Предложить детям дорисовать улыбку каждому человечку на рисунке. Это может быть один совместный рисунок из улыбающихся рожиц, либо у каждого ребенка свой.
-
Этюд «На лесной полянке».
На полянке собрались
Лисы, белки, звери.
Песни, пляски завели
У зеленой ели.
Детям предлагается с помощью мимики и жестов показать, как радуются звери, собравшиеся на полянке, и поводить хоровод.
Этюд «Танец радости». Дети становятся в круг, берутся за руки, затем все вместе скачут, как радостные воробушки в солнечную погоду, подставляют бока солнышку, как радостные котята, а потом прыгают как радостные ребята на солнечной прогулке.
- Ритуал завершения занятия. «Круг друзей». Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть поочереди на всех.
Занятие 2: «Горе, грусть»
- Ритуал начала занятия.«Доброе утро, я рад тебя видеть».
- Драматизация ситуации «Пропала собака». Рассказать детям, что у мальчика Пети пропала собака (показать куклу мальчика) и он очень грустный. Предложить успокоить его (погладить, обнять, сказать ободряющие слова) и посоветовать поискать своего друга. Можно также предложить самим поискать собаку Пети в помещении.
- Беседа по сказке «Теремок». Рассказать детям эту сказку, если они не знают или не помнят. Поговорить об эмоциональном переживании героев (горе, потом радость), показать эмоции. Также можно использовать сказки: «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят» и другие.
- «Наши чувства». Беседа.
-
«Остров плакс». Ребята, а вы любите путешествовать? А вы когда-нибудь были в сказочном путешествии? Давайте отправимся вместе. Для того, чтобы мы смогли путешествовать, нам нужен транспорт. Давайте построим сказочный паровоз. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш паровозик сможет только с помощью волшебных слов:
«Наш волшебный паровозик
Всех друзей вперед увозит…»
Первая остановка «Остров плакс». Внимание, ребята. Это необычный остров – сказочный. Все его жители все время плачут и грустят. Посмотрите на карту острова и сами все увидите. (Показывает карту с изображением лиц грустных обитателей.) Кто попадает на этот остров, тоже начинает грустить. Вот видите, вы уже поддаетесь волшебству. Но у меня есть волшебная палочка, я помогу вам. Сейчас я произнесу заклинание, которое помогает против грусти.
Когда тебе грустно:
-
Постарайся улыбнуться.
-
Возьми свою любимую игрушку, прижми к себе, поиграй с ней.
-
Вспомни о самом приятном на свете, например, о сладкой конфете и т.д.
-
Поиграй с друзьями в интересную игру.
Вторая остановка «Уютная хижина Солнечного зайчика».
-
- Игра «Солнечный зайчик». Сядь поудобнее, расслабься. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. А теперь глубоко вздохнем, откроем глаза и улыбнемся друг другу.
Занятие 3:«Гнев, злость»
- Ритуал начала занятия.«Доброе утро, я рад тебя видеть».
- Драматизация отрывка из сказки Л.Н.Толстого «Три медведя». Дети разыгрывает эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами. Обращается внимание детей на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведица и медведь.
- «Наши чувства». Рассказы детей о ситуациях, когда они сердятся, злятся, гневаются. А кто помогает вам успокоиться? (Открывает секрет, как можно успокоиться самостоятельно, например, нарисовать огромный забор, где очень много дощечек, порвать лист бумаги на мелкие кусочки и др.)
- Упражнение «Зеркало». Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев.
- Рисование гнева. Предложить детям цветным пятном изобразить свой гнев. (Взрослый также демонстрирует схематическое изображение разгневанного лица.) Рассмотреть рисунки с детьми. Обратить внимание на цветовую передачу гнева.
- Этюд «Ласковое солнышко» (снятие психомышечного напряжения, расслабление). А теперь к нам в гости спешит ласковое солнышко. Давайте встанем в круг. Найдите себе пару. Я тоже найду себе пару. А теперь я буду вам рассказывать о солнышке и совершать действия, а вы повторяйте за мной.
Занятие 4:«Страх»
- Ритуал начала занятия.«Доброе утро, я рад тебя видеть».
- Игра «Гуси-лебеди». Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущей подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики. Игра повторяется несколько раз.
- Упражнение «Найди пиктограмму». Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных. Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они испытывали, когда прятались от гусей. Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.
-
Этюды: «Лисенок боится». Лисенок видит на другом берегу ручья свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
«Потерялся». На вокзале ребенок отстал от родителей. Мальчик выходит на привокзальную площадь, он в смятении, не знает, куда идти.
«Собака лает и хватает за пятку». Ребенок гуляет. Мимо него на поводке идет собака. Она лает на ребенка и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног. Ребенок сжимается от страха
- «Наши чувства».Обсуждение ситуаций, вызывающих у детей негативные переживания.
- «Мыльные пузыри». Взрослый и дети имитируют выдувание мыльных пузырей, а затем дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.
Занятие 5: «Удивление»
- Ритуал начала занятия.«Доброе утро, я рад тебя видеть».
- Этюд «Погода изменилась». Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех, закончился дождь, и выглянуло яркое солнце. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились. Вопрос: «Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные перемены в погоде?». Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму, обсуждают ее.
- «Наши чувства».Беседа на тему «Удивление». Дети рассказывают о том, когда они удивляются и чему.
- Упражнение «Зеркало». Ребята, что я вам сейчас расскажу! Вот так история! Однажды я захотела выйти на улицу погулять, как вдруг…Представляете, я увидела, как бегает шляпа. Она была живая! У нее даже ножки выросли! Бегала шляпа очень быстро, из угла в угол. А я, конечно же, бегала за ней. Когда я попыталась ее схватить, то что же я увидела?! Котенка. Знаете, как я удивилась? Вот так (показывает широко раскрытые глаза и рот). Затем предлагается детям посмотреть а зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться.
-
Пантомима. Взрослый произносит фразу, а дети изображают и называют предполагаемое эмоциональное состояние: - Ох, горе мне, горе…
- Ах, какой счастливый день!
- Бедная я, несчастная!
- Ура! Я еду на море!
- Ой! Что это?
- «Повтори фразу».Взрослый называет фразу (например: «У меня есть котенок»), которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью.
Занятие 6:«Повторение»
- Ритуал начала занятия.«Доброе утро, я рад тебя видеть».
- Снежинки или яблочки. Детям раздаются снежинки (яблочки), вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается каждому назвать эмоцию, рассказать о ней и показать.
- Нарисуй облако. Детям предлагается нарисовать облако, с определенным настроением, рассказать о нем.
-
«Выбери девочку». Дети выбирают из предложенных карточек с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А.Барто.
1.
Зайку бросила хозяйка,-
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Взрослый задает вопрос после чтения стихотворения: «Какая девочка бросила зайку?»
2.
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Взрослый задает вопрос после чтения стихотворения: «Какая девочка испугалась за бычка?»
3.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
Взрослый задает вопрос после чтения стихотворения: «Какая девочка пожалела мишку?»
4.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Взрослый задает вопрос после чтения стихотворения: «Какая девочка любит свою лошадку?»
-
«Кубик»
А) Взрослый бросает кубик, на каждой грани которого схематически изображено лицо, выражающее эмоцию. Тот, кто удачнее выполнит, будет бросать кубик следующим.
Б) Ребенок бросает кубик, предварительно указав, кто будет имитировать эмоциональное состояние, изображенное на его грани.
Далее кубик бросает тот, кто выполнял задание.
-
«Фея сна». Дети сидят на полу (на ковре) на достаточно большом расстоянии друг от друга. К ним подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – фея сна (если мальчик, то волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой, смотрит на детей (все спят), улыбается и тихонько уходит (играет тихая, спокойная музыка).
Список литературы:
-
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
-
Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференцация личности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.
-
Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие – М.: «ЦГЛ», 2002.
-
Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И.А.Пазухина – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
-
Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И.А.Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
-
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004.
-
Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: Пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей. – М.: АРКТИ, 2005.
-
Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения.- СПб.: Издательство «Речь», 2002.
-
Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003.
-
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под научной редакцией профессора Л.М.Шипициной. – СПб.: «Речь», 2003.
-
Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего возраста / Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под ред. Н.В.Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2005.
-
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2003.
-
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-Семицветик».- СПб.: Речь, 2004.
-
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.
-
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
-
Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М.: «Плэйт», 2004.
-
Романов А.А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач. – М.: «Плэйт», 2004.
-
Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
-
Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А.Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
-
Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2005.
-
Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валерии СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.