Перспективное планирование
Воспитание звуковой культуры у детей дошкольного возраста, как условие успешного овладения родным языком в начальной школе
Васильева Ирина Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории,
ГБОУ СОШ №619 Калининского района Санкт-Петербурга
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА |
СЕНТЯБРЬ v Тема: Пересказ сказки « Лиса и козел». Цель : Развивать у детей умение связно и логично передавать содержание сказки. Упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам (ЗКР): учить отчетливо и внятно произносить скороговорку о лисе( Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку) с различной скоростью голоса(громко, умеренно, тихо, шепотом). v Тема: Как хорошо уметь читать! Знакомство с буквами и звуками. Цель: Познакомить с понятием «буква- звук», закрепить знания о звуке и букве. Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематический слух.
|
v Тема:Рассказывание русской – народной сказки «Царевна – лягушка». Цель: учить детей воспринимать образное содержание произведения. Продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. v Тема:Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень». Цель: Побудить детей к восприятию стихотворения, при заучивании - передавать интонационно спокойную грусть осенней природы, продолжать развивать поэтический слух детей. v Тема: Игра «»Тренировка вратаря» Цель: учить находить первый звук в слове.
|
Тренировка фонематического слуха, развитие зрительного и слухового внимания. Учить соотносить звук с символом |
ОКТЯБРЬ v Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Цель: Развивать связную речь, продолжать учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам. (ЗКР): уточнить и закрепить правильное произношение звуков[ з ], [ ж ], учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе.
v Тема: Здравствуйте, Гласные буквы! Цель: познакомить с гласными буквами, учить выделять заданный звук из потока гласных звуков, учить выделять ударный гласный звук, учить соотносить звук с символом, учить звуковому анализу сочетаний гласных([ ау],[ оуа], опираясь на символы).
|
v Тема: В гостях у бабушки Агафьи v Цель: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок.
|
Упражнение в произношении скороговорок.
|
НОЯБРЬ v Тема: Придумывание сказки на тему «День рождения зайца». Цель: учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему, использовать описание, диалог. Упражнять в образовании формы винительного падежа множественного числа существительных. (ЗКР): упражнять в отчетливом произношении потешек, темпе речи и силе голоса. v Тема: Путешествие по улице «Согласные буквы»! Цель: познакомить с согласными буквами, научить отличать гласные от согласных звуков, различать звонкие, глухие согласные, развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова., научить соотносить название буквы с ее изображением.
|
v Тема: Чтение басни Крылова «Стрекоза и муравей». Цель:Познакомить детей с басней. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.
Тема: В мире загадок! Цель:Познакомить с особенностями загадок , продолжать расширять кругозор, развивать наблюдательность, память, смекалку, воображение, мышление. |
|
ДЕКАБРЬ v Тема: Рассказывание на тему: «Моя любимая игрушка» Цель : Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта, рассказывать связно, полно и выразительно, учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств т признаков.
ЗКР): Закреплять правильное произношение звуков [ в]? [ ф], умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении.. v Тема: Слоги. – открытые и закрытые. Слова из слогов. Цель: Упражнять в звуковом анализе и синтезе односложных слов, учить делению слов на слоги, учить составлению слоговой схемы слова, учить полному анализу слов типа суп. |
v Тема: Снова в гостях у бабушки Агафьи. Цель: уточнить и закрепить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок v Тема: Игра «Путешествие в сказочный город букв» Цель: закрепить понятия: звуки, буквы, гласные согласные.
|
Продолжать развивать умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов.
|
ЯНВАРЬ v Тема: Придумывание рассказа на тему: «Как Миша варежку потерял». Цель: Учить развивать сюжет, предложенный воспитателем, активизировать в речи союзы и союзные слова. ЗКР: упражнять в дифференцировании звуков [ ш ] , [ ж].,в использовании вопросительной и повествовательной интонаций. v Тема: Рассказывание по картине Г.А.Тумакова «Друзья» Дифференциация звуков. Цель(ЗКР): парные карточки на звуки:[с], [з], [ж], [ш ], [в], [ф ], [г], [к], [т], [д].
Учить использовать в рассказе заранее подобранные слова и речевые конструкции, договариваться о структуре рассказа: начало, середина, конец. v Тема: Твердые и мягкие согласные. Слоги и слова. Цель: Упражнять в делении слов на слоги, упражнять в звуко – слоговом анализе и синтезе слов,
|
v Тема: чтение английской народной сказки «Три поросенка». Цель: Учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык, , развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки. v Тема:Заучивание стихотворения Есенина « Береза» Цель: , Побудить детей к восприятию стихотворения, учить детей выразительно читать строки стихотворения , интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы. v Тема: Игра «Капитаны». (путешествие по «тёплому» и «холодному морю») Цель: упражнять детей в различении твердых и мягких согласных звуков, закрепить представления детей о влиянии гласных на твердость-мягкость согласных звуков. .
|
Продолжать совершенствоваться в звуко-буквенном анализе слова, в умении делать слоговую схему слова.
|
ФЕВРАЛЬ v Тема: Составление коллективного рассказа на тему «Как мы гуляли» Цель : Учить детей составлять коллективный рассказ, слушать и дополнять рассказ товарища. ЗКР: развивать чувство ритма и рифмы( закончи фразу, чтобы получилось складно). Тема: Ударение в слове. Полная схема слов. Цель: Учить выделять ударение в слове, составлять схемы к словам. |
v Тема: Чтение таблиц со словами. Обучение коллективному чтению. Цель: |
Развивать умение отгадывать ребус по первым буквам названий нарисованных предметов. Учить ставить ударение в словах..
|
МАРТ v Тема: «Подарки маме к 8 Марта». Рассказывание на тему из личного опыта. Цель : Учить детей составлять рассказ из личного опыта, учить излагать мысли последовательно, логично.
(ЗКР): учить различать на слух и в произношении звуки [ д ], [ т ]. v Тема: «Волшебные» ( йотированные)гласные. Цель : Познакомить детей с буквами, которые могут обозначать, как один звук, так и два звука, научить делать звуко-буквенный анализ слов с «волшебными» гласными. |
v Тема: Чтение басни Л. Толстого «Собака и ее тень». Цель: Учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть. Учить отвечать на вопросы по тексту басни.
v Тема: Игра – драматизация « Стрекоза и муравей». Цель: Учить брать роль в качестве артиста, развивать речь, активизировать словарь, развивать воображение, внимание, память, творческие способности.
Тема: Весенние загадки. Цель: Продолжать знакомить с жанром - загадки, учить самостоятельно придумывать загадки о весне, развивать смекалку, мышление, воображение. |
Продолжать учить делать звуко - буквенный анализ слова с йотированными гласными, различать на слух и в произношении звуки [ д ], [ т ].
|
АПРЕЛЬ v Тема: Придумывание сказки на заданную тему.(Весенняя сказка) Цель : Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать особенности сказочного жанра. ЗКР): учить передавать с помощью интонации различные чувства: радость, огорчение, безразличие. v Тема: Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется». Цель: Учить пересказывать сказку близко к тексту, не упуская смысла произведения., упражнять в образовании сравнительных степеней прилагательных , воспитывать понимание смысла пословицы: « Что посеешь, то и пожнешь». (ЗКР): упражнять в правильном произношении звуков [ш], [ж] , [р], изменение силы голоса и темпа речи.
v Тема: Путешествие в мир предложений. (Предложение. Количество слов в предложении. Схема предложений.) Цель : Учить отличать предложение от слова, словосочетания, учить определять количество слов в предложении, составлять схемы к простым предложениям.
|
v .Тема:Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки» Цель: Учить детей выразительно рассказывать строки стихотворения, интонационно передавать радость пробуждения природы, развивать поэтический слух. v Тема:Рассказывание сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». Цель:Познакомить с новым произведением – сказкой, помочь понять детям характеры, мотивы поступков, действий героев, вызвать интерес к авторским сказкам, активизировать словарь.
|
Придумывание шарад. Учить придумывать предложения по заданным типам высказываний: ! ? . Упражнять в правильном произношении звуков [ш], [ж] , [р],используя скороговорки.
|
МАЙ v Тема: Пересказ рассказа Пришвина М. М. « Золотой луг». Цель : Учить пересказывать от третьего лица, учить пересказывать близко к тексту, используя слова автора. (ЗКР): упражнять в регулировании темпа речи и силы голоса. v Тема: рассказывание на самостоятельно выбранную тему. Цель: Учить придумывать сказки на самостоятельно выбранную тему, учитывая законы построения сюжета сказки(зачин, повтор(коммулятивность), концовка. (ЗКР): воспитывать интонационную выразительность речи.
Тема: Игры напоследок! Цель: Закрепить ЗУН, полученные за год
|
v Тема:Литературная викторина « По дорогам сказок и не только». Цель: Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, |
Учить выразительно читать стихотворения , ранее изученные.
|
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА |
СЕНТЯБРЬ v Тема: Пересказ сказки « Лиса и козел». Цель : Развивать у детей умение связно и логично передавать содержание сказки. Упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам (ЗКР): учить отчетливо и внятно произносить скороговорку о лисе( Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку) с различной скоростью голоса(громко, умеренно, тихо, шепотом). v Тема: Как хорошо уметь читать! Знакомство с буквами и звуками. Цель: Познакомить с понятием «буква- звук», закрепить знания о звуке и букве. Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематический слух.
|
v Тема: Рассказывание русской – народной сказки «Царевна – лягушка». Цель: учить детей воспринимать образное содержание произведения. Продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. v Тема: Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень». Цель: Побудить детей к восприятию стихотворения, при заучивании - передавать интонационно спокойную грусть осенней природы, продолжать развивать поэтический слух детей. v Тема: Игра «»Тренировка вратаря» Цель: учить находить первый звук в слове.
|
Тренировка фонематического слуха, развитие зрительного и слухового внимания. Учить соотносить звук с символом |
ОКТЯБРЬ v Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Цель: Развивать связную речь, продолжать учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам. (ЗКР): уточнить и закрепить правильное произношение звуков[ з ], [ ж ], учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе.
v Тема: Здравствуйте, Гласные буквы! Цель: познакомить с гласными буквами, учить выделять заданный звук из потока гласных звуков, учить выделять ударный гласный звук, учить соотносить звук с символом, учить звуковому анализу сочетаний гласных([ ау],[ оуа], опираясь на символы).
|
v Тема: В гостях у бабушки Агафьи v Цель: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок.
|
Упражнение в произношении скороговорок.
|
НОЯБРЬ v Тема: Придумывание сказки на тему «День рождения зайца». Цель: учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему, использовать описание, диалог. Упражнять в образовании формы винительного падежа множественного числа существительных. (ЗКР): упражнять в отчетливом произношении потешек, темпе речи и силе голоса. v Тема: Путешествие по улице «Согласные буквы»! Цель: познакомить с согласными буквами, научить отличать гласные от согласных звуков, различать звонкие, глухие согласные, развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова., научить соотносить название буквы с ее изображением.
|
v Тема: Чтение басни Крылова «Стрекоза и муравей». Цель: Познакомить детей с басней. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.
Тема: В мире загадок! Цель: Познакомить с особенностями загадок , продолжать расширять кругозор, развивать наблюдательность, память, смекалку, воображение, мышление. |
|
ДЕКАБРЬ v Тема: Рассказывание на тему: «Моя любимая игрушка» Цель : Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта, рассказывать связно, полно и выразительно, учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств т признаков.
ЗКР): Закреплять правильное произношение звуков [ в]? [ ф], умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении.. v Тема: Слоги. – открытые и закрытые. Слова из слогов. Цель: Упражнять в звуковом анализе и синтезе односложных слов, учить делению слов на слоги, учить составлению слоговой схемы слова, учить полному анализу слов типа суп. |
v Тема: Снова в гостях у бабушки Агафьи. Цель: уточнить и закрепить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок v Тема: Игра «Путешествие в сказочный город букв» Цель: закрепить понятия: звуки, буквы, гласные согласные.
|
Продолжать развивать умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов.
|
ЯНВАРЬ v Тема: Придумывание рассказа на тему: «Как Миша варежку потерял». Цель: Учить развивать сюжет, предложенный воспитателем, активизировать в речи союзы и союзные слова. ЗКР: упражнять в дифференцировании звуков [ ш ] , [ ж].,в использовании вопросительной и повествовательной интонаций. v Тема: Рассказывание по картине Г.А.Тумакова «Друзья» Дифференциация звуков. Цель(ЗКР): парные карточки на звуки:[с], [з], [ж], [ш ], [в], [ф ], [г], [к], [т], [д].
Учить использовать в рассказе заранее подобранные слова и речевые конструкции, договариваться о структуре рассказа: начало, середина, конец. v Тема: Твердые и мягкие согласные. Слоги и слова. Цель: Упражнять в делении слов на слоги, упражнять в звуко – слоговом анализе и синтезе слов,
|
v Тема: чтение английской народной сказки «Три поросенка». Цель: Учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык, , развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки. v Тема: Заучивание стихотворения Есенина « Береза» Цель: , Побудить детей к восприятию стихотворения, учить детей выразительно читать строки стихотворения , интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы. v Тема: Игра «Капитаны». (путешествие по «тёплому» и «холодному морю») Цель: упражнять детей в различении твердых и мягких согласных звуков, закрепить представления детей о влиянии гласных на твердость-мягкость согласных звуков. .
|
Продолжать совершенствоваться в звуко-буквенном анализе слова, в умении делать слоговую схему слова.
|
ФЕВРАЛЬ v Тема: Составление коллективного рассказа на тему «Как мы гуляли» Цель : Учить детей составлять коллективный рассказ, слушать и дополнять рассказ товарища. ЗКР: развивать чувство ритма и рифмы( закончи фразу, чтобы получилось складно). Тема: Ударение в слове. Полная схема слов. Цель: Учить выделять ударение в слове, составлять схемы к словам. |
v Тема: Чтение таблиц со словами. Обучение коллективному чтению. Цель: |
Развивать умение отгадывать ребус по первым буквам названий нарисованных предметов. Учить ставить ударение в словах..
|
МАРТ v Тема: «Подарки маме к 8 Марта». Рассказывание на тему из личного опыта. Цель : Учить детей составлять рассказ из личного опыта, учить излагать мысли последовательно, логично.
(ЗКР): учить различать на слух и в произношении звуки [ д ], [ т ]. v Тема: «Волшебные» ( йотированные)гласные. Цель : Познакомить детей с буквами, которые могут обозначать, как один звук, так и два звука, научить делать звуко-буквенный анализ слов с «волшебными» гласными. |
v Тема: Чтение басни Л. Толстого «Собака и ее тень». Цель: Учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть. Учить отвечать на вопросы по тексту басни.
v Тема: Игра – драматизация « Стрекоза и муравей». Цель: Учить брать роль в качестве артиста, развивать речь, активизировать словарь, развивать воображение, внимание, память, творческие способности.
Тема: Весенние загадки. Цель: Продолжать знакомить с жанром - загадки, учить самостоятельно придумывать загадки о весне, развивать смекалку, мышление, воображение. |
Продолжать учить делать звуко - буквенный анализ слова с йотированными гласными, различать на слух и в произношении звуки [ д ], [ т ].
|
АПРЕЛЬ v Тема: Придумывание сказки на заданную тему.(Весенняя сказка) Цель : Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать особенности сказочного жанра. ЗКР): учить передавать с помощью интонации различные чувства: радость, огорчение, безразличие. v Тема: Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется». Цель: Учить пересказывать сказку близко к тексту, не упуская смысла произведения., упражнять в образовании сравнительных степеней прилагательных , воспитывать понимание смысла пословицы: « Что посеешь, то и пожнешь». (ЗКР): упражнять в правильном произношении звуков [ш], [ж] , [р], изменение силы голоса и темпа речи.
v Тема: Путешествие в мир предложений. (Предложение. Количество слов в предложении. Схема предложений.) Цель : Учить отличать предложение от слова, словосочетания, учить определять количество слов в предложении, составлять схемы к простым предложениям.
|
v .Тема: Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки» Цель: Учить детей выразительно рассказывать строки стихотворения, интонационно передавать радость пробуждения природы, развивать поэтический слух. v Тема: Рассказывание сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». Цель: Познакомить с новым произведением – сказкой, помочь понять детям характеры, мотивы поступков, действий героев, вызвать интерес к авторским сказкам, активизировать словарь.
|
Придумывание шарад. Учить придумывать предложения по заданным типам высказываний: ! ? . Упражнять в правильном произношении звуков [ш], [ж] , [р],используя скороговорки.
|
МАЙ v Тема: Пересказ рассказа Пришвина М. М. « Золотой луг». Цель : Учить пересказывать от третьего лица, учить пересказывать близко к тексту, используя слова автора. (ЗКР): упражнять в регулировании темпа речи и силы голоса. v Тема: рассказывание на самостоятельно выбранную тему. Цель: Учить придумывать сказки на самостоятельно выбранную тему, учитывая законы построения сюжета сказки(зачин, повтор(коммулятивность), концовка. (ЗКР): воспитывать интонационную выразительность речи.
Тема: Игры напоследок! Цель: Закрепить ЗУН, полученные за год
|
v Тема: Литературная викторина « По дорогам сказок и не только». Цель: Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, |
Учить выразительно читать стихотворения , ранее изученные.
|