Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мнемотехника

Варганова Ольга Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №72
Петроградского района Санкт-Петербурга

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

-Употребление нелитературных слов и выражений.

-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

-Трудности в  построении  монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

-Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Мнемотехника- в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Мнемотехника   решает следующие задачи:

-Развивать связную и диалогическую речь.

-Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

-Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

-Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

-Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

-Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Начинается  работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей.  Их использую для:

-обогащения словарного запаса,

-при обучении составлению рассказов,

-при пересказах художественной литературы,

-при отгадывании и загадывании загадок,

-при заучивании стихов.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строится  в три  этапа.

1   этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вмес­те с воспитателем (на более ранних этапах). Большая работ идет с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, кото­рое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, - что воспитатель посчитает нужным отразить. Например, расска­зывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу так, действие «бил-бил» можно показать стрелка­ми, а слезы — маленькими точками.

Через сказку можно познакомить детей с сезонными явлениями природы. С этой целью использую обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна». Ознакомление с характерными осо­бенностями времен года идет через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами можно ввести цветовые буквен­ные обозначения времен года: осень — желтая или оранжевая буква «О»; зима — синяя или голубая, буква «3»; весна — зеленая, буква «В». При этом знакомлю детей с условными  обозначениями характерных для каждого времени года явле­ний, например: дождь —  ,  снег - солнце —   , дере­во —    . Использование условных обозначений признаков вре­мен года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица — ключ к запоми­нанию и воспроизведению информации: буква «3» символи­зирует зиму и признаки, которые характерны для этого вре­мени года. Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в младшей группе является подготовительным этапом при формировании у детей элемен­тарного понятия «сезон как время года».

Необходима большая предварительная работа

(педагога и детей):

- подготовка дополнительного познавательного материала,

расширяющего кругозор детей;

- обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблю­дений явлений природы или произведений устного народ­ного творчества;

- подготовка оборудования и раздаточного материала, про­слушивание аудиокассеты;

- выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

В ходе занятия помощь детям осуществляется с помощью вопросов: «А что ты знаешь об этом?» или «Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?». В занятия можно включить различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, по­говорок, народные приметы и т. д. Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом помогают мнемотаблицы и схемы-модели способствующие лучшему запомина­нию изучаемого материала. Схемы-модели немного отлича­ются от мнемотаблиц. Детям можно предложить гото­вые мнемотаблицы для составления рассказов, а можно предложить детям самим зарисовать символы в предложенную им схему-модель. Схема-модель учит фиксировать полученный результат в доступной детям схе­матичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Этапы работы со схемой-моделью:

• учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и яв­ления природы не только символами, но и буквами, а так­же простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;

• самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;      

• закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.       

Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.     

Таким образом, с помощью схем-моделей и  мнемотаблиц удастся достичь следующих результатов:                              

-у детей появится желание пересказывать сказки — как на занятии, так  и в повседневной жизни;                                    

- расширится круг знаний об окружающем мире;  

- активизируется словарный запас;   

- дети преодолеют робость, застенчивость, научатся  свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»