Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению
Алексеева Юлия Васильевна,
ГБДОУ детский сад №74
Калининского района Санкт-Петербурга
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А.В. Запорожца. [1] Результаты работы неоднократно обсуждались с Д.Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненый переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Подготовка детей к школе задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребёнок – будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт. Семья для ребенка - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.
Родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений. Правильно поступают те родители, которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Они рассказывают ему много интересного, читают с ним книжки, вместе рисуют. Дома вместе проговаривают то, что видели на прогулке - это легко делается под предлогом рассказа об увиденном другим членам семьи, но при этом родители должны проявлять полную заинтересованность. [2]
Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. [3] Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора.
Научиться управлять собой ребенок может только вместе со взрослым: в общении, в совместной деятельности первым шагом на этом пути может стать дидактическая игра , которую можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с ребенком, ведь каждая, даже самая простая игра обязательно имеет правила, которые организуют и регулируют действия ее участников [4]. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную, импульсную активность, ситуативность поведения, присущую детям дошкольного возраста. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребенок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок, играя, учится планировать свои действия, и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.
Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку. Таким образом, они смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении.
Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребёнка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитывать в нём трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу [5].
Занятия с ребенком в семье несут не только обучающий и развивающий смысл, но имеют также важное воспитательное значение. Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье.
Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима [6]. Психологи П.Ф.Каптерев, Б.П.Ленский, М.М.Рубинштейн исследовали и доказали значимость семьи и семейного климата в психическом развитии ребёнка. Отношения ребенка и взрослого – это источник психического развития в детском возрасте. Наиболее полно эта мысль развита Л. С. Выготским в понятии зоны ближайшего развития: «То, что ребенок сегодня делает с помощью взрослых, завтра он сумеет сделать самостоятельно».
Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить ребёнка читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако, для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. Столь же ревностно мы должны печься о том, чем питается ум, сердце и душа ребёнка.
Особое значение в психологическом развитии дошкольника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своём поведении на окружающих. Если ребёнок воспитан правильно, то к шестилетнему возрасту, он не только усваивает основные нравственные нормы, но и приучается действовать в соответствии с этими нормами.
Особое внимание при подготовке к школе надо обратить на режим дня детей. Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья детей. Твёрдый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени. Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая порождает лень.
Родители часто спрашивают у воспитателя: «Сколько времени требуется, чтобы подготовить ребёнка к школе?». Много – несколько лет, ведь подготовка к школе продолжается в течение всего периода дошкольного детства.
Таким образом, родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребенка к школе имеет его собственная деятельность. Игры, рисование, конструирование, собственный опыт - вот основа развития личности ребенка. Поэтому роль родителей в подготовке его к школе не может сводиться только к словесным указаниям по тому или иному поводу. Взрослые должны организовывать занятия, игры, посильный труд ребенка, руководить ими и при этом не забывать о поощрении.
Изучив трудности и успехи ребёнка при переходе на ступеньку начального обучения и проследив их взаимосвязь с воспитанием и развитием ребёнка в семье, можно сделать вывод, что готовить ребёнка к школе в семье нужно с самых первых лет. Роль родителей в подготовке детей к школе огромна, её значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей.
Список литературы:
1. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. - М., 1986 г.
2. Терещенко М.Н. «Роль семьи в формировании готовности ребенка к школе» http://www.school23.krasnoturinsk.org/poleznoe/roditelyam/36-rol-semi-v-formirovanii-gotovnosti-rebenka-k-shkole.html
3. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. Л., 1988
4. Эльконин Д.Б. Психология игры , 2 изд. - М.: Владос,1999
5. Дорофеева Е. В. Взаимосвязь психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению с особенностями воспитания родителей [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 82-90.
6. Кулик Л. А., Берестов О. А. Семейное воспитание — М., Просвещение 1990 г.