Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Алексеева Юлия Васильевна,
ГБДОУ детский сад №74
Калининского района Санкт-Петербурга

      Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

      Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А.В. Запорожца. [1] Результаты работы неоднократно обсуждались с Д.Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненый переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Подготовка детей к школе задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

      Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребёнок – будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт.                   Семья для ребенка - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.

       Родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений. Правильно поступают те роди­тели, которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Они рассказывают ему много интересного, читают с ним книжки, вместе рисуют. Дома вместе проговаривают то, что видели на про­гулке - это легко делается под предлогом рассказа об увиденном другим членам семьи, но при этом родители должны проявлять полную заинтересованность. [2]

       Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. [3] Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. 

      Научиться управлять собой ребе­нок может только вместе со взрослым: в общении, в совместной деятельно­сти первым шагом на этом пути может стать дидактическая игра , которую можно рассматривать как своеобраз­ную форму общения взрослого с ребенком, ведь каждая, даже самая простая игра обязательно имеет пра­вила, которые организуют и регули­руют действия ее участников [4]. Эти правила определенным образом огра­ничивают спонтанную, импульсную активность, ситуативность поведе­ния, присущую детям дошкольного возраста. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребенок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок, играя, учится планировать свои действия, и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

      Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку. Таким образом, они смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении.

      Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребёнка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитывать в нём трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу [5].

      Занятия с ребенком в семье несут не только обучающий и развивающий смысл, но имеют также важное воспитательное значение. Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье.
Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима [6]. Психологи П.Ф.Каптерев, Б.П.Ленский, М.М.Рубинштейн исследовали и доказали значимость семьи и семейного климата в психическом развитии ребёнка. Отношения ребенка и взрослого – это источник психического развития в детском возрасте. Наиболее полно эта мысль развита Л. С. Выготским в понятии зоны ближайшего развития: «То, что ребенок сегодня делает с помощью взрослых, завтра он сумеет сделать самостоятельно».

     Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить ребёнка читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако,  для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. Столь же ревностно мы должны печься о том, чем питается ум, сердце и душа ребёнка.

      Особое значение в психологическом развитии дошкольника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своём поведении на окружающих. Если ребёнок воспитан правильно, то к шестилетнему возрасту, он не только усваивает основные нравственные нормы, но и приучается действовать в соответствии с этими нормами.

     Особое внимание при подготовке к школе надо обратить на режим дня детей. Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья детей. Твёрдый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени. Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая порождает лень.

      Родители часто спрашивают у воспитателя: «Сколько времени требуется, чтобы подготовить ребёнка к школе?». Много – несколько лет, ведь подготовка к школе продолжается в течение всего периода дошкольного детства.

      Таким образом, родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребенка к школе имеет его собственная деятельность. Игры, ри­сование, конструирование, собствен­ный опыт - вот основа развития лич­ности ребенка. Поэтому роль родите­лей в подготовке его к школе не может сводиться только к словесным указа­ниям по тому или иному поводу. Взрослые должны организовывать за­нятия, игры, посильный труд ребенка, руководить ими и при этом не забы­вать о поощрении.

     Изучив трудности и успехи ребёнка при переходе на ступеньку начального обучения и проследив их взаимосвязь с воспитанием и развитием ребёнка в семье, можно сделать вывод, что готовить ребёнка к школе в семье нужно с самых первых лет. Роль родителей в подготовке детей к школе огромна, её значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей.

 

 

Список литературы:

1. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. - М., 1986 г.

2. Терещенко М.Н. «Роль семьи в формировании готовности ребенка к школе» http://www.school23.krasnoturinsk.org/poleznoe/roditelyam/36-rol-semi-v-formirovanii-gotovnosti-rebenka-k-shkole.html

3. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. Л., 1988

4. Эльконин Д.Б. Психология игры ,  2 изд.  - М.: Владос,1999

5. Дорофеева Е. В. Взаимосвязь психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению с особенностями воспитания родителей [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 82-90.

6. Кулик Л. А., Берестов О. А. Семейное воспитание — М., Просвещение 1990 г.
 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»