Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Депривация в семье

Алексеева Юлия Васильевна,
ГБДОУ детский сад №74
Калининского района Санкт-Перербурга

      Извечный философский  вопрос: что необходимо человеку для нормальной жизни (кроме пищи и воды, естественно)? Оказывается, множество всего: и  нескрываемая радость родителей при его рождении, и вовремя спетая колыбельная песня, любимая игрушка в кроватке,  улыбка мамы и близких людей, и  возможность двигаться, и  отсутствие опасения, что вопрос останется без ответа, и общество людей вокруг и … много чего ещё. Кажется, что это мелочи, но вот парадокс: если лишить человека этих «мелочей» - изменится его судьба! Депривация - и есть «лишение».

      Термин “депривация” активно используется в психологической литературе последних лет. Однако в определении содержания этого понятия отсутствует единство.

      А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых рассматривают депривацию как “лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей”. “Симтоматика психической депривации может охарактеризовать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности” [1].

      Проблемами депривации занимались и занимаются зарубежные и российские психологи и психиаторы: Й.Лангмейер, З.Матейчек, М.И.Лисина, А.Рачкова, Н.Н.Иванова, Л.Ф.Козодаева и др.

      Общение как жизненно важную потребность для развития человека определяет отечественный учёный, психолог, М.И.Лисина. В связи с этим она отмечает: « многие европейские психологи драматическим образом подчёркивали первостепенное значение отношений с  матерью для правильного психического развития маленького ребёнка. Недостаток общения с нею, писали эти учёные, ставит под угрозу жизнь ребёнка, препятствует его физическому и психическому развитию. Дефицит общения в раннем возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности, определяя формирование у неё агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности» [2]

      О том, что основное значение в развитии и усвоении детьми общественно-исторического опыта имеет общение, признают в своих трудах многие отечественные психологи: Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин.

      Депривация – это недостаток, дефицит, ограниченность каких-то средств, условий, предметов для удовлетворения каких-либо потребностей личности, в результате возникают различные отрицательные психические состояния, вплоть до депрессии [3]. 

      Й.Лангмейер и З.Матейчик дают следующее определение этому явлению:

«Психическая депривация является психическим состоянием, возникшем в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [4].

      Исследователи классифицируют депривационные явления в зависимости от  характера потребности. В классификацию В.М.Сорокина, В.Л.Кокоренко  включён следующий вид дипривации:

      - материнская и семейная депривация – недостаточность материнского тепла и эмоционального резонанса в общении с ребёнком, отсутствие родителей/матери (истинное сиротство) или отсутствие семьи при живых родителях (социальное сиротство), длительная сепарация от семьи/матери [5].

    Создатель теории  «материнской депривации» Джон Боулби (John Bowlby) 

в результате исследований установил причинно – следственную  связь между

материнской депривацией, подростковой делинквентностью и поведенческими расстройствами у взрослых. Работу Боулби сочли доказательством того, что даже краткие  разлуки с матерью в детстве способны оказать глубокое долгосрочное воздействие на жизнедеятельность взрослого человека. [6]

      Г.В.Козловская расширяет эту классификацию и включает в неё:

      - эмоциональная депривация – скрытое сиротство в семье при искажении функционирования психобиологической системы мать-дитя;

      - перманентное физическое (в т.ч. сексуальное) и психологическое насилие в семье.

      Следует отметить, что изолированно отмеченные виды психической депривации наблюдаются редко, чаще имеет место их сочетание, например, социальное сиротство связано с эмоциональной и когнитивной депривацией, нередко и с физическим (избиением) и психологическим насилием (пренебрежением правами ребёнка, физическим обеспечением и уходом). [7]

      Установление того, что воспитание в детских учреждениях и разлука с родителями вызывают нередко серьезные нарушения в развитии ребенка, привело к некоторым преувеличенным заключениям. Воспитание в детских учреждениях сразу превратилось в модель депривационной ситуации, тогда как семейное воспитание было провозглашено единственной надежной защитой от депривации. Это выражал лозунг: «Лучше плохая семья, чем наилучшее детское учреждение!»

     Многолетний клинический опыт ни у кого не оставляет сомнений в том, что многие дети растут в столь плохих семейных условиях, что под угрозой находится не только их воспитание, но прямо их жизнь. Практика, нашедшая распространение под впечатлением исследований о психической депривации, приводила часто к тому, что детей оставляли в неблагополучных семья. Причём цель всех социальных устремлений усматривалась в сохранении – и это при любых условиях – целости семьи. Так как надзор за семьей лишь в редких случаях являлся достаточно последовательным, то дети в течение целого ряда лет оставались в совершенно неудовлетворительной среде.       Каждый социальный работник может привести целый ряд случаев, когда дети из такой воспитательной среды, дети с задержкой в физическом и психическом развитии, начинают значительно лучше развиваться именно после помещения в детское учреждение. Таким образом, возникает вопрос: испытывает ли ребенок в семье и при каких условиях недостаточное удовлетворение своих основных психических потребностей.

      Данный вопрос задавали все те, кто критически задумывался над первоначальной концепцией материнской депривации по Боулби. [6] Причем они сообщают, что в среде семьи могут возникнуть условия, которые от условий в учреждениях существенным образом не отличаются. Ребенок может страдать в результате сепарации от матери, хотя он физически с ней и не разлучен (например, с депрессивной или с психопатически весьма холодной матерью).

      В отдельных конкретных случаях в семьях можно установить как недостаточное обеспечение стимулами, так и нарушение связей, а также частые сепарации, причем трудно распознать, что воздействовало ранее и что позднее, что являлось решающим и что лишь побочным. Нельзя также забывать, что депривация в семье весьма часто предшествует депривации в детских учреждениях или становится ее продолжением. Кроме того, эмоциональная ситуация ребенка в семье, как правило, бывает значительно более сложной, чем в детском учреждении: позиции, занимаемые родителями в отношении детей, бывают и при неблагоприятных условиях более интенсивными, более глубоко обусловленными и более индивидуально дифференцированными, чем позиции, занимаемые воспитательницами в детских учреждениях.

      Условия, при которых,  может возникнуть неудовлетворение основных психических потребностей ребенка, т. е. может возникнуть депривация,   возможно разделить приблизительно в две группы.

      Во-первых, это такие обстоятельства, когда по внешним причинам в семье царит совершенный недостаток социально-эмоциональных стимулов, которые необходимы для здорового развития ребенка. Это имеет, место, например, при неполной семье (отсутствуют отец или мать), если родители преобладающую часть дня находятся вне дома, если экономическое или культурное состояние семьи настолько низко, что у ребенка отсутствует

стимуляция для развития.

      Во-вторых, имеются случаи, где данные стимулы, хотя объективно в семье и имеются, но для ребенка они недоступны, так как в отношениях воспитывающих его лиц, образовался определенный внутренний, психический барьер. Последний препятствует удовлетворению потребностей, хотя источник удовлетворения находится почти под рукой. Так это бывает в цельных семьях, нередко с весьма благоприятным общественным и культурным положением, где, однако, мать, а также отец и другие воспитывающие лица эмоционально совершенно безразличны, у них нет связи с ребенком, они ему не уделяют никакого внимания, лишь редко, когда за ним ухаживают, обращаются с ним лишь механически. Как это нами уже приводилось, обе указанные ситуации часто пересекаются: например, мать настолько занята, что она не успевает создать свои отношения с ребенком, отдавая весь свой интерес только своей профессии, она не использует даже и то ограниченное время, которое у нее фактически остается для ребенка; это может быть, далее, ребенок одинокой матери, у которого отсутствует отец и который страдает нередко от отвергающего отношения матери, переносящей на него свои чувства разочарования и горечи, возникающие из-за трудного общественного положения. 

     Различение обеих групп имеет практическое значение. Дело в том, что результаты в первом случае бывают более поверхностными, а исправление более легким, чем в ситуациях, где депривация вызвана серьезным психологическим препятствием, заключающимся в самой личности воспитателей. Также ход исправления в обеих ситуациях бывает различным.

     Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: признаками семейной депривации являются неблагоприятные условия проживания ребёнка в семье и педагогическая несостоятельность родителей. Депривация в семье приводит к деформации эмоциональной и социальной сфер личности. В эмоциональной сфере семейная депривация проявляется в виде дезорганизующих эмоциональных реакций, в их агрессивности, негативизме, фрустрированности, тревожности; в социальной сфере – в высоком уровне социальной дезадаптации (асоциальности, враждебности ко взрослым, депрессии).

      Депривированный ребенок воспринимает окружающий мир как враждебный, а других людей, - как способных причинить ему боль.

     Психическая депривация приводит к развитию у ребенка ощущения собственной беспомощности, безнадежности и потере чувства собственного достоинства и значимости.

      Для нормального развития формирования личности и психики ребенка перенесшего депривацию в семье, а также для его успешной социализации необходимо понимать причины, побуждающие его к отклоняющемуся поведению и уметь правильно на него реагировать.

      Доверие к миру у детей переживших депривацию в семье  может возникнуть только через любовь и тепло, так необходимое каждому ребенку независимо от возраста.

 

 

Список литературы:

 

1.                 Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — (Серия «Детскому психологу»)

2.                 Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка./ Под редакцией  

Рузской А.Г. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997

3.                 http://festival.1september.ru/articles/641819/ Консультация для воспитателей «Развитие личности в условиях депривации» Кварацхелия О.О., Топоркова Н.В.

4.                 Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, 1984

5.                 http://www.psi-sihtez/ru/Correctional/Sorokin-KokorenkoСорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии/ Под редакцией Л.М.Шипициной

6.                  https://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1002  Джон Боулби Теория привязанности.

7.                 Козловская Г.В. Психичекая депривация и её психогенная роль в    нарушении психического развития и формирования личности у детей в возрастном аспекте.// 1 Международная научно-практическая конференция «Психическая депривация детей в трудных жизненных

          ситуациях». – М.,2013

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»