Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Составила  Теске Л.Г.
Воспитатель ГДОУ д/с№76
Калининского района
г. Санкт – Петербурга


 Дошкольный возраст – самый благоприятный  возраст для закладывания основ  грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка, залогом его успешного обучения в школе.
 Мнемотехника в переводе  с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система  методов и приемов, обеспечивающих  эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение  информации. Использование  мнемотехники для  дошкольников сегодня становится  все более актуальным, т. к. в современном  мире  много закодированной информации в виде символов, схем  и важно ребенка научить  перекодировать информацию из символов в образы.
 Особое место в работе с детьми  занимает дидактический  материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладению  связной речью; кроме  того, наличие зрительного плана – схемы  делает рассказы четкими, связными и последовательными.
  Мнемотаблиц – это схема, в которой  отражена определенная информация. Для  детей своей группы  я создала  цветные мнемотаблицы, так как в памяти детей остаются определенные образы.
 Работа над мнемотаблицей состоит  из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществление  перекодирования информации, т.е. преобразование  символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется рассказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
  Работая по теме «Ознакомление детей с профессиями взрослых», широко использую мнемотаблицы. С их помощью  развиваются все виды памяти, ассоциативное мышление, связная речь. В настоящее время  появилось много новых профессий, совершенствуются  уже известные, появляются новые орудия труда. И в своих мнемотаблицах я постаралась  показать детям  роль современной техники в трудовой деятельности  человека и расширить представления  об эволюции предметов. Работа над мнемотаблицами позволяет активизировать в речи слова, родовые понятия и обобщения, позволяет интересно и непринужденно  обучать  составлению описательного рассказа о профессии.
  Опорой мнемотаблицы становится  буква, с которой начинается рассматриваемая профессия, а также орудия труда, трудовые действия и результат. В таблице можно изобразить  схематически всю ту  информацию, которую воспитатель посчитает нужным дать детям в пределах изучаемой профессии.
   Перед использованием  мнемотаблицы проводится  предварительная работа (совместная  педагога и детей):
- подготовка дополнительного познавательного, иллюстративного материала, расширяющего  кругозор детей.
 - наблюдение за трудом взрослых, беседы с родителями об их профессии.
 - чтение и обсуждение художественных произведений, посвященных профессиям, орудиям труда.
  Мною составлена картотека мнемотаблиц  «Профессии», при составлении мнемотаблиц  использовала замечательную  книгу Г.П. Шалаевой «Большая книга профессий для самых маленьких».
Описательные рассказы  составляются детьми в конце занятия. Приведу несколько рассказов детей на некоторые профессии,  например, рассказ о профессии спасатель: Спасатель- буква  С - Спасатель – нужная и мужественная профессия, в любое время дня и ночи он  должен отправиться туда, где нужна его помощь. Раньше, чтобы вызвать спасателя нужно было звонить по телефонам  01,02,03,04, а теперь установили единый номер- 112. У спасателей есть специальная техника, которая помогает быстро придти на помощь людям, это вертолеты, самолеты, специальные  инструменты, которые помогут быстро вызволить человека из  поврежденной машины. Когда я вырасту, я тоже хочу стать спасателем. (Вадик Р.)
 

   Рассказ о профессии  налоговый инспектор:
Буквы  Н и И – налоговый инспектор. Люди платят налоги  без особой радости. Наверно потому, что они не знают, как это важно для страны. Каждый работающий человек отдает часть своей  зарплаты в виде налога, из этих денег выплачивают зарплату  пожарным, полицейским, учителям, армии, которая нас охраняет. Налоговый инспектор следит, чтобы налоги платились вовремя и раз в году все заполняют налоговую декларацию, а тот, кто не платит налоги, тот не сможет поехать в путешествие за границу. ( Настя Ч.)



 



   Таким образом, мы при помощи мнемотаблиц знакомим детей с профессиями взрослых, закладываем интерес к своей будущей профессии, расширяем круг знаний об окружающем мире, активизируем словарь детей,  учим преодолевать робость, застенчивость, учим составлять  и рассказывать  рассказы.
   Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, т.к. связная речь является  важным показателем умственных способностей  ребенка и готовности его к школьному обучению.





Картотека мнемотаблиц.
1.Врач
 


2.Президент
 


3.Военнослужащий
 


4.Космонавт
 



5.Повар
 



6.Водитель
 

7.Летчик
 
 

8.Воспитатель
 


9.Депутат
 


10.Визажист
 

11.Водолаз
 
 


12.Дегустатор
 
13.Балерина
 


14.Банкир
 


15.Парикмахер
 
16.Столяр
 


17.Пожарный
 

18.Строитель
 

19. Моряк
 

20.Эколог
                















Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
                                         
1.Беседа о  космосе

Программное содержание:
•    Продолжать дополнять знания детей о космосе, о космонавтах, о полетах в космос.
•    Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
•    Развивать  мышление, память, воображение.
•    Воспитывать чувство гордости за нашу родину, ее героев-космонавтов.

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, если взглянуть  под ноги на улице, что мы увидим?
-Дорожку, асфальт или траву, а может землю.
-А если посмотреть вверх, что мы увидим? - Небо, солнце, а ночью - луну и  звезды.
-Земля и небо- это наша планета Земля. Посмотрите на глобус. Это макет нашей планеты с морями, океанами и сушей. За ее пределами – космос. Люди всегда мечтали  взлететь  в небо, как птицы. Придумывали разные крылья из птичьих перьев, разгонялись и прыгали с горы, но часто такие попытки  заканчивались  печально - люди погибали. Но люди не оставляли свою мечту попасть в небо и прилагали все  усилия, чтобы она осуществилась. И это им удалось. (Воспитатель предлагает детям  системный оператор и карточки  с изображением  разных летательных аппаратов. Дается задание  заполнить все 9  экранов и рассказать, опираясь на  карточки о  создании  и  эволюции  самолета).
-Теперь люди стали летать по  небу. Но люди продолжают смотреть в небо, особенно ночью и мечтают полететь, а куда, отгадайте.
    Ночь уже не так темна, если светит нам …(Луна)

    Белые цветочки на  синем  платочке
    Вечером расцветают, а  утром  увядают. (Небо и звезды).
   
    Это  странные  медведи-
    Месяцу они  соседи.
    Сверху  вниз  на нас глядят,
    Мед, малину не едят. (Большая и Малая  Медведица).

     Ей, ребята, можно верить-
     Нам укажет путь на Север
     Ночью  ясною всегда
     Лишь …(Полярная звезда).

Воспитатель: куда хотели полететь люди? - К звездам, на  Луну. Солнце- это самая большая звезда, оно  освещает и согревает нашу  планету - Землю. Около Солнца вращаются и ее  сестры- планеты. Назовите их.
(Дети называют Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн, Меркурий, Уран).
Воспитатель: ближе всех к Земле расположен  ее спутник - Луна. Люди  давно мечтали полететь  в космос, побывать на Луне. Для полетов в космос изобрели ракеты и  космические корабли, и появилась новая профессия- космонавт.
Воспитатель: кто первым из землян покинул планету? - Юрий Алексеевич Гагарин-первый космонавт, сын Земли, гражданин России. Первый  космический корабль назывался «Восток». Ребята, а каким, по-вашему, должен быть космонавт? (Смелым, сильным, умным, находчивым…)
-Кто расскажет о первом космонавте? Какая женщина первой полетела в космос? Откуда корабли стартуют в космос? Как живут космонавты в корабле и на космической  станции? Кто из космонавтов вышел  первым в космос? Люди, каких профессий побывали в космосе? Как космонавты возвращаются на Землю?
Воспитатель: расскажите о космическом корабле «Буран». Что такое космос?
(Ответы детей).
-В космосе уже побывало более 100 российских космонавтов.
          Пилот в космической ракете
          На Землю глянул с высоты.
          Еще никто, никто на свете
          Такой не видел  красоты.
          Внизу, за стеклами кабины,
          В молочных облаках летал
          Далекий, маленький, любимый
         Земной  голубоватый шар.
Воспитатель: космонавты должны  быть очень образованными людьми, многому учиться и быть здоровыми. Постоянно тренироваться. Давайте и мы потренируемся.
Физкультминутка:

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать - нам не лень!
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить - и сесть опять.
Воспитатель: ребята, космонавтам приходится много и упорно работать в космосе, заниматься исследованием космического грунта. Давайте попробуем и мы, справимся ли  мы с этой задачей (Детям предлагаю отправиться по группе - «исследовать грунт»). В группе разложены в  разных местах  блоки Дьеныша, дети находят их, описывают, складывают в мешочек (большой, красный, толстый, круглый камень и т. д.)
-Молодцы, ребята, много нашли интересных находок.
Воспитатель: иногда в космосе случаются непредвиденные ситуации, например, погас свет, тогда космонавтам приходится трудиться в полной темноте. Хотите представить себя в такой ситуации?
Я сейчас вам дам  футлярчики, в которых лежат полоски ткани, на которых нашиты  пуговицы. Вам нужно наощупь определить, сколько пуговиц пришито на каждой полоске. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Все чаще экипажи космических  кораблей международные: американцы, немцы, японцы и др. летают вместе с российскими  космонавтами. Они дружно работают на международных станциях в космосе. Россия и Америка  запускает космические корабли к планетам: Венере, Марсу. На  Луне  были  наши автоматические  аппараты, а первым побывал на  Луне американский астронавт Нил Армстронг на корабле «Апполон-11» и еще  12 астронавтов побывали на  Луне.
Когда вы вырастите и станете взрослыми, может быть, будете работать на Луне, т. к. она  ближайшая соседка нашей  Земли и очень богата полезными ископаемыми, которые нам необходимы. Может Луна поделится своими богатствами?
Воспитатель: день, когда наша страна отправила первого  человека в космос стал великим праздником. Когда мы празднуем его?-12 апреля.
-В этот день Ю.А.Гагарин полетел в космос. Это он открыл дорогу в космос  для жителей планеты земля.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового, а теперь кто хочет рассказать, что мы знаем о профессии космонавта. (Детям предлагается мнемотаблица о профессии космонавт.)
Слушаем несколько рассказов, подводим итог.

2.Знакомство  с  трудом лесника

Программное содержание:
•    расширить представления детей объектах, явлениях природы, растительном и  животном мире, взаимосвязи природы и человека;
•    развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее;
•    развивать речь детей.

                     Ход занятия:
Звучит музыка «Пение птиц».
Воспитатель: Чьи это голоса? Где их можно услышать? (Ответы детей)
Ребята, да мы с вами попали на  лесную полянку! Посмотрите, какая красота вокруг!
Воспитатель:
                       По волшебному пути
                       В сказку можем мы  войти.
                       Музыка сейчас  раздастся,
                       В сказку нам попасть удастся.
Дети:
                      Здравствуй, лес,
                      Дремучий лес,
                      Полный сказок и чудес!
                      Ты о чем  шумишь листвою
                       Ночью темной, грозовою?
                       Что нам шепчешь на заре,
                       Весь в росе, как в серебре?
                       Кто в глуши твоей таится?
                       Что за зверь? Какая птица?
                       Все открой не утаи,
                       Ты же видишь: мы свои.
 Входит Лесник:
-Это кто здесь раскричался? Кто нарушает тишину леса?
Воспитатель: А вы кто?
Лесник:
              Это я - седой старик,
              Называюсь  я Лесник.
              Этот лес я сторожу,
              За порядком  здесь слежу.
Лесник: Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес? Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете! Муравейники разоряете, цветы топчите, зверей и нас. Не пущу вас в лес!
Воспитатель: Лесник, среди наших ребят  ты найдешь  себе помощников. Наши  дети любят природу, умеют  ухаживать за растениями и животными.
Лесник: а вот и еще одна гостья пожаловала. (Приходит  Красная  Шапочка).
-Добрая ты девочка, знаю, а как в лесу себя вести не знаешь, с волком разговариваешь. Не пущу тебя в лес!
Красная Шапочка: Как же я попаду к бабушке? Она  больная, ждет меня, волнуется. Я не буду с волком разговаривать, а  сразу к бабушке  побегу и цветов рвать не буду, разрешите мне к бабушке пройти!
Лесник: Ладно, уговорила, пущу! Только с условием: ребята должны мои задания выполнить, а ты, Красная  Шапочка, послушай, как себя в лесу вести. В лес я пущу только тех, кто мне правила поведения на природе расскажет.
(Лесник предлагает  ребятам  в коробках с  песком  нарисовать знаки, обозначающие, что нельзя делать в природе).
Ребенок 1.-Нельзя рвать цветы (Показывает  перечеркнутый цветок, нарисованный в круге).
Ребенок 2.-Нельзя  разорять птичьи гнезда (Рисует  на песке в круге  птичье гнездо и перечеркивает его).
Ребенок 3.-Нельзя  в лесу шуметь (Рисует соответствующий знак).
Ребенок 4.-Нельзя  ловить  насекомых (Рисует и зачеркивает бабочку).
Ребенок 5.-Нельзя уносить домой  птиц, зверей, а то они погибнут (Рисует соответствующий знак и зачеркивает его).
Лесник: Молодцы, и правда знаете правила поведения в лесу. А теперь отгадайте мою загадку:
    И на горке, и под горкой,
    Под березкой и под  елкой,
    Хороводами и в ряд
    В шапках молодцы стоят.
Воспитатель: правильно, это грибы. На поляне выросли грибы. Ребята, вы их знаете? Назовите  съедобные грибы (Дети  называют, показывают  картинки).
А теперь  назовите  несъедобные грибы (Воспитатель предлагает собрать все несъедобные грибы и выбросить, чтобы никто не отравился).
Вот и это задание Лесника мы выполнили. А вот и еще одно:
Посмотрите, сколько здесь птиц! Назовите тех, кого вы узнали. Как мы можем помочь птицам? (Дети отвечают).
Лесник: Молодцы, ребята, порадовали меня своими знаниями о лесе, о природе.
Воспитатель напоминает детям, что следует беречь  и охранять  природу.
Лесник предлагает отдохнуть под деревом, а под каким деревом – дети выбирают сами с помощью  рамок- вкладышей  «Листья» (Дети  обводят  рамку нужного листа и  раскрашивают его).
Лесник предлагает рассказать, с какого дерева лист и описывают дерево (Дети выполняют просьбу лесника).
Лесник: Как вы много знаете о природе! Я хочу, чтобы и от меня вы тоже  узнали  что - новое про лес, чтобы наша  прогулка была полезной для вас. Я хочу рассказать вам про муравейник (Лесник рассказывает про муравейник).
Лесник: Ребята, а кто знает стихи о  муравейнике?
Ребенок:
Мы лесные жители,
 Мудрые строители,
Строим всей артелью
Дом себе под елью.
(Дети в это время рисуют на песке  муравья или муравейник).
Лесник призывает  не обижать ни дерево, ни кошку, ни муравья. Не обижать друг  друга, ведь мы все- частичка природы.
Воспитатель: А у нас для тебя, Лесник, тоже есть подарок. Ребята  знают о твоей  работе и могут  о ней рассказать.
(Воспитатель выставляет мнемотаблицу к профессии Лесник, дети начинают рассказ, сменяя один другого):
-Лесник-хозяин леса. У нас большая страна, много лесов. Из леса делают дома, лодки, мебель,  бумагу, ткань, игрушки, карандаши; в лесу мы отдыхаем, собираем грибы, ягоды, орехи. Чтобы все это было лесник много трудиться. Он лечит деревья, убирает старые, сажает новые, дает разрешение на вырубку новогодней  елки. Лесник следит, чтобы не было пожаров. Он очень хорошо знает свой лес, все речки и ручейки, какие звери в нем живут, их повадки. Каждый день с утра до вечера: летом верхом, а зимой на лыжах - он объезжает свое хлопотное хозяйство. Это  трудная, но необходимая профессия.
Лесник: Спасибо вам, ребята, за хороший рассказ, приходите ко мне в гости  еще:
           Пусть ветры вашу песенку
           По свету разнесут,
           Пусть будет также весело
           Везде, в  любом лесу.
Воспитатель благодарит Лесника за прогулку, дети прощаются с Лесником, Красной Шапочкой и поют песню «Не дразните собак». Лесник  прощается и уходит.
Воспитатель: Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад! Но мы с вами еще не раз отправимся  в путешествие по лесу.

3.Беседа “Пожар - стихийное бедствие”

Программное содержание:
•    углубить представления детей о роли  огня в жизни человека ;
•    закрепить правила  пожарной безопасности;
•    расширять представления о труде пожарных;
•    формировать образные представления, нравственные понятия, уважительное  отношение к труду пожарных;
•    развивать речь детей, воображение, наблюдательность.

         Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об огне, о пожаре. А  чтобы продолжить нашу беседу, я предлагаю вам из игры «Кубики для всех»  сложить свой узор «огонь» и рассказать, когда же огонь друг человеку, а когда – враг.
(Дети выполняют задание, рассказывают, кем является их огонь, другом или – врагом.)
Воспитатель подводит итог:
Огонь издавна был другом человека. Наши предки знали немало хитростей, секретов добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» огонь, поселяя его в своих пещерах. Огонь помогал  людям бороться за жизнь. На огне человек  научился  готовить пищу. Огонь спасал от  холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и жилья.
Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше. Многие его загадки  перестали быть загадками. Но другом и помощником огонь быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает людям готовить еду - и в квартире на газовой плите, и  в деревенской печке, и в туристическом походе или на рыбалке у реки.
А есть еще огромные заводские  печи. На хлебозаводе в печах пекут  хлеб. На кирпичном заводе в печах обжигают кирпич, из которого строят дома. А в  мартеновских печах при помощи огня варят сталь. Из нее делают  трубы, автомобили и самолеты.
Сила у друга - огня большая - пребольшая. Но если  с этой силой обращаться  неумело и неосторожно, то огонь может стать  страшным, коварным, злым врагом.
Огонь может натворить много бед. Это пожары! Горят магазины, жилые дома ,школы, поля, леса…В результате – колоссальные  убытки и потери. А главное - погибают люди и, конечно, дети. Чтобы этого не было, все мы должны всегда с осторожностью обращаться с огнем, газом, электричеством, внимательно присматривать за младшими  братишками и сестренками, за всеми малышами. Ведь большое количество  пожаров  связано с  шалостью, с игрой со спичками. Чиркнул спичкой без нужды, бросил на пол – и вот уже пожар. Пожар может возникнуть  и от телевизора, утюга, других электроприборов, включенных в сеть и оставленных без присмотра.
Но если случился пожар, то, что вам нужно сделать? Правильно, вы должны позвонить в пожарную часть и немедленно  сообщить о начавшемся бедствии взрослым.
Воспитатель: по какому номеру нужно позвонить, вы, надеюсь все знаете? Сложите из кубиков - 01 (Дети выполняют задание).
Воспитатель: молодцы, ребята. Но нужно стараться, чтобы огонь нам был  только другом.
Мы с вами встречаем в произведениях описание  пожара, давайте вспомним  эти произведения (Дети отвечают).
В произведении С.Я.Маршака «Кошкин дом» описывается страшный пожар:
   Хозяйка и Василий, усатый старый кот,
   Не скоро проводили соседей до  ворот.
   Словечко за словечком - и снова разговор,
   А дома  перед печкой  огонь  прожег  ковер.
  Еще одно мгновенье - и  легкий огонек
  Сосновые поленья  окутал, обволок.
  Взобрался по обоям, вскарабкался на стол
  И разлетелся  роем золотокрылых пчел…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, отчего возник пожар? (Дети отвечают).
-Кто же помог потушить пожар? (Дети отвечают).
-Да, действительно пожарные. А как мы можем позвать пожарных, если вдруг увидим, что   что-то горит?
-Правильно,01-вот телефон, который нужно  запомнить. При этом нужно  четко сказать свой адрес. И главное – звать взрослых на помощь.
Воспитатель: Ребята, представим, что случился пожар. Что же делать?
(Разыгрывается ситуация «Звонок в пожарную часть»).
-А что же еще нужно делать? Правильно, нужно покинуть помещение, а не прятаться  под кровать, под одеяло или  в другую комнату. И вызывать пожарных.
Некоторые люди, спасаясь от огня, выбегают из горящего помещения, оставляя двери открытыми. Распространяясь через  дверные проемы, пламя охватывает новые помещения. Кое-кто, ничем себя не защитив, пытается уйти  через  помещения, охваченные огнем. В таких случаях даже  один вдох  раскаленного воздуха может привести  к параличу дыхательных путей и трагическому исходу.
Воспитатель: Давайте, ребята, запомним правила, чтобы не было пожара:
  *никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками,
  *самостоятельно  не зажигайте газовую плиту, а на даче - печь,
  *не оставляйте без присмотра  чайник или утюг,
  *в лесу не разжигайте костер без взрослых,
  *не играйте с бензином и другими горючими жидкостями.
Воспитатель: огонь, выходя из повиновенья, не щадит ни кого и ничего. Пожар - не случайность, а  результат неправильного поведения.
Ребята, сегодня вы узнали много нового и полезного для того, чтобы ваша  жизнь была в безопасности. А теперь давайте попробуем  самостоятельно  рассказать о профессии пожарного. Опираясь на мнемотаблицу.
(Воспитатель показывает  мнемотаблицу и дети по очереди рассказывают, дополняя друг друга):
Пожарный – очень  ответственная и важная профессия. Стать пожарным может только сильный и смелый человек, это профессия  для настоящих мужчин. Они вступают в  бой с огнем, побеждают его, спасая людей, животных, имущество. Пожарных знают и уважают  все, ведь недаром  самый главный и первый номер  «01»-это номер пожарной службы, а когда пожарная машина едет по улице, ей все уступают дорогу. Сегодня в каждом городе  есть много пожарных частей, состоящих из профессиональных  пожарных. Они ездят на  ярко-красных машинах, оборудованных для тушения огня, а сами  одеты в специальные  несгораемые  костюмы и красивые блестящие каски.

4.Беседа  о транспорте, о профессиях.
Программное содержание:
•    обогащать представления детей о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном.
•    совершенствовать умение составлять рассказы о предметах и  из опыта.
•    учить понимать смысл обобщающих  слов, дать детям представление о  предложении как единице речи.
•    воспитывать интерес детей к профессиям людей, работающих на транспорте, дать представление о значении их труда для общества.
Предварительная работа:
Вести постоянные наблюдения  за работой  транспорта, беседы о профессиях людей, работающих на транспорте. Рассматривание игрушек, моделей транспортных средств, картин с его изображением. Загадывание загадок о транспорте. Чтение художественной литературы.
Оборудование: экран, ноутбук, фишки, мнемотаблицы к профессиям «Водитель», «Капитан», «Пилот».
               Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы должны  отгадать вид транспорта  и  назвать профессию  человека, который  им управляет.
        Не летит, не жужжит, жук по улице бежит.
        И горят в глазах жука два блестящих огонька.
Воспитатель: Правильно, ребята, это – автомобиль. (Показывает на экране ноутбука  картинки разных автомобилей). Как называется  профессия человека, управляющего автомобилем?
Дети: Шофер или водитель.
Воспитатель:
         Что за птица: песен не поет,
         Гнезда не вьет, людей и груз везет?
Дети: Это – самолет.
Воспитатель: Правильно, это самолет. (Показывает на экране  картинку с самолетом), а кто управляет  самолетом?
Дети: Летчик.
Воспитатель:
           Полотно, а не дорожка, конь не конь – сороконожка
           По дороге той ползет, весь обоз один везет.
Дети: Это – поезд!
Воспитатель: Правильно, (показывает на экране  картинку поезда), а какая профессия у  водителя поезда?
Дети: Машинист.
Воспитатель:
  Многолюден, шумен, молод, под землей грохочет город.
             А дома с народом тут  вдоль по улице  бегут.
Дети: Это – метро.
Воспитатель: Водитель поезда  метро – тоже машинист.
              Паровоз без колес! Вот так чудо  паровоз!
             Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел!
Дети: Это  пароход.
Воспитатель: Правильно (показывает на экране изображение парохода), а кто  водит пароходы?
Дети отвечают.
Воспитатель: Капитан-это профессия всех, кто водит корабли и пароходы.
              Под водой железный кит. Днем и ночью  кит не спит.
              Днем и ночью под водой охраняет твой покой.
Дети: Подводная лодка. (Воспитатель показывает  изображение  подводной лодки на экране).
Воспитатель: Подводную лодку тоже водит капитан.
    Воспитатель открывает выставку игрушек транспорта и предлагает поиграть, а на доске вывешивает мнемотаблицы  с профессиями, которые   прозвучали в загадках.
Воспитатель: Вы выбираете себе профессию, потом выбираете  вид транспорта, рассказываете: как называется ваш транспорт, описываете какой  у него вид и как на нем работать.
Дети выполняют это задание, опираясь на мнемотаблицу, игрушку, изображение на экране ноутбука. Заслушивают  5-6 рассказов.
Воспитатель: Как называется весь транспорт, движущийся по земле?
Дети: Наземный.
Воспитатель: А под землей?
Дети: Подземный. (Ответы индивидуальные и групповые).
Воспитатель: А если транспорт движется по воде?
Дети: Водный.
Воспитатель: А под водой?
Дети: Подводный.
Воспитатель: А по воздуху?
Дети: Воздушный.
Воспитатель: А какой еще появился вид транспорта?
Дети: Космический.
Воспитатель: Это космические  корабли, на которых уже есть космические пассажиры. А кто управляет космическим кораблем?
Дети: Космонавт.
Воспитатель: (Показывает на экране изображение космического корабля), космонавт- это новая профессия. Замечательно, что вы знаете. А вот теперь даю вам задание: нужно  в шесть обручей  сгруппировать  весь транспорт по видам.
  Воспитатель  на ковре располагает  шесть обручей, а дети разносят  картинки с изображенными на них транспортными средствами.
Воспитатель: Посмотрите на группу  наземного транспорта и  скажите, на какие  виды  можно еще их поделить? (Дети  распределяют еще  на  три группы: грузовой, пассажирский, спецтранспорт, и объясняют свое решение).
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте поиграем в игру «Светофор». (Проводится подвижная игра).
Воспитатель: Вот мы еще раз повторили правила  дорожного движения, будьте дисциплинированными на дороге! Ведь скоро вы пойдете  в школу, и добираться до нее вам придется самостоятельно. А сейчас поиграем в другую игру.
Воспитатель: «На улицах города много машин». О чем вы узнали? - О том, что на улицах много машин. Слушайте дальше  рассказ: Я еду в такси. Вы уже больше узнали  про машины города?
Дети: Да, что можно ехать в такси.
Воспитатель: Такси едет быстрее автобуса. А что еще узнали? - Что можно  ехать и на автобусе, но такси едет быстрее. Если я вам буду рассказывать дальше, вы узнаете еще больше. Когда мы о чем – нибудь рассказываем, мы говорим предложениями. В предложении предмет или событие не просто  называются, а  о них что-то рассказывается. Несколько предложений об одном предмете - это уже рассказ о нем. Вот вы сегодня  рассказывали о разных машинах  и профессиях – как много мы узнали! А если я скажу: едет, автобус, такси, быстрее. Это  предложение?
Дети: Это просто слова.
Воспитатель: Надо  слова изменить, чтобы было понятно, о чем я хочу сказать. Такси едет быстрее автобуса. Это предложение. Я повторю свой рассказ, а вы сосчитайте, сколько в нем предложений.
      Воспитатель повторяет, делает паузы между предложениями, а дети откладывают в паузах фишки. Сколько фишек - столько предложений.
Воспитатель: Можно  изобразить предложение графически, т.е. на доске прочертить  одну линию для одного предложения. В итоге получится  три черты. Дети называют  первое, второе, третье  предложение. Воспитатель  повторяет все три предложения и спрашивает, что же получилось?
Дети: Получился рассказ.
Воспитатель: Молодцы! Запомнили, что рассказ – это несколько предложений об одном предмете.
-А теперь я вам предлагаю  нарисовать на тему: « Мой любимый вид транспорта».

5. Когда я буду взрослым…
Программное содержание:
•    формировать интерес к профессиям, желание узнать о них больше, привлечь внимание детей к людям новых профессий: художник- дизайнер, менеджер, фермер и др.
•    продолжать  учить составлять  рассказы творческого содержания, развивать память, воображение.
•    учить составлять предложения, анализировать их словесный состав. Делить слова на слоги, выделять  в словах  гласные и согласные звуки: твердые и мягкие.
•    воспитывать познавательные интересы  у детей, уважение  к людям труда.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о профессиях, чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?», рассказы о труде взрослых, рассматривание и  составление мнемотаблиц о профессиях.
Оборудование:
Экран, ноутбук, магнитофон, карандаши и бумага для рисования.

                        Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, когда вы будете взрослыми, вы будете выбирать себе профессию. А что такое – профессия?
Дети: Это то, чем человек занимается, чтобы приносить пользу людям.
Воспитатель: Правильно, а давайте мы с вами помечтаем, и узнаем, какие же  профессии бывают  интересными и нужными. Давайте вспомним стихотворение В. Маяковского «Кем быть» и расскажем его по ролям.
  Выходят дети и  рассказывают.
Воспитатель: Посмотрите на эти предметы. ( Воспитатель показывает на экране  два чайника : один обычный, а другой  современный электрический).
Что это?
Дети: Это чайники.
Воспитатель: Они похожи?
Дети: Нет.
Воспитатель: Кто сделал их непохожими и почему?
Дети: Художник- дизайнер.
Воспитатель: Есть такая профессия дизайнер, который создает каждый предмет так, чтобы он не только выполнял свое назначение, но и был красивым, удобным в пользовании. Дизайнер- это новая  и очень нужная профессия. Настоящий дизайнер должен быть одновременно и художником, и портным, и архитектором, и садовником. Вы, наверное, слышали, когда о человеке говорят: «У него хороший вкус». Это вовсе не значит, что этот человек вкусный, просто  он старается  все вокруг себя  устроить красиво. Такой человек  может стать дизайнером. Он похож на волшебника, в руках которого преображается буквально все: обычная одежда  становится оригинальной и яркой, неудобная мебель – удобной, уныло висящие шторы – украшением квартиры. (Воспитатель показывает  изображение  на экране ).
Дизайнер помогает нам разрабатывать красивый  вид (интерьер) наших квартир. Подберет  обои для стен, мебель, посоветует, как лучше ее расставить, где лучше  повесить картину, а где лампу.
Воспитатель: Посмотрите на предметы в группе и найдите те, которые одинаковые по назначению, но разные по художественному решению.
(Дети идут по группе, находят  и рассказывают о кашпо, вазах, посуде, об осветительных приборах).
Воспитатель: То, что нас окружают  красивые и удобные вещи, заслуга художников- дизайнеров, эта профессия древняя, так как люди всегда во все времена создавали вещи красивыми и удобными, а жилище  делали уютным. Если бы вы выбрали эту профессию, что бы стали делать?
(Ответы детей).
Воспитатель: Кто хочет рассказать о других  профессиях, которые вам нравятся? Рассказывать начинайте так: «Когда я стану взрослым, то буду…»
Называйте профессию, расскажите, почему она вам нравится, какую пользу вы будете приносить людям своим делом. А в помощь вам я предлагаю использовать мнемотаблицы. А я запишу ваши рассказы на магнитофон, чтобы потом оформить  газету « Кем быть».
(Все вместе слушают  несколько рассказов детей, воспитатель оценивает  их, подчеркивает значимость выбранной профессии для людей).
Воспитатель: Замечательно то, что вы уже мечтаете о своем деле, когда вырастите. А пока мы еще не выросли, нашими любимыми делами  всегда были разные игры. Какую подвижную игру вы выбираете? (Проводится игра по выбору детей).
Воспитатель: А теперь игры будут другие, ведь мы готовимся  к школе. Игра называется  «Продолжи предложение». Когда я буду взрослым, я буду… вы добавляете одно слово – профессию – например – фермером. Предложение  надо говорить от начала до конца (Проводится игра, воспитатель показывает на экране картинки с изображением профессий, названных детьми).
Воспитатель: Теперь другая игра. Назовите профессию, название которой начинается  со звука «К». Капитан, кассир, кулинар, космонавт, клоун и др.; со звука «П»- пилот, повар, парикмахер, пожарный, президент и т. д. Назовите профессию, в названии которой  два слога и три  слога. (Дети называют, воспитатель добавляет слова, показывает  эти слова на экране) При этом выбирает слова для анализа  по схеме  двухсложные и трехсложные, дети выделяют гласные и согласные звуки, называют, какие из них твердые, какие мягкие звуки. Выкладывают у себя  на партах.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня много узнали нового о профессиях, я предлагаю вам нарисовать себя тем, кем бы вы хотели стать по профессии. Из этих рисунков и ваших рассказов получится замечательная газета!

Использованная литература:
1.Акимова Г. Память – на  “5”(эффективные  мнемотехники для детей и взрослых).- Екатеринбург: “У - Фактория”, 2006.
2.Житникова Л. Учите  детей запоминать. – М.: “Просвещение”, 1994.
3.Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей  с ОНР// “Воспитание и обучение”.- 2004.-№6
4.Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // “Дошкольное воспитание”.- 1990. - №10.
5.Шалаева Г. Большая книга профессий для самых  маленьких. Филологическое общество “Слово”. М. 2005.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»