Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Виноградова Наталия Николаевна

 

Введение

 

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Но, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы развития связной речи дошкольников посредствам сказок

 

Ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Эта способность была подмечена итальянским детским писателем Джанни Родари и легла в основу его знаменитого пособия для детей «Грамматика фантазии». Используя сказочную тематику, Дж.Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития речи, мышления, воображения. Одно из игровых упражнений - опорное моделирование, используя карты Проппа.

Дж. Родари отмечает, что «преимущество карт Проппа очевидны, каждая из них - целый срез сказочного мира. Каждая функция изобилует перекличками с собственным миром ребенка». То есть каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе и в окружающем его мире людей. Целесообразность карт Проппа состоит в том, что:

Наглядность и красочность их использования позволяют ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее использовать ее при сочинении сказок.

Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации и пр., а, следовательно, у него интенсивнее развивается абстрактное и логическое мышление.

Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.

Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.

Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности. Создателем оригинальных литературных произведений.

Существуют различные методики, например универсальная методика Л.Б. Фесюковой, развивающие образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомит детей с миром природы и помогает подготовить их к школе.

Малышам предлагается впервые отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Л.Б. Фесюкова предлагает несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи.

Умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки.

Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Л.Б. Фесюкова предлагает использовать следующие приемы:

- срифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

- составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку».

Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения, по мнению Л.Б. Фесюковой, это записки, телеграммы, короткие письма. И любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму, да еще срочную. И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, а взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии.

До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф.Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, Л.Б. Фесюкова предлагает к произведению подбирать фразеологизмы и пословицы и вместе с детьми обсуждать смысл каждой из них, тем самым помогая ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.

Важным, по мнению Л.Б. Фесюковой, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:

- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- сочинить длинное и в то же время смешное слово;

- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука - мука), а порой различный контекст (собачий хвост - собачий характер);

- объяснить этимологию слова;

- произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его.

Очень хорошо, когда в доме есть «волшебная палочка». Обученный владению «волшебной палочкой» дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения - «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом).

Так же Л.Б. Фесюкова предлагает использовать игры, например: «А если бы…», «Хорошо-плохо», придумывать новые названия сказок, не искажая идеи произведения.


 

Заключение

 

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова.

Развитие связной речи на занятиях с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.

Для развития связной речи дошкольников можно применять различные методы, но я остановилась на работе со сказкой.

Ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.

Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения, математические и экологические представления и т.д.

С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений, т.к. сказка близка мышлению ребенка.

Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора, т.к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное.

Рекомендую подходить к работе со сказкой не традиционно. Т.к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, то уча детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

 

Список использованной литературы

 

1.     Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.

2.     Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.:Мозаика - Синтез, 1999 - 272с.

3.     Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983.- Т.2. - 340 с.

4.     Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. - М.:Знание, 1998.-94с.

5.     Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001

6.     Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. -М.:АРКТИ, 2002-144с.

7.     Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни. Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М, 1999.

8.     Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева -М.: изд. «Педагогика», 1998.- 138 с.

9.     Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. -Издательство Ростовского университета, 1987 -96 с.

10.             Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.:Педагогика, 1974. - 256с.

11.             Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.:Просвещение, 1969. -214с.

12.             Лурия А.Р. Язык и сознание/Под ред. Е.Д.Хомской. - М.: Издательство МГУ, 1998. - 336с.

13.             Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М.Алексеева, В. И.Яшина. -М.:Издательский центр «Академия», 1999. -560с.

14.             Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной. - М.:Педагогика, 1985. -208с.

15.             Основы теории речевой деятельности. - М.: Издательство «НАУКА», 1974. - 368с.

16.             Пропп В.Я. Русская сказка. - М.: Изд. «Лабиринт», 2000. - 416 с.

17.             Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. научн. тр./ Под ред. Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. - М.: изд. АПН СССР, 1987. - 120с.

18.             Расскажи мне сказку/Сост. Э.И.Иванова. М.: Изд. «Просвещение», 1993. -464 с.

19.             Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.

20.             Родари Дж. Грамматика фантазии. М.,1990

21.             Развитие речи дошкольника: Сб. научн. тр. / Под ред. О.С,Ушаковой. - М.: изд. АПН СССР, 1990.- 137с.

22.             Сказка как источник творчества детей/ Науч. рук. Ю.А.Лебедев. - М.:Изд. «Просвещение», 2001. - 235 с.

23.             Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф.А.Сохина. М.: Просвещение, 1981. - 159 с.

24.             Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Изд. «Просвещение», 1998. - 254 с.

25.             Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001-240с..

26.             Ушакова О.С. Развитие речи детей четырех - семи лет // Дошкольное воспитание. - 1995. - №1. - С.59-66

27.             Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М, 1999.

28.             Флёрина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.

29.             Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.

30.             Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999. -560с.

31.             Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. - М.: Издательство «Просвещение», 1966. - 96 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

План-программа работы по развитию связной речи с использованием сказок.

24 занятия, которые проводятся в первой половине дня. Длительность занятия 20 - 25 минут. Занятия представляют из себя работу по блокам: детям предлагается определенная сказка, которая рассматривается на протяжении 4-х занятий. После этого переходим к работе по другой сказке. Последние 4 занятия итоговые. На них дети, используя умения, которыми овладели во время проведения работы, сочиняют сказки по сюжету, предложенному воспитателем.

Тема занятия

Цели

Методы, приемы.

Блок 1

(4 занятия)

Сказка «Репка»

Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосоче-тания, исползовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь. Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать

Рассказывание сказки.

Отгадывание загадок.

 Дидактические игры:

«Что умеют делать звери»

«Какой, какая, какое?»

«Кто сумеет похвалить»

«От каждого по словечку»

Развивающая игра « А

если бы…»

Придумывание нового

названия сказки.

Придумывание нового

конца сказки.

Блок 2

(4 занятия)

Сказка «Колобок»

Систематизировать представление о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные и существительные. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление.

Чтение сказки.

Беседа.

Дидактические игры:

«Напишем письмо герою»

«Закончи предложение»

«Кто знает другое слово»

Развивающие игры:

«А если бы…»

«Хорошо-плохо»

Сочинение загадок.

Пересказ эпизода сказки от имени героя.

Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя.

Блок 3

(4 занятия)

Сказка «Маша и Медведь»

Продолжать формировать умения подбирать антонимы, прилагателные согласовывать с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания , подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов. Активизировать словарь. Продолжать развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач.

Чтение сказки.

Пересказ с помощью иллюстрации.

Придумывание нового названия сказки.

Придумывание загадок.

Дидактические игры:

«Дополни предложение»

«Какой, какая, какое»

«Задай вопрос герою»

Развивающие игры:

«А если бы…»

«Хорошо-плохо»

Придумывание нового окончания сказки.

Изменение сюжета сказки.

Блок 4

(4 занятия)

Сказка «Гуси-лебеди»

Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач.

Чтение сказки.

Беседа.

Дидактические игры:

«Кто сумеет похвалить»

«Назови ласково»

«Задумай слово»

«От каждого по словечку»

Развивающие игры:

«А если бы…»

« Хорошо-плохо»

Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию.

Придумывание нового названия сказке.

Придумывание нового окончания сказки.

Изменение сюжета сказки.

Блок 5

(4 занятия)

Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Формирование умений отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать, подбирать антонимы, синонимы. Развивать умение использовать заместителей при пересказе конкретного эпизода сказки. Активизировать словарь, творческое воображение и мышление. Развивать умение строить связное высказы- вание. Упражнять в решении творческих задач.

Чтение сказки.

Беседа.

Изображение героев гео-

метрическими фигурами.

Рассказывание сказки по схеме.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Придумывание истории.

Придумывание нового названия сказки.

Придумывание загадок.

Придумывание другого конца сказки.

Развивающие игры:

«Хорошо-плохо»

« А если бы…»

10. Изменение сюжета сказки путем добавления нового героя.

Блок 6

(4 занятия)

Итоговый.

1 занятие. Итоговое по пройденным сказкам.

Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слово к заданному, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи; умения составлять связное высказывание с опорой на иллюстрацию; умение аргументировать. Активизировать и развивать мышление и память.

Рассказ эпизода сказки по иллюстрации.

Дидактическая игра «Разные слова».

Самостоятельное состав- ление рассказа о любимом герое.

2 занятие. Придумывание новой сказки.

Активизировать знания и представления. Формировать умение подбирать нужное слово, уточнять значение слов. Развивать творческое воображение и мышление. Продолжать формирование умения составлять связное высказывание.

Дорисовывание кляксы на бумаге.

Дидактические игры:

«Бывает - не бывает»

«Речевые ситуации»

Придумывание сказочной истории про Кляксу.

3 занятие. Придумывание сказочной истории по игрушке.

Формировать умения заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику. Продолжать формирование умения самостоятельно составлять связное высказывание.

Дидактические игры: «Какой, какая, какое»

«Закончи предложение»

Придумывание сказочной

истории про игрушку.

3. Рисование истории.

4 занятие. Придумывание сказки по сюжетной картинке.

Формировать умения классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение; составлять разнооб- разные словосочетания, связные высказывания. Развивать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач.

Дидактические игры:

«Какое что бывает?»

«Что умеют делать звери?»

Рассмотривание картинки.

Придумывание сказочной истории по сюжетной картинке.

 

Блок 4 (4 занятия)

Сказка «Гуси лебеди»

Занятие №1

Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: иллюстрации к сказке.

Ход занятия.

Воспитатель читает сказку. Беседа по сказке:

- Понравилась сказка? Что понравилось? Почему?

- А вот мне не все понравилось. Что могло мне не понравиться?

- Кто помог Аленушке спасти братца Иванушку?

- А как бы вы поступили на месте Аленушки, если бы вам родители наказали заботиться о младшем братике?

- …. Если бы вам печка сказала, что поможет найти братика, только нужно съесть пирожок?

- А как бы вы поступили на месте печки, яблоньки и речки? Вы стали бы помогать Аленушке спрятаться с братом от Гусей-Лебедей?

Занятие №2

Цель: Систематизировать представления о значении слов. Формировать умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: иллюстрации к сказке.

Ход занятия.

- Отгадайте к какой сказке иллюстрация?

Пересказ сказки по цепочке с опорой на иллюстрацию.

- Почему сказка называется Гуси-Лебеди?

- Давайте придумает другое название сказки.

Игра «Назови ласково»

- Вам нравятся герои сказки? А когда нам кто-то или что-то понравится, мы называем их ласково. Давайте назовем ласково: сестру, брата, яблоню, мышь, печь, дерево, реку, дом, кисель, молоко.

Игра «Задумай слово»

-Поиграем в такую игру. Сейчас (ребенок) задумает слово, которое есть в сказке, но называть его не будет, а просто расскажет что это слово обозначает, а мы отгадаем, какое слово задумал (ребенок). Например: Она маленькая, серенькая и пищит.

Занятие №3

Цель: Формировать грамматический строй речи, умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении.. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: нарисованные вагоны поезда, иллюстрации к сказке.

Ход занатия.

- Отгадайте сказку по словам: «Унесли они ее братца», «Яблонька, красавица, спрячь нас».

- Давайте вспомним всех героев этой сказки.

Игра «От каждого по словечку».

- А сейчас мы с вами составим поезд. Поезд - это предложение, а каждый из вас назовет по одному слову - это будут вагоны. Будем браться за руки, так сцепим вогончики-слова. И если поезд составлен правильно - он сможет поехать. (каждому ребенку, назвавшему слово, дается нарисованный вагон). Придумывание предложений про Аленушку, Гусей-Лебедей, Бабу-Ягу, печку, яблоньку.

Игра «А если бы…»

- А если бы печка, яблонька и река отказались помогать девочке, что тогда ей пришлось бы сделать, чтобы спастись самой и спасти братика?

Игра «Хорошо-плохо»

- Мышка помогла девочке убежать от Бабы-Яги. Что в этом хорошо, а что плохо?

- Река молочная. Что в этом хорошо, а что плохо?

- Печка умеет разговаривать. Что в этом хорошо, а что плохо.

Занятие №4

Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: иллюстрации к сказке.

Ход занятия.

Узнать к какой сказке иллюстрация. Рассказать эпизод сказки, изображенный на иллюстрации.

-Какие герои в этой сказке хорошие, а какие плохие?

- Гуси-Лебеди какие? Почему?

- А если бы Гуси -Лебеди служили доброму волшебнику, какие тогда они были бы?

- Баба-Яга какая? Почему?

- А если бы Баба-Яга оказалась доброй, как тогда закончилась бы сказка?

- Но если Баба-Яга добрая, зачем Гуси-Лебеди унесли Иванушку?

- Давайте придумаем сказку, где Аленушка стала злой, а Баба-Яга - доброй.

 

Блок 5 (4 занятия)

Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Занятие №1

Цель: Формировать грамматический строй речи , умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать. Развивать умение использовать заместители при пересказе конкретного эпизода сказки. Развивать умение строить связное высказывание. Продолжать Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: фланелеграф, полоски разной длины и ширины, иллюстрации к сказке.

Ход занятия.

Чтение воспитателем сказки. Беседа по содержанию сказки:

- Можно назвать Пузыря, Соломинку и Лаптя друзьями?

- Почему?

- За что вы любите своих друзей?

Составление схемы сказки.

- Давайте зашифруем сказку на фланелеграфе.

- Какую полоску лучше выбрать для обозначения Пузыря, Соломинки, Лаптя, речки?

Пересказ детьми сказки по схеме.

- Давайте придумаем загадки про героев сказки, а потом вы их загадаете родителям.

- Какой Пузырь? (круглый, легкий)

- А что еще такое же? (воздушный шарик)

- Получилась загадка : круглый и легкий, но не воздушный шарик.

Придумывание загадок про остальных героев.

Занятие №2.

Цель: Формировать грамматический стой речи. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: иллюстрации к сказке.

Ход занятия.

Узнать к какой сказке иллюстрация.

- Кто герои сказки?

- С чего начинается сказка? Что было потом? Чем закончилась?

- Давайте придумаем историю про Лаптя. Что с ним случилось до того, как он встретился с Пузырем и Соломинкой?

- Что такое лапти? Если это обувь, то должно быть два лаптя. Почему он оказался один? Что с ним произошло?

- Давайте придумаем что было потом, как Лапоть познакомился с Пузырем и Соломинкой.

- А как по другому можно назвать эту сказку?

Занятие №3

Цель: Формировать грамматический стой речи, умения подбирать слова, противоположные по смыслу. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Развивать умения составлять связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: иллюстрация к сказке.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает загадки про героев, которые сочинили дети два занятия назад.

- Из какой сказки эти герои?

- Какое новое название сказке мы придумали на прошлом занятии?

- Что случилось с героями в конце сказки? Вам нравится такой конец?

- Почему?

- А как по другому можно перейти реку?

- Давайте придумаем новый конец сказки, который нам будет нравиться.

Игра «Скажи наоборот»

- Сейчас мы поиграем в игру. Я буду говорить слова, а вы в ответ по очереди будете называть слово наоборот. Например, если я скажу холодный, то наоборот будет - горячий.

Конец, легкий, длинный, худой, старый, грустный, добрый, хороший, твердый, день.

Игра «Хорошо-плохо»

- Что хорошего в том, чтобы жить вместе с друзьями? Что в этом плохого?

- Когда в лесу есть речка, что хорошего и что плохого в этом?

Занятие №4

Цель: Формировать грамматический стой речи, умение сравнивать. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Развивать умения составлять связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: иллюстрация к сказке.

Ход занятия.

- К какой сказке эта иллюстрация?

- Герой какой сказки похож на Пузыря?

- Чем они похожи? Чем различаются?

Игра «А если бы…»

- А если бы Пузырь не лопнул, как он смог бы спасти Лаптя и Соломинку?

- А если бы вместо реки вдруг появилась глубокая пропасть. Как тогда друзья перебрались бы на другую сторону?

- Давайте придумаем новую сказку. Представим, что, когда Лапоть, Соломинка и Пузырь подошли к реке, на берегу сидела мятая и порванная Газета и плакала.

- Что сказали друзья?

- Какую историю о себе рассказала Газета, что с ней произошло, что она стала такая помятая, рваная и плакала?

- Что решили друзья, как они поступят с Газетой?

- Чем закончилась сказка?

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»