Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ

Федорова Елена Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №107
Центрального района Санкт-Петербурга,

 

Часто причиной психоэмоциональных нарушений и заболеваний человека является стресс, который он получил в младенчестве или раннем детстве. И трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашней обстановки и приход его в детский сад. Негативный опыт адаптации к дошкольному учреждению может отразиться и на физическом, и на психическом здоровье ребенка, и на адаптации к школе, а, возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды. Поэтому сегодня любой уважающий себя и свою профессиональную деятельность педагог должен задуматься над тем, как проходят мероприятия адаптационного периода у него в учреждении и соответствуют ли они современным требованиям.

Главными критериями ФГОС ДО названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. Отдельно в стандарте выделено: «уважение педагогов к их воспитанникам», и «образовательный процесс должен учитывать интересы и возможности каждого ребенка; прописана защита детей от всех форм физического и психического насилия» (п. 1.9 статьи 34 нового закона «Об образовании»).

В возрасте 2 – 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно.

Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью.

Адаптация – процесс вхождения в новую среду, приспособление к ее условиям, сохранение и выработка необходимых умений и навыков.

Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка к условиям ДОУ является особенность педагога и организации педагогического процесса.

У современного воспитателя есть уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиции, целеустремленность.

Так Выготский Л.С.  полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения является игра. В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей. Игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир.

На втором году жизни игра детей имеет процессуальный характер; игровые действия однократные, между собой не связаны, стереотипны. Ребенок пока не осознает, что играет: он просто действует с предметами формирование игровых замещений осуществляется постепенно в совместной игре ребенка со взрослым. В процессе формирования игровых замещений ребенок отделяет действие (назначение) и название (слово) от конкретного предмета, благодаря чему становится возможным перенос значения одного предмета на другой. Существенно меняется характер игры между третьим и вторым годом жизни детей: усиливается игровая мотивация и эмоциональная вовлеченность ребенка в игру, изменяется структура игровых действий, начинает активно работать воображение. Оригинальные игровые замещения, наблюдаемые у детей этого возраста, можно рассматривать как первые проявления воображения и творчества. Таким образом, развитие ребенка происходит в игровой деятельности.

Каждому периоду соответствует определенный способ игры.  Для 2-летних детей характерны, в основном, игры-наблюдения, игры-действия или параллельная игра. Решающая роль в организации игрового взаимодействия детей этого возраста принадлежит взрослому.

В период адаптации ребенок в самостоятельной игре является главным ее участником, задача педагога заключается в формировании у него игровых навыков. Позиция воспитателя по отношению к игре бывает следующей:

-                   воспитатель «над» детьми;

-                   воспитатель – создатель игры;

-                   воспитатель – равный партнер в игре.

С детьми раннего возраста следует использовать различные виды игр:

-                   игры обучающего характера,

-                   сенсорные,

-                   сюжетно-дидактические,

-                   подвижные,

-                   музыкально-дидактические,

-                   игры-забавы,

-                   игры-развлечения,

-                   театрализованные (кукольные театры и инсценировки).

Приоритет следует отдавать играм, инициаторами которых являются сами дети:

-                   игры-экспериментирования (с водой, песком, снегом, глиной),

-                   игры с животными,

-                   игры со специальными игрушками для экспериментирования (различные конструкторы),

-                   сюжетно-отобразительные игры,

-                   элементы сюжетно-ролевых игр (сюжет строится по ходу игры, а не планируется заранее),

-                   театрализованные игры, игры-драматизации.

Планирование игр должно осуществляться по следующим принципам:

-                   ориентировка на интересы и желания детей,

-                   разнообразие,

-                   вариативность,

-                   преемственность,

-                   учет уровня игровых умений,

-                   способы отображения,

-                   самостоятельность и творчество,

-                   взаимоотношения и взаимодействия.

Таким образом, учитывая значимость  игры и возможности игровых умений и психологических особенностей детей в данном возрасте,  можно смоделировать игровую технологию, которая поможет вновь поступившим в ясли воспитанникам сделать процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ наименее болезненным.

Если рассматривать игру,  как особую форму освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования, а технологию – как комплекс техник, предполагающих определенный результат на выходе, то игровая педагогическая технология, применяемая в период адаптации ребенка 2 – 3 лет к условиям ДОУ – это такая подборка игр и игровых действий, которая будет направлена на снижение эмоционального напряжения и тревоги малыша и на формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и чувства доверия к воспитателю, а также поможет воспитателю изучить индивидуальные особенности ребенка, для составления его дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.

Игровая педагогическая технология, используемая в период адаптации, имеет два направления:

1.                 игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми;

2.                 игры по освоению социального пространства ДОУ.

Задачами первого направления будут:

-                   формирование положительного эмоционального настроя;

-                   снижение эмоционального напряжения и тревоги

Содержание работы в рамках этого направления должно обеспечивать эмоционально-комфортное состояние детей, развить у них психологическую автономность и самостоятельность, а также сформировать доверительные отношения с воспитателем.

Дать положительный эмоциональный заряд и обеспечить комфортное состояние детей могут игровые моменты, подобранные по дням недели с определенной целью.

Сюда входят словесно-тактильные игры, игры забавы, удовлетворяющие потребности малышей в движении, общении и образном поэтическом слове, хороводные и подвижные игры, потешки, пестушки, прибаутки, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения, способствующие установлению контакта ребенка со сверстниками и дающие положительный эмоциональный заряд (табл.1).

Таблица 1

Алгоритм проведения игр

День недели

Задачи

Содержание

Методические рекомендации

Понеде-льник

Поддержать эмоционально-комфортное состояние ребенка.

 

Обеспечить эмоционально-положительное общение педагога с детьми во время умывания

Музыкальное упражнение «Вот так хорошо».

«Звучащие игры».

Потешки для новичков.

«Погремушечка играй»

Многократно повторять.

Эмоционально вовлекать детей в игру.

Использовать для проведения игр шумовой материал: газеты, бумагу, ключи, металические крышки, ложки, крупы.

Вторник

Познакомить и сближать детей друг с другом

«Солнышко и дождик»,

«Кот в гости к нам пришёл»,

«Догони зайчика»,

«Мячик»,

«Лошадка».

Использовать атрибуты и музыкальное сопровождение.

Среда

Формировать доверительные отношения между воспитателем и детьми.

Создавать хорошее настроение у детей, развивать речь, взаимодействие взрослого и ребенка.

«Пляска с платочками»,

«Веселая пляска». «Мотыльки», «Воронята».

Потешки при кормлении.

Использовать музыкальное сопровождение

Четверг

Формировать чувство доверия к воспитателю через организацию тактильного контакта.

Преодолевать отчуждение между воспитателем и ребенком, снижать чувство страха в общении с малознакомыми людьми

«Игра с бубном»,

«Твои пальчики»,

«Киски просыпаются»;

потешка «Мирит нас мирилочка – вместе говорилочка»

 

Работать индивидуально и подгруппами

Пятница

Развивать у ребенка психологическую автономность и самостоятельность

«Гуляка».

Игра на самопознание.

«Непослушные котята».

Игры с тестом

Работать индивидуально и подгруппами

Основной задачей второго направление игровой педагогической технологии в период адаптации является обеспечение ребенку условий для накопления уникального опыта первичной социализации.

Известно, что одно из базовых новообразований социального развития в раннем возрасте – формирование чувства доверия к миру, и своевременное развитие этого новообразования будет способствовать более успешной социализации и адаптации ребенка.

Для реализации задачи данного направления работы предлагаются:

-                   мероприятия в форме игровых сюжетов по освоению социального пространства;

-                   мероприятия по межвозрастному общению для накопления опыта социальных коммуникаций, проводимых в игровой форме  (табл.2).

Таблица 2

Общение детей в системе

«ребенок раннего возраста – старший дошкольник»

Задачи

Содержание

Методические рекомендации

Вызвать у детей интерес к детям старшего возраста.

Формировать положительное эмоциональное отношение к межвозрастному взаимодействию

Приход детей старшей группы к малышам.

Внесение игрушек и их обыгрывание.

Оказание помощи малышам в проведении гигиенических процедур

Работать индивидуально и подгруппами.

Эмоционально вовлекать детей группы в игру.

Поддерживать интерес к взаимодействию с детьми старшего возраста.

Снять отчуждение перед малознакомыми детьми и взрослыми.

Приход малышей в группу к старшим детям.

Игровая ситуация «Путешествие по группе».

Мотивация на следующую встречу

Работать подгруппами.

Использовать музыкальное сопровождение

Развивать желание действовать в игровой ситуации с детьми старшего дошкольного возраста

Приход малышей в группу к старшим детям.

Игры, направленные на стимуляцию общения с детьми старшего возраста, познание себя и других.

Совместная деятельность, «организуемая» старшими детьми.

Использовать атрибуты и музыкальное сопровождение.

Мероприятия построены на игровом сюжете, который включает подвижные игры, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения. Игровой сюжет помогает малышам преодолеть страх.

На мероприятиях по межвозрастному общению главными «учителями» по ознакомлению малышей выступают дошкольники, которые на более понятном «языке» ознакомят их с социальным миром.

Таким образом, подготовленная, четко спланированная воспитателем и грамотно реализованная игровая технология даст положительные результаты в период адаптации детей 2 – 3 лет к условиям ДОУ.

Представленная в данной работе игровая педагогическая технология  способствует развитию полноценного общения детей со сверстниками,  социализации и формированию базового доверия к миру. С использованием в педагогической практике игровой технологии дети безболезненно привыкают жить в коллективе, сочувствовать, сопереживать сверстникам, ориентироваться в пространстве ДОУ.

Использование игровых технологий обеспечивает более успешную реализацию личностно-ориентированных технологий, что способствует гуманизации образовательного процесса в детском учреждении.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»