Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ
Федорова Елена Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №107
Центрального района Санкт-Петербурга,
Часто причиной психоэмоциональных нарушений и заболеваний человека является стресс, который он получил в младенчестве или раннем детстве. И трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашней обстановки и приход его в детский сад. Негативный опыт адаптации к дошкольному учреждению может отразиться и на физическом, и на психическом здоровье ребенка, и на адаптации к школе, а, возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды. Поэтому сегодня любой уважающий себя и свою профессиональную деятельность педагог должен задуматься над тем, как проходят мероприятия адаптационного периода у него в учреждении и соответствуют ли они современным требованиям.
Главными критериями ФГОС ДО названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. Отдельно в стандарте выделено: «уважение педагогов к их воспитанникам», и «образовательный процесс должен учитывать интересы и возможности каждого ребенка; прописана защита детей от всех форм физического и психического насилия» (п. 1.9 статьи 34 нового закона «Об образовании»).
В возрасте 2 – 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно.
Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью.
Адаптация – процесс вхождения в новую среду, приспособление к ее условиям, сохранение и выработка необходимых умений и навыков.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка к условиям ДОУ является особенность педагога и организации педагогического процесса.
У современного воспитателя есть уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиции, целеустремленность.
Так Выготский Л.С. полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения является игра. В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей. Игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир.
На втором году жизни игра детей имеет процессуальный характер; игровые действия однократные, между собой не связаны, стереотипны. Ребенок пока не осознает, что играет: он просто действует с предметами формирование игровых замещений осуществляется постепенно в совместной игре ребенка со взрослым. В процессе формирования игровых замещений ребенок отделяет действие (назначение) и название (слово) от конкретного предмета, благодаря чему становится возможным перенос значения одного предмета на другой. Существенно меняется характер игры между третьим и вторым годом жизни детей: усиливается игровая мотивация и эмоциональная вовлеченность ребенка в игру, изменяется структура игровых действий, начинает активно работать воображение. Оригинальные игровые замещения, наблюдаемые у детей этого возраста, можно рассматривать как первые проявления воображения и творчества. Таким образом, развитие ребенка происходит в игровой деятельности.
Каждому периоду соответствует определенный способ игры. Для 2-летних детей характерны, в основном, игры-наблюдения, игры-действия или параллельная игра. Решающая роль в организации игрового взаимодействия детей этого возраста принадлежит взрослому.
В период адаптации ребенок в самостоятельной игре является главным ее участником, задача педагога заключается в формировании у него игровых навыков. Позиция воспитателя по отношению к игре бывает следующей:
- воспитатель «над» детьми;
- воспитатель – создатель игры;
- воспитатель – равный партнер в игре.
С детьми раннего возраста следует использовать различные виды игр:
- игры обучающего характера,
- сенсорные,
- сюжетно-дидактические,
- подвижные,
- музыкально-дидактические,
- игры-забавы,
- игры-развлечения,
- театрализованные (кукольные театры и инсценировки).
Приоритет следует отдавать играм, инициаторами которых являются сами дети:
- игры-экспериментирования (с водой, песком, снегом, глиной),
- игры с животными,
- игры со специальными игрушками для экспериментирования (различные конструкторы),
- сюжетно-отобразительные игры,
- элементы сюжетно-ролевых игр (сюжет строится по ходу игры, а не планируется заранее),
- театрализованные игры, игры-драматизации.
Планирование игр должно осуществляться по следующим принципам:
- ориентировка на интересы и желания детей,
- разнообразие,
- вариативность,
- преемственность,
- учет уровня игровых умений,
- способы отображения,
- самостоятельность и творчество,
- взаимоотношения и взаимодействия.
Таким образом, учитывая значимость игры и возможности игровых умений и психологических особенностей детей в данном возрасте, можно смоделировать игровую технологию, которая поможет вновь поступившим в ясли воспитанникам сделать процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ наименее болезненным.
Если рассматривать игру, как особую форму освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования, а технологию – как комплекс техник, предполагающих определенный результат на выходе, то игровая педагогическая технология, применяемая в период адаптации ребенка 2 – 3 лет к условиям ДОУ – это такая подборка игр и игровых действий, которая будет направлена на снижение эмоционального напряжения и тревоги малыша и на формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и чувства доверия к воспитателю, а также поможет воспитателю изучить индивидуальные особенности ребенка, для составления его дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.
Игровая педагогическая технология, используемая в период адаптации, имеет два направления:
1. игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми;
2. игры по освоению социального пространства ДОУ.
Задачами первого направления будут:
- формирование положительного эмоционального настроя;
- снижение эмоционального напряжения и тревоги
Содержание работы в рамках этого направления должно обеспечивать эмоционально-комфортное состояние детей, развить у них психологическую автономность и самостоятельность, а также сформировать доверительные отношения с воспитателем.
Дать положительный эмоциональный заряд и обеспечить комфортное состояние детей могут игровые моменты, подобранные по дням недели с определенной целью.
Сюда входят словесно-тактильные игры, игры забавы, удовлетворяющие потребности малышей в движении, общении и образном поэтическом слове, хороводные и подвижные игры, потешки, пестушки, прибаутки, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения, способствующие установлению контакта ребенка со сверстниками и дающие положительный эмоциональный заряд (табл.1).
Таблица 1
Алгоритм проведения игр
День недели |
Задачи |
Содержание |
Методические рекомендации |
Понеде-льник |
Поддержать эмоционально-комфортное состояние ребенка.
Обеспечить эмоционально-положительное общение педагога с детьми во время умывания |
Музыкальное упражнение «Вот так хорошо». «Звучащие игры». Потешки для новичков. «Погремушечка играй» |
Многократно повторять. Эмоционально вовлекать детей в игру. Использовать для проведения игр шумовой материал: газеты, бумагу, ключи, металические крышки, ложки, крупы. |
Вторник |
Познакомить и сближать детей друг с другом |
«Солнышко и дождик», «Кот в гости к нам пришёл», «Догони зайчика», «Мячик», «Лошадка». |
Использовать атрибуты и музыкальное сопровождение. |
Среда |
Формировать доверительные отношения между воспитателем и детьми. Создавать хорошее настроение у детей, развивать речь, взаимодействие взрослого и ребенка. |
«Пляска с платочками», «Веселая пляска». «Мотыльки», «Воронята». Потешки при кормлении. |
Использовать музыкальное сопровождение |
Четверг |
Формировать чувство доверия к воспитателю через организацию тактильного контакта. Преодолевать отчуждение между воспитателем и ребенком, снижать чувство страха в общении с малознакомыми людьми |
«Игра с бубном», «Твои пальчики», «Киски просыпаются»; потешка «Мирит нас мирилочка – вместе говорилочка»
|
Работать индивидуально и подгруппами |
Пятница |
Развивать у ребенка психологическую автономность и самостоятельность |
«Гуляка». Игра на самопознание. «Непослушные котята». Игры с тестом |
Работать индивидуально и подгруппами |
Основной задачей второго направление игровой педагогической технологии в период адаптации является обеспечение ребенку условий для накопления уникального опыта первичной социализации.
Известно, что одно из базовых новообразований социального развития в раннем возрасте – формирование чувства доверия к миру, и своевременное развитие этого новообразования будет способствовать более успешной социализации и адаптации ребенка.
Для реализации задачи данного направления работы предлагаются:
- мероприятия в форме игровых сюжетов по освоению социального пространства;
- мероприятия по межвозрастному общению для накопления опыта социальных коммуникаций, проводимых в игровой форме (табл.2).
Таблица 2
Общение детей в системе
«ребенок раннего возраста – старший дошкольник»
Задачи |
Содержание |
Методические рекомендации |
Вызвать у детей интерес к детям старшего возраста. Формировать положительное эмоциональное отношение к межвозрастному взаимодействию |
Приход детей старшей группы к малышам. Внесение игрушек и их обыгрывание. Оказание помощи малышам в проведении гигиенических процедур |
Работать индивидуально и подгруппами. Эмоционально вовлекать детей группы в игру. |
Поддерживать интерес к взаимодействию с детьми старшего возраста. Снять отчуждение перед малознакомыми детьми и взрослыми. |
Приход малышей в группу к старшим детям. Игровая ситуация «Путешествие по группе». Мотивация на следующую встречу |
Работать подгруппами. Использовать музыкальное сопровождение |
Развивать желание действовать в игровой ситуации с детьми старшего дошкольного возраста |
Приход малышей в группу к старшим детям. Игры, направленные на стимуляцию общения с детьми старшего возраста, познание себя и других. Совместная деятельность, «организуемая» старшими детьми. |
Использовать атрибуты и музыкальное сопровождение. |
Мероприятия построены на игровом сюжете, который включает подвижные игры, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения. Игровой сюжет помогает малышам преодолеть страх.
На мероприятиях по межвозрастному общению главными «учителями» по ознакомлению малышей выступают дошкольники, которые на более понятном «языке» ознакомят их с социальным миром.
Таким образом, подготовленная, четко спланированная воспитателем и грамотно реализованная игровая технология даст положительные результаты в период адаптации детей 2 – 3 лет к условиям ДОУ.
Представленная в данной работе игровая педагогическая технология способствует развитию полноценного общения детей со сверстниками, социализации и формированию базового доверия к миру. С использованием в педагогической практике игровой технологии дети безболезненно привыкают жить в коллективе, сочувствовать, сопереживать сверстникам, ориентироваться в пространстве ДОУ.
Использование игровых технологий обеспечивает более успешную реализацию личностно-ориентированных технологий, что способствует гуманизации образовательного процесса в детском учреждении.