Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ
Калайджян Анна Михайловна
Наше общество предъявляет все новые требования к системе образования нового поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию.В современном образовании главная задача это воспитание творческой личности, способностьделать самостоятельные выводы, быть подготовленным к решению задач в различных
областях деятельности. Младший дошкольный возраст уникален, таккак ребёнок только формируется, и как это будет, такова будет его жизнь,важно не упустить этот период для раскрытия каждого ребёнка.
Подготовленная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет
воспитывать и обучать ребёнка с девизом «Творчество во всём
Детский ум не ограничен «глубоким образом жизни» и представлениями о положении вещей. Это позволяет им быть непосредственными и непредсказуемыми, изобретать, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Данная технология полезна при решении следующих
задач:
- развитие у детей возможность правильно действовать во всех сферах
деятельности: в обществе, в семье, во отношениях с
людьми, с природой;
- воспитание интереса к открытиям, сделанным самим;
- осуществление системного подхода при ознакомлении детей с миром и человеком, формирование системного мышления;
- развитие воображения, творчества, любознательности, фантазии;
- воспитание у ребенка стремления к разнообразной и продуктивной
деятельности;
- развитие чувства уверенности, базирующегося на сознании самоценности при понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.
ТРИЗ для дошкольников:
- это система совместных игр, занятий, призванных не изменять базовую программу, а увеличить её эффективность.
- При использовании элементов ТРИЗ активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы.
Применение ТРИЗ с дошкольниками позволяет вырастить из детей настоящих мечтателей, которые потом становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Еще ТРИЗ – технология помогает развивает такие нравственные качества, как желание помочь , умение радоваться успехам других, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие данной технологии от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность лично находить ответы на вопросы, решать самим задачи, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка может помочь активизировать мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология так же даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ
- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).
- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.
Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я начала в 2011 году. Сначала пересмотрела материал по данной технологии. Мне очень понравился метод ММЧ, который был использован мною в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Великий невидимка. Немного о воздухе» и в подготовительной группе «Маленькие человечки».
Это метод - Моделирования Маленькими Человечками – ММЧ. Данный метод направлен на то, что бы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.
Методика ММЧ – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами.
Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).
С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на примере воды) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с детьми мы проводили опыты, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы.
Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.