Игры с песком, как средство для развития и самореализации детей
Лугова Татьяна Викторовна
Идея "терапии песком" была предложена швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Игры с песком - это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. Первые контакты детей друг с другом устанавливаются именно в песочнице. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством, имеет замечательные свойства "заземлять" негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Игры в песочнице положительно влияют на эмоциональное самочувствие детей, служат прекрасным средством для развития и самореализации. Возиться в песке - не каприз, а потребность ребенка. Психологи и педагоги относят возню детей в песочнице, построение замков к так называемым строительным играм. Они очень важны для развития дошкольника. С помощью игр с песком малыш творчески изучает мир вокруг себя. Когда он строит, он активен, его мозг, воображение, смекалка тренируются и развиваются.
Действия в песке и с песком:
- закапывание друг друга в теплый песок
- ходьба босиком по песку
- строительство из влажного песка замка и башни
- рытье колодца, тоннелей
- прокладывание дороги
- лепка куличиков, пирожков и их украшение.
Немного математики в воде и песке.
Играя в песочнице или на пляже, так же можно формировать или закреплять некоторые начальные математические представления. Используя формочки контрастного размера, предложите детям сделать большие и маленькие куличики. По ходу работы постоянно отмечайте, для какого куличика потребовалось много песка, а для какого мало. Можно предложить детям "испечь" печенье разной формы: треугольное, круглое, квадратное. В песке можно вырыть для медвежонка большую берлогу, а для мышки - маленькую норку. Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. В ходе игр с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умения общаться. Можно условно выделить три направления : ОБУЧАЮЩИЕ. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ.ПРОЕКТИВНЫЕ. Обучающие игры направлены на развитие мелкой моторики рук. Несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении: "отпечатки наших рук" ; "отпечатки наших кулачков, пальцев" ; "скользить ладонями по поверхности песка" ; "пройтись пальцами по поверхности песка" ; "оставлять следы одновременно двумя, пять пальцами" и т.д. Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики ребенок учится говорить о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание и память. Формируются такие черты личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.